конспект внеурочного занятия по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Уходящие слова и слова -новички404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия;

Слова уходящие и слова-новички

Дубова Н.В., учитель русского языка

 МКОУ «СОШ №4» города Аши

Челябинской области

Цель: ознакомление учащихся с понятием «историзмы, архаизмы», с причинами устаревания слов, формирование представлений учащихся о различиях между    архаизмами и историзмами;

ознакомление с понятием «неологизмы»;

формирование у детей научного мировоззрения (умения видеть связь языка с жизнью народа, на развитие языка в связи с развитием общества);

совершенствование умений работать со словарями.

Развитие речевых умений учащихся.

Воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

Оборудование:, презентация по теме, карточки с заданиями.

Эпиграф:

Так же, как из году в год меняют леса

свои листья – старые падают, ─ так же и слова

ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и

 крепнут, как дети, на смену другие.

Гораций

I Организационный момент

Добрый день, ребята. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Присаживайтесь на свои места.

 Объяснение нового материала

Слово учителя.

─ Тема нашего занятия «Слова уходящие и слова-новички» (слайд 1)

─ Эпиграфом нашего занятия будут слова древнеримского поэта Горация. Как вы думаете: могут ли слова рождаться и умирать? (слайд 3)

─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов (слайд 4)

─ Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы (слайд 5)

 1. Рассмотрим изображенные на слайдах вещи (слайд 6-8)

─Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вышли из употребления).

─Где мы с ними можем встретиться?

─Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?

─Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются).

2. Почему слова вышли из употребления?

─Каковы же причины устаревания слов?

Обобщение учителя. 

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трамвая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта, потребность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.

Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Например, в древнерусском языке было слово тук — «жир». Со временем в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозначавшее «корм, пища», а слово тук перестало употребляться. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами (слайды 9-10)

Иногда устаревшие слова начинают жить новой жизнью, приобретая новое лексическое значение. Например, в 1946г. Обрели новую жизнь ранее устаревшие слова министр, министерство.

Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).

Существуют и специальные словари устаревших слов (слайды 11 – 12)

─ Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях)

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.

Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Такова их роль во многих стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» употреблены архаизмы перст, зеница, вещий, горний, прозябанье, уста, десница и др.

Архаизмы используются также как одно из средств создания юмора, иронии, сатиры. Этой цели служат архаизмы, например: в фельетонах, баснях, пародиях и других подобных жанрах.

IV Закрепление нового материала.

  1. Найди лишнее слово (слайды 13-17)
  2. Найдите среди данных ниже слов устаревшие слова. Почему они устарели? Проверьте себя по любому толковому словарю русского языка

Алтын, ендова, грош, братина, рубль, пятак.

 Дюжина, аршин, верста,  сажень,  пуд, фунт, локоть.

 Лавочник,  поручик,   граф,  дворецкий,  урядник, гувернантка,  дворник,  князь, министр,  солдат, фельдмаршал.

  1.  Выпишите слова в два столбика (слайд 18)

«историзмы»,      «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело,

глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица, крепостной.

  1. Какое слово является устаревшим? (слайды 19-21)
  2. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.

Еда:

Посуда:

Одежда:

Женские головные уборы:

Кокошник,  кулебяка,  кафтан,  коврига,  лохань,  ступа,  ботвинья,  душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.

        V. Слово учителя.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а  на смену им приходят новые слова – неологизмы.  Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения.  

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

Неологизмы возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: кровезаменитель — «вещество, препарат, заменяющий кровь», суффиксацией: оформительство — «искусство декоративного оформления, работа по декоративному оформлению», префиксацией: отреагировать и т. п.)  

Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например, палантин — «шарф увеличенных размеров», дизайнер — «художник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).

Неологизмы обычно являются плодом творчества всего народа, но известны новые слова, введенные в оборот конкретными людьми — писателями, учеными, общественными деятелями. Так, слова атмосфера, притяжение впервые употребил М. В. Ломоносов; человечность, промышленность — Н. М. Карамзин; слово стушеваться — Ф. М. Достоевский.

Возникают неологизмы и в языке писателей, которые всегда ищут новых, свежих слов для выражения существующих понятий. Такие неологизмы называют авторскими в отличие от неологизмов языка, которые называются языковыми. Лишь немногие из авторских неологизмов становятся общеупотребительными. Много авторских неологизмов создал В. Маяковский, например: громадье, тысячелистая (книга), разгромоздиться, разэлектричить, златокудрый.

VI   Итог занятия.

-Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

 Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

-Для чего нужны неологизмы?

Приложение

Прочитайте слова каждого ряда:

1) лоб, золото, щеки, предсказатель, одежда

2) злато, одеяние, вещун, ланиты, чело,

3)маркетинг, брифинг, картинг, аутсайдер,

_________________________________________________________

  • Вспомните название произведения, из которого взяты следующие предложения.
  • Есть ли в них устаревшие слова? Определите  в их числе архаизмы и историзмы. Что они значат?

        

  • Барыня обратила внимание на радение Герасима.
  • Гаврила послал на всякий случай за хожалым форейтором.
  • Через четверть часа барыня уже почивала крепко и мирно.

_________________________________________________________

Прочитайте отрывок из произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в переводе Н. Рыленкова.

 Вставьте по смыслу в текст пропущенные  устаревшие слова. Найдите  в предложении архаизмы и историзмы.

Снился Святославу смутный сон

В _______________в ___________ высоком.

И, собрав_____________, ________________ он,

Что __________во мраке________________.

Слова для справок:

Оком                       вещим                                  

Граде                        стольном

поведал

бояр

тереме

узрел

 Задание:

Подберите к иллюстрациям неологизмы.

https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=3a3a45ceda397de4bf14680ac9565fa7&n=33&h=190&w=190    http://irinapolynskaya.ucoz.ru/19ac2636783.jpg

https://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=3e7fc1b3d7e67d066c5c97f6f3e8186c&n=33&h=190&w=285

        
http://ufa.mircen.su/images/users/goods/4879/660144.JPGhttp://cs309217.userapi.com/v309217692/1ae4/vTHr8MEtsZU.jpghttp://s3.amazonaws.com/fundly_uploads/uploads/52006c36-71cd-4054-ae18-eb1c2611814a.jpg

  1. СМАЙЛИК

СТИЛИЗОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЛИЦА (ЧАЩЕ УЛЫБАЮЩЕГОСЯ)

  1. СТИКЕР

НАКЛЕЙКА, ЭТИКЕТКА, АППЛИКАЦИЯ, ВЫПУСКАЕТСЯ НА САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ОСНОВЕ

     

  1. ОРГАНАЙЗЕР
  1. КОМПАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ СО МНОЖЕСТВОМ РАЗДЕЛОВ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ
  2. БЛОКНОТ-ДНЕВНИК, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ РАЗНОГО РОДА ЗАПИСЕЙ, ЗАМЕТОК
  1. НОУТБУК

ПЕРЕНОСНОЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР

  1. АЙФОН, СМАРТФОН

iPhone (МФА: [ˈaɪfoʊn], произносится — Айфон) — серия смартфонов, разработанных корпорацией Apple.

мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера

Задания группам

1.Подчеркнуть неологизмы.

 «Узнавание неологизмов»

Цель задания: выделять неологизмы среди других слов.

Подчеркните неологизмы.

Рейтинг, сайт, целковый, агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Конспект внеурочного занятия по английскому языку в 1 «в» классе на тему: «Welcome to Wonderland of English language».

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе составлен и проведен в рамках семинара "Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС" в 2013 году....

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"

Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...