Конспект открытого урока русского языка в 5 классе. «Второстепенные члены предложения»(ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Табакова Нина Владимировна

Дан конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Второстепенные члены предложения", подготовленный с учетом ФГОС.В публикации содержатся основные характеристики урока: технологии обучения, методический комментарий к уроку. структурные элементы урока,а также УУД, тип урока, методы обучения и конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе. «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка по теме: «Второстепенные члены предложения».

Основные характеристики урока:

Русский язык. 5 класс. Учебник Л. М. Рыбченкова. Русский язык. 5 класс.

Технологии обучения: личностно – ориентированное.  

Продолжительность: 1 урок - 40 минут

Автор: Табакова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №162 Кировского района г. о.Самара

Методический комментарий к уроку. Данный урок является пятым в системе уроков по теме «Члены предложения».

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; ввод материала с использованием опорных схем; ввод алгоритма рассуждения; усвоение темы в процессе проблемного диалога и лингвистического исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

УУД

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез, классификация, выведение следствий

Коммуникативные: умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству.

В процессе урока обучающиеся должны:

- уметь опознавать в тексте второстепенные члены предложения;

- классифицировать и группировать их по видам;

- самостоятельно определять цели своего обучения;

- структурировать учебный материал;

- логически мыслить, аргументировать свой ответ;

- обозначать символом синтаксические конструкции;

- конструировать предложения по заданной модели;

- оценивать свою деятельность на уроке.

Тип урока –  изучение нового материала.

Оборудование: карточки-схемы.

Структура  урока.

  1. Оргмомент -1-2  мин.
  2. Мотивационно – ориентированный – 3-5 мин.
  3. Планирование – 5 мин.
  4. Реализация плана – 30 мин.
  5. Гимнастика для глаз -1 мин.
  6. Рефлексия. - 2- 3 мин.

Описание

Данный урок – один из уроков, проводимых при изучении темы «Члены предложения» в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов. Урок  можно провести также  в начале учебного года при повторении изученного в 5 классе.

Методы обучения, используемые  на уроке:

  • словесные, наглядные, практические;
  • методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
  • методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
  • информационные методы – работа с опорной схемой.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в группах.  Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.  

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Применение наглядного материала на уроке.

На данном уроке применение  опорных схем делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт их использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.

Заранее подготовленные схемы позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на  доске или  в тетради.

Актуальность выбранной технологии и  форм для достижения цели  урока.

Используемая на уроке  личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.

Предложенная в ходе урока рифмовка о второстепенных членах предложения вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса к  изучаемой теме.

Умения и навыки учащихся, необходимые для  работы на уроке:

Навыки работы с опорными схемами.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

На уроке с целью профилактики переутомления проводится физкультминутка.

Литература:

  1. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, С.Г.Айрапетова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Афоризмы и крылатые выражения. Справочник школьника/ О.Д.Ушакова. – СПб.:  Литера, 2005.

Конспект открытого урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Второстепенные члены предложения (5 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Методический комментарий к уроку. Данный урок является пятым в системе уроков по теме «Члены предложения».

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; ввод материала с использованием опорных схем; ввод алгоритма рассуждения; усвоение темы в процессе проблемного диалога и лингвистического исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

УУД

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез, классификация, выведение следствий

Коммуникативные: умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству.

В процессе урока обучающиеся должны:

- уметь опознавать в тексте второстепенные члены предложения

- классифицировать и группировать их по видам

- самостоятельно определять цели своего обучения

- структурировать учебный материал

- логически мыслить, аргументировать свой ответ

- обозначать символом синтаксические конструкции

- конструировать предложения по заданной модели

- оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование:

  • опорные схемы;

Структура урока:

Организационный этап.

  1. Актуализация знаний.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  4. Физ. минутка.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:(1слайд)

- Добрый день, ребята.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

 И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

  Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Повторение изученного,

проверка

домашнего

задания

1.Начнем наш урок с любимой нашей игры-  словесного футбола. Подбираем проверочные слова(сначала называет учитель, потом ученики):

бросать-бросил

погляжу-гляну

замолкать-умолк

роскошный- роскошь

берёзка –березы

бедняжка –бедняжечка

2.Орфографическая разминка(письменно на доске):

а)вытащил – тащит

волейбол – словарь

украшать – украсил

затеряться- что сделать

в океане – П.п.

б)посмотрел- смотрит

апрель – словарь

рассматривать – приставка

к миске – Д.п.

знаешь - глагол

Называют проверочные слова,

затем сами задают

слова, подготовленные дома(ромашка),

работают у доски(двое),

остальные задают им вопросы из повторения и оценивают их ответы.

Работают по очереди у доски, обозначают члены предложения и части речи.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.

Коммуникативные:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Актуализация

знаний

Постановка учебной цели.

3.Лингвистическая задача.

В разных группах заранее предупредить одного учащегося о том, чтобы он

создал проблемную ситуацию – неожиданно после орфогр.разминки  встал и выдал фразу:

1 группа-Никитин Данила:

 - Я пошел

Учитель:

 - Куда? Как? Зачем?

