Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой форме повторить уже известный материал, открыть что-то новое. Применение ИКТ сделало занятие ярким, насыщенным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_bichurina_konspekt_1_1.docx180.17 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Бичурина Юлия Сергеевна

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

Образовательная организация: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» муниципального образования город  Ноябрьск

Фразеологический турнир

      Раздел «Лексика». 5 класс. Программа разработана на основе примерной рабочей программы В.В.Бабайцевой.

Цель: формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами.

Планируемые результаты:

личностные:

создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;

метапредметные:

регулятивные: формировать умения оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий и действий других;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами;

коммуникативные: участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, групповой); выражать свою точку зрения, адекватно воспринимать другое мнение и позицию;

предметные: роль фразеологизма в русском языке.

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, метод поискового обобщения.

Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве; проблемное обучение, игровые технологии.

Ход занятия.

1. Организационный момент

        Здравствуйте, ребята, предлагаю вам выбрать из шляпы жетон, чтобы создать команды. Сядьте по командам. Переверните жетоны и сложите высказывание. (семи пядей во лбу, комар носа не подточит, водой не разольешь). Что у вас получилось? Правильно, а что это такое? (устойчивое выражение в переносном смысле). Встречались ли вы с этими выражениями в живой речи? Как называются эти выражения? Для чего, по вашему мнению, нужно знать фразеологизмы? Сегодня мы будем участвовать во «Фразеологическом турнире», на котором вы покажете свои знания и поделитесь ими с одноклассниками. Название ваших команд уже прозвучали.

        В помощь вам я предлагаю словари фразеологизмов, также вы можете использовать ресурсы Интернета. На ваших столах нетбуки и папки с заданиями. С этими материалами мы будем работать в течение нашего мероприятия.


     А теперь выберите ответственного, который будет ставить баллы за конкурсы в таблицу. От его внимательности  будет зависеть результат команды. Таблица находится в папке на Гугл-диске, откройте ее. Вы работаете в команде, поэтому прошу вас не забывать правила работы в группе. Они перед вами.

      На доске критерии оценивания каждого конкурса. Обратите внимание: эти критерии прописаны и в таблице.

      Команды готовы? Прошу занять свои игровые места. Итак, можно приступать к игре. Ни пуха вам, ни пера!

2. Систематизация знаний

1  конкурс  «Прятки»

Ребята, предлагаю вам прочитать текст, в котором есть фразеологизмы. Найдите их и подчеркните маркерами. За каждый найденный фразеологизм вы получите по 1 баллу. (Их 9)

  • Отложите ваши маркеры. Назовите найденные вами фразеологизмы. Прошу команды-соперницы внимательно слушать, считать, проверять и дополнять сказанное.
  • Попутно объясняем значение фразеологизма одним словом. 

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки-сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт-

Под камень лежачий вода не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

  • Испытывали ли вы трудности?
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
  • Сегодняшнее занятие призвано помочь нам в решении затрудений.

2  конкурс  «Угадай-ка» 

      Ребята,  в этом конкурсе каждой команде предлагаются картинки, на которых зашифрованы фразеологизмы. В папке Гугл диска найдите файл “Угадай-ка”. За каждый разгаданный и объясненный фразеологизм вы получаете 2 балла.

Команда 1

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.17079\10 фразеологизмов\1. Спустя рукава.JPGспустя рукава C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.19134\10 фразеологизмов\3. За двумя зайцами.JPGза двумя зайцами

Команда 2

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.32118\10 фразеологизмов\4. Заткнуть за пояс.JPGзаткнуть за пояс C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.32687\10 фразеологизмов\6. Делать из мухи слона.JPGделать из мухи слона Команда 3

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.39442\10 фразеологизмов\8. Белая ворона.JPGбелая воронаC:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.42141\10 фразеологизмов\9. Вилами по воде писано.JPGвилами по воде писать

  • Ребята, какие фразеологизмы вы угадали? Когда мы их используем? Как часто в речи вы обращаетесь к таким оборотам?
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).

3  конкурс  «Синонимы»

        Ребята, возьмите лист 3 с заданием для каждой команды. Вам нужно соотнести фразеологизмы. Каждая пара фразеологизмов оценивается 1 баллом.

