Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе
методическая разработка (5 класс) на тему

Гончар Татьяна Анатольевна

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по  русскому языку в 5 классе по  теме:

«Развитие речи. Анализ текста».

Пояснительная записка

    На занятии русского языка в 5 классе используется технология развития критического мышления, которая позволяет  создать  условия  для  усвоения  темы, развивает готовность  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развивает  мыслительные операции  школьников,  навыки самоконтроля, схематичного  мышления, адекватной  самооценки. Кроме этого, данная технология помогает развивать у учащихся коммуникативные УУД, создает благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

    Формирование навыков написания текстов различных жанров, развитию способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности способствует использование  приема «Чтение с остановками», который помогает не только интерпретировать текст, но и дает возможность обогащаться, общаясь друг с другом. Этому способствуют исследовательский подход учащихся к тексту, вопросы, которыми они задаются при чтении, их личный опыт общения с текстом и общее мнение, к которому они, возможно придут. Прием «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе.

    У учащихся возникает потребность поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими, они выражают свои эмоции в устном и письменном виде.

Методическая разработка занятия

«Развитие речи. Анализ текста».

Занятие  русского языка (практикум) в  5 классе.

Продолжительность - 45 минут.

2-е занятие – написание творческой работы.

Цели занятия:

  1. активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его с личным опытом;
  2.  повысить мотивацию к чтению, сделать процесс чтения более эффективным;
  3. учить  организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности;
  4.  создать условия для работы над понятием «дружба».

УУД:

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.

На занятии используются проектор, дидактический материал, таблицы,  аудиосистема.

Технологическая карта  занятия

Этап занятия,

задача этапа

Деятельность

 учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Задача этапа: организовать активную познавательную деятельность учащихся, 2 мин.

Приветствует; настраивает на работу.

Демонстрируют готовность к занятию;

 слушают учителя.

-учебно-познавательный интерес;

- умение слушать;

- формирование волевого качества

Вызов

Задачи этапа: активизация деятельности учащихся; стимулирование мыслительной деятельности,

8 мин.

Обращает внимание на тему песни и  сказки;

задает вопрос о    дружбе;

просит привести примеры проявления дружеских отношений;

 предлагает написать  мораль  сказки

 (слайды1-4 презентации)

Отвечают на вопросы;

 приводят примеры;

пишут  ответ на вопрос.

- умение слушать;
-умение выражать свои мысли;
- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- участие в диалоге;
- аргументация своей точки зрения

Осмысление

Задачи этапа: активное использование полученной информации в конкретном тексте; размышление; формирование собственной позиции, 30 мин.

Задает вопросы по первой части текста;

заносит ответы учащихся в сводную таблицу № 1;

предлагает учащимся

предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше (слайды 5-7 презентации);

задает вопросы по второй части текста;

заполняет ответы учащихся в сводную таблицу № 2 (слайды 8-9);

предлагает написать кратко концовку сказки;

помещает предложенные названия в таблицу

№ 3 (слайды 10-12)

Предлагает для прочтения третью часть,

просит  написать варианты названия сказки;

предлагает написать, как будут развиваться события после финала (слайд 13).

Читают, обдумывают первую часть;

отвечают на вопросы по первой части текста;

записывают свой прогноз в виде «дерева предсказаний»;

читают, обдумывают вторую часть;

отвечают на вопросы по второй  части текста;

записывают свой прогноз в виде «дерева предсказаний»;

пишут свои варианты концовок сказки;

объясняют друг другу почему они так думают;

читают, обдумывают третьюI часть;

 отвечают на вопросы;

записывают  прогноз в виде «дерева предсказаний».

-пользоваться

 разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- умение осуществлять анализ и синтез;

устанавливать 

причинно-следственные связи;

-умение строить рассуждения.