2 группа-Суркова Алина:

 - Я знаю

Учитель, дети:

 - Что? О чем?

3 группа-Ягола Яна:

 - Я получу оценку.

Учитель, дети:

 - Какую?

4 группа-Широкова Алина

 - Я найду клад

Учитель, дети:

 - Где?

Учитель: Спасибо моим секретным помощникам)

(2 слайд): Я пошел... . Я знаю... . Я получу... . Я найду... .

 - Почему мы не могли понять ваших одноклассников?(  Они не договаривали свои предложения.) С точки зрения синтаксиса, какие члены предложения они только чаще употребляли?( Только подлежащее и сказуемое).Каких членов предложения не хватало?

(Второстепенных) Для чего они нужны? Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь.

Второстепенные члены предложения.

- Молодцы! Вы сами определили тему урока. Исходя из нее, сформулируйте  цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

(будем формировать умение находить второстепенные члены  предложения, выясним их выражения).

Задают вопросы и отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

- Эти слова дополняют, уточняют содержание предложения, заключенное в грамматической основе.

Запись учащимися числа,  темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Регулятивные: целеполагание.

1 этап.

Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

Физ. минутка

2 этап. Закрепление материала.

3 этап.

Итог урока.

4 этап.

Домашнее задание.

1.Сравним пары предложений.(3 слайд)

Жили человечки. В одном сказочном городе жили маленькие человечки. Росли цветы. Вокруг каждого дома росли красивые цветы.

В каких предложениях сообщается о событии кратко, в каких – подробно? Какими членами предложения являются слова, обозначающие детали события? Для чего они нужны? А кто догадался, как называются такие предложения?(Распространен

ными и нераспространенны-ми).

Давайте поработаем с такими предложениями.

2.Работа в группах.Эстафета. Разбор предложений по членам(на доске)

Воскресенье наступило. За окном свистел холодный ветер. Я обрадовался. Тучи превратились в облака.

Вывод: второстепенные члены предложения распространяют предложения. Кто помнит, как называются эти члены предложения? (Определения,

дополнения,обстоятельства).

3.Работа в группах.

Составление опорной схемы( таблица, кластер),её представление.

- Вы хорошо поработали, сами составили схему второстепенных членов предложения.

4.Работа с текстом (по упр.

499).Проверка.

Сверьте свою запись с правильным вариантом(4 слайд)

5.Дифференцированное

творческое задание(5 слайд):

а) распространите предложения второстепенными членами.

  1. Весна.
  2. Солнце.
  3. Набухли почки.
  4. Прилетят птицы.
  5. Появились цветы.
  6. Зацвели деревья.

б) напишите стихотворение о весне или опишите любое дерево весной.

Рефлексия.

Задает вопросы:

- Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

- Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Рефлексия деятельности на уроке:

1.Сегодня на уроке я узнал….

2.Сегодня на уроке я научился…..

3.После урока мне захотелось……

4.Сегодня на уроке я похвалил бы … за……..

5.Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. Как вы оцениваете собственную работу на уроке? (с помощью сигнальных карточек)

1.Закончить творческое задание.

2.Упражнение №500(по заданию.

Наблюдают и работают с текстом.

Отвечают на вопросы.

Выполняют  упражнение коллективно, подчёркивают второстепенные члены предложения.

Выполняют физкультминутку:

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся, и всё у нас получится!

Работают с предложенным текстом.

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Коммуникативные:

формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. приобретать операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.

                             Добрый день, ребята.

 Прозвенел уже звонок.

      Сядьте тихо и неслышно,

 И скорей начнем урок.

              Будем мы читать, трудиться,

 Ведь заданья нелегки.

                Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Я пошёл…  (Куда? Зачем? Как?)

Я знаю…    (Что? О чём?)

Я получу оценку…    (Какую? Когда?)

Я найду …   (Что? Где?)

Жили человечки.

В одном сказочном городе жили маленькие человечки.

Росли цветы.

Вокруг каждого дома росли красивые цветы.

                       Творческое задание:

а) распространите предложения разными второстепенными членами.

  1. Весна.
  2. Солнце.
  3. Набухли почки.
  4. Прилетят птицы.
  5. Появились цветы.
  6. Зацвели деревья.

б) Напишите стихотворение о весне или опишите любое дерево весной, используя распространённые и нераспространённые предложения.

Приложение

  1. Опорная схема

        

  1. Карточки

Упражнение 2.

1 вариант. Попробуйте воссоздать текст.

2 вариант. Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом.

        … солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью. … дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. … воротник резвевался. Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … … берег.

Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.

Упражнение 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, каким членом предложения они являются. Прочитайте полученный текст.

        (Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?) прилетели белоносые грачи. Греются (где?) скворцы. (Как?) с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс

Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Урок русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Урок русского языка на тему Второстепенные члены предложения. Обобщение. 8 класс....

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Конспект открытого урока русского языка 5 класс

Конспект открытого урока с применением ЦОР, ТРИЗ- технологий...