  • Сопоставьте фразеологизмы

1 команда

со всех ног

не покладая рук

все как один

не успел глазом моргнуть

как полотно

и стар и млад

в один миг

на нём лица нет

до седьмого пота

во все лопатки

2 команда

не жалея сил

мчаться на всех парусах

быть под боком

повернуться негде

нести ахинею

пороть чепуху

рукой подать

как сельдей в бочке.

во всю прыть

в поте лица

3 команда

что есть духу

как один человек

молоть ерунду

все как на подбор

замести следы

спрятать концы в воду

нести галиматью

один к одному

только пятки засверкали

от мала до велика

  • Как выполнение этого задания поможет нам достичь цели занятия, т.е. обогатить нашу речь?
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).

4 конкурс «Пантомима»

        Ребята, предлагаю вам отвлечься от нетбуков и стать актерами. Каждая команда получает карточку, в которой написан  фразеологизм. Команде необходимо обыграть его. За актерское мастерство вы получите 1 балл. Если команды-соперницы угадают фразеологизм и объяснят его значение, то они получают 2 балла. Если команды готовы, прошу поднять руку.

1 к. засучив рукава

2к. вешать лапшу на уши.

3к. воды в рот набрать

  • Молодцы, ребята. В вашей копилке появились еще три фразеологических оборота.
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).

5 конкурс «Художники» 

        Команды, откройте нетбуки, в ваших папках находится файл “Художники”, в котором написан  фразеологизм. Команде необходимо нарисовать его в приложении Point, которое находится на нижней панели меню,  и объяснить значение. Готовую работу отправьте на Гугл диск при помощи команды «сохранить как» на Гугл диск в папку «Викторина по фразеологизмам». Лучшая работа оценивается 2 баллами.

1к. как две капли воды

2к. развесить уши

3к. водить за нос

        Что важно знать о фразеологизмах, чтобы угадать их в рисунке? (они несут переносное значение)

  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).

6 конкурс   «Мастерская писателя»

  • В вашей папке на Гугл диске находится творческое задание. Откройте файл “Мастерская писателя”. Прочитайте задание. Что вы будете делать? Предлагаю вам воспользоваться словарями и словами для справок.

Сделай текст более выразительным, заменив по возможности, слова фразеологизмами.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, отвлекаться и бездельничать. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, ничего не делал, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте нам было бы стыдно и  нас мучила бы совесть. А этому, что ни толкуй – все без толку, только услышал и тут же забыл. И таким он, оказывается, был и совсем маленьким, и теперь, вымахавши огромного росту. Все ему нипочем. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен впустую говорить и ничего не делать. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурика проучить, наказать…

(По Э.А. Вартаньяну)

Слова для справок: считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря,  палец о палец не ударял, сквозь землю провалились, мучили угрызения совести, в одно ухо влетает, в другое вылетает, от горшка два вершка, с коломенскую версту,как с гуся вода,  что об стенку горох, бросать слова на ветер, сидеть сложа руки,  всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку, где раки зимуют.

  • Команды готовы? Какая команда первой представит свою работу?
  • Предлагаю вам сравнить ваши творения с оригинальным  текстом, созданным писателем.
  • Чем они отличаются?
  • Что позволило авторскому тексту стать динамичным, живым, выразительным?

        Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

3. Итог. Рефлексия

  • Сделайте вывод: какова же роль фразеологизмов в речи?
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
  • Подведение итогов (таблица Гугл)
  • Ребята, вам понравилось участвовать в турнире? (…) Мне тоже понравилось. Что мы с вами сегодня делали на занятии? (Вспоминали, что такое фразеологизмы, обобщали наши знания).
  • Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня?

Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки с фразеологизмами. Оцените свою работу с помощью фразеологизма.

  • Команды, спасибо вам за участие в турнире. Мне бы хотелось, чтобы фразеологизмы, которые вы сегодня узнали, прочно вошли в вашу речь и сделали ее ярче, динамичнее, выразительнее.

        Список использованной литературы.

1. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Авт. - сост. В.Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

2. Фразеологический словарь для школьников с приложениями. Авт.-сост. Субботина Л.А.- Москва: АСТ: Lingua, 2014. - 637, [1] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"

Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку

Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...

конспект внеурочного занятия по русскому языку

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...

Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»

Цели:  проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать  любовь  к родному языку;- развивать ре...