Рефлексия

Задачи этапа: целостно обобщать полученную информацию; анализировать собственные мыслительные операции,

 5 мин. + 2 -й урок

Предлагает выполнить письменную работу, учитывающую индивидуальные особенности  учащихся (на выбор)

 (слайды 14-15)

Пишут рассказ о дружбе, эссе по впечатлениям от сказки, сочинение-рассуждение об идее сказки, письмо сверчку (от своего имени или от медведя), иллюстрируют свои тексты;

демонстрируют созданные тексты и таблицу «Дерево предсказаний»

-умение высказывать и

обосновывать

 свою точку зрения;

-слушать и 

слышать других;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

Вступление.

 -У нас сегодня – урок развития речи. На  таких уроках  мы развиваем свою  письменную и устную речь, пишем сочинения. Чтобы создать свой текст, мы проанализируем сказку нидерландского писателя Тоона Теллегена. Прослушайте песню, определите ее тему.  Тема песни совпадает с темой сказки, с  которой  мы сегодня познакомимся.

-Как вы думаете: что такое дружба?

-Приведите примеры проявления дружеских отношений.

 -Какова может быть мораль этой сказки? Напишите.

Слушают учителя, аудиозапись, отвечают  на вопросы.

Высказывают  свое мнение.

Приводят примеры проявления дружеских отношений.

Пишут свой ответ на вопрос.

Начало ответа: «Я думаю, что мораль может быть такая …»

Закончив писать, делятся написанным с партнером.

Осмысление

Раздает I часть:

Жил-был в одном лесу сверчок. Скоро должен был наступить день рождения сверчка и ему очень хотелось, чтобы пришли на праздник все. Все, кроме медведя.

Заносит ответы учащихся в сводную таблицу № 1

Таблица № 1

Какую роль выбирает для себя автор?

Какие слова это подтверждают?

Сказочник

Собеседник

Кто-то другой

-Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше.

Раздает II часть:

Он написал медведю письмо:

Дорогой медведь!

Я не хочу, чтобы ты приходил ко мне на день рождения.

Ты – обжора.

Ты все пачкаешь.

Ты наступаешь на ноги, когда танцуешь.

Ты даришь ненужные подарки.

Ты поешь фальшиво и ужасно громко.

Ты отпихиваешь всех в стороны, чтобы первому пробраться к торту, и если это не медовый торт, начинаешь кричать: «Почему это не медовый торт?»

Когда угощения закончились, ты еще десять раз спросишь: «Неужели ничего не осталось?»

Ты засыпаешь, когда кто-нибудь произносит праздничную речь.

Засыпая, ты падаешь со стула и храпишь.

Ты… ах, да что там говорить.

Заполняет ответы учащихся в сводную таблицу № 2.

Для какой аудитории предназначена сказка?

Почему вам так кажется?

Детская

Взрослая

Напишите кратко концовку сказки.

Раздает III часть:

Приходи.

На самом деле, с тобой гораздо веселее.

Я буду ужасно рад, если ты придешь.

До завтра!

Сверчок.

Помещает предложенные названия в таблицу № 3.

Какие названия можно дать сказке?

  1.  
  2.  
  3.  

Напишите, как будут развиваться события после финала?

Читают, обдумывают I часть.

Отвечают на вопросы:

- Какую роль выбирает для себя автор?

- Он повествует как настоящий сказочник или как наш собеседник?

- Быть может, он напомнил вам еще кого-то?

- Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?

Кратко записывают свой прогноз в виде «дерева предсказаний» (смотри ниже)

Читают, обдумывают II часть. Отвечают на вопросы:

- Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

- Чем настораживает письмо?

- Почему обращение используется один раз? О чем это говорит?

- Как бы вы себя чувствовали, получив такое письмо?

- Приходили ли вам письма?

-Какая(ие) проблема(ы) текста?

- Какой эпизод показался вам наиболее кинематографическим? Почему?

Отвечают на вопросы:

- Для кого предназначена эта сказка в первую очередь? (для детей или для взрослых) Почему?

Свои предложения оформляют в виде «дерева предсказаний» (Приложение 1)

Читают, обдумывают III часть. Отвечают на вопросы:

- Насколько неожиданна была для вас подобная концовка? Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали?

- О чем все-таки эта сказка?

Объясняют друг другу, почему они так думают.

Придумывают для этой сказки названия.

Свой прогноз записывают в виде «дерева предсказаний» (смотри ниже)

Рефлексия

Предлагает выполнить письменную работу, учитывающую индивидуальные особенности учащихся (на выбор).

Работа по созданию собственных текстов  продолжается на 2-м занятии.

Задает вопросы:

-Что нового узнали на занятии?

-Что понравилось и почему?

-Когда было легко, а когда трудно?

-Как вы думаете, почему именно о дружбе мы сегодня с вами говорили?

Пишут

  • рассказ о дружбе,
  • эссе по впечатлениям от сказки,
  • сочинение-рассуждение об идее сказки,
  • письмо сверчку (от своего имени или от медведя) (смотри Приложение 2).

Свои тексты могут иллюстрировать.

Демонстрируют созданные тексты и таблицу «Дерево предсказаний.

Делятся своими впечатлениями

Приложение 1

Дерево предсказаний

Приложение 2

Письмо сверчку.

Здравствуй, дорогой сверчок! Пишет тебе ученица 5 Б класса Ольдикова Женя. Мне не понравилось, как ты говоришь о своем друге-медведе. Нельзя друзьям указывать на их недостатки, потому что они могут обидеться и перестать с тобой дружить. Наверняка, у твоего друга есть и достоинства, за которые его можно и нужно ценить, уважать, хвалить. Своим друзьями нужно говорить комплименты. Их нужно любить, дорожить дружбой, потому что дружба – это самое ценное, что есть на свете. Надеюсь, что ты, сверчок, понял свою ошибку и не будешь больше расстраивать своих друзей. До свиданья!

Ольдикова Женя, ученица 5 В класса

Письмо сверчку!

Дорогой сверчок! Ты совершенно правильно сделал, что написал медведю о всех его недостатках. Кто же это еще может сделать, как не близкий друг? Я думаю, что медведь правильно тебя поймет, и не будет обижаться, ведь из-за правды нельзя злиться. Тем более, что ты, описав недостатки медведя, все-таки пригласил его на свой день рождения. Сверчок, ты молодец! Ты умеешь дружить, потому что не боишься подсказать другу, как нужно вести себя в гостях. Я думаю, что медведь, прочитав твое письмо, поймет свои ошибки и научится правильно себя вести в обществе.

До свиданья!

Дима Блинов, ученик 5 В класса.

Эссе

Когда я прочитала сказку Тоона Теллегена, то сразу представила смешную картинку: как медведь ест торт, танцует, поет, спит. Но в то же время, читая письмо сверчка к медведю, почувствовала, как стыдно и неприятно будет медведю это читать. Наверное, ему станет очень грустно от того, что его, оказывается, друг не хочет видеть на своем дне рождения. Мне очень жалко мишку. Но сверчка я тоже понимаю. Он хочет, чтобы  медведь исправился, стал лучше, и поэтому пишет такое письмо. Несмотря на недостатки друга, сверчок будет рад видеть медведя у себя в гостях, потому что понимает: друзей не так уж много, их нужно любить такими, какие они есть.

Сказка учит нас быть внимательнее, терпимее друг к другу.

Панкратова Ксения, ученица 5 В класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"

Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку

Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....

конспект внеурочного занятия по русскому языку

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...

Материалы к внеурочным занятиям по русскому языку

Интересные задания по русскому языку помогут в подготовке викторин, конкурсов, других видов занятий...

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...

Методическая разработка внеурочных занятий по русскому языку в 10 классе по теме: «Окказионализмы как лингвистическое явление»

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №428 Приморского района г. Санкт-Петербург Мордвина Екатерина Дмитриевна.Разработанный план-конспект двух внеклассных занятий по русскому языку дополнит ...