Рабочая программа элективного курса "Русский язык в формате ЕГЭ как основа поликультурного диалога"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Терещенко Оксана Юрьевна

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ как основа поликультурного диалога» адресована обучающимся 10-11 классов и рассчитана на двухлетний срок реализации в объёме 136 часов (2 часа в неделю).  Данный курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка в 5-9 классах, а также ориентирует обучающихся (различных национальностей) на использование русского языка в качестве инструмента межличностного, межкультурного и межъязыкового взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_v_formate_ege_kak_osnova.docx72.87 КБ

Предварительный просмотр:

Егорлыкский  район  Ростовской  области

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Егорлыкская  средняя  общеобразовательная  школа  №1

Программа рассмотрена и

одобрена на заседании
методического  совета

Егорлыкского района


от «23» августа 2016 г.

Протокол № 1

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

элективного  курса

 «Русский  язык  в  формате  ЕГЭ как основа поликультурного диалога»

Уровень общего образования (класс)      среднее  общее  образование,  10-11  классы

Количество  часов                                        136    часов

Автор-составитель                                       Терещенко  Оксана  Юрьевна

2016  год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ как основа поликультурного диалога» адресована обучающимся 10-11 классов и рассчитана на двухлетний срок реализации в объёме 136 часов (2 часа в неделю).  Данный курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка в 5-9 классах, а также ориентирует обучающихся (различных национальностей) на использование русского языка в качестве инструмента межличностного, межкультурного и межъязыкового взаимодействия.

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации обучающихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как  форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Программа построена  по модульному принципу и основана на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический и практический материал, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Блоки модулей, выделенные на основании системно-тематического анализа содержания обучения, в программе соответствуют разделам русского языка, знания по которым проверяются в  ходе  выполнения заданий  ЕГЭ  по  русскому языку.

Следует отметить, что под технологией модульного обучения понимается комбинированная дидактическая система, при использовании которой обучающийся достигает поставленных целей учебной деятельности для формирования ключевых компетенций, необходимых для успешной  сдачи ЕГЭ.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к итоговой аттестации, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы, оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (эссе), которое создается на основе предложенного текста. Программа курса  учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер:  обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы.  Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе,  а также предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее сформировать практические навыки выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цели и задачи образования с учётом специфики предмета:

Особенностью данного курса является то, что он концентрирует  внимание обучающихся на наиболее сложных случаях орфографии, пунктуации, грамматики и работы с текстом и микротекстом в рамках соответствующего блока.

Цели курса: совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
  • овладение основными нормами литературного языка;
  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
  • обучение анализу текста, его интерпретации;
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении задания №25 экзаменационной работы;
  • развитие речевой культуры.

Формы работы: групповая и индивидуальная; работа с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами; тренинг; практикум, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время; мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов;  написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений; тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ;  использование различных каналов поиска информации.

Планируемые результаты освоения элективного курса

«Русский язык в формате ЕГЭ как основа поликультурного диалога»

в 10-11 классах

Ученики должны:

иметь представление:

  • о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать/ понимать:

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • основные особенности функциональных стилей;

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

Система оценки планируемых результатов

Оценивание результатов  освоения элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ как основа поликультурного диалога» у  учащихся 10-11 класса будет производиться посредством следующих видов контроля:  тестовых заданий, устных зачётов, репетиционных тестирований в формате ЕГЭ.

Структура элективного курса«Русский язык в формате ЕГЭ как основа поликультурного диалога» в 10-11 классах

Тематический план

Модули

Задания, соответствующие модулям

Количество часов

10 класс

Количество часов

11 класс

теория

практика

теория

практика

Введение

1-25

2

-

1

1

Микротекст

1-3

2

2

1

2

Орфоэпические нормы

4

1

2

1

2

Лексические

нормы

5

2

2

1

3

Грамматические нормы

6-7

2

2

1

4

Орфография

8-14

4

10

1

6

Пунктуация

15-19

4

12

1

6

Текст

20-24

3

4

2

6

Сочинение-рассуждение

25

2

4

4

12

Контрольный модуль

1-25

2

6

3

10

24

44

16

52

68 часов

68 часов

Содержание элективного курса

«Русский язык в формате ЕГЭ как основа поликультурного диалога»

в 10-11 классах

10 класс

Введение (2ч.)

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией текущего года, кодификатором и спецификацией ЕГЭ.

Микротекст (4ч.)

Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. (Задания 1-3)

Орфоэпические нормы (3 ч.)

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)

Лексические  нормы (4 ч.)

Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 22, 24)

Грамматические  нормы (4 ч.)

Грамматика. Грамматические нормы. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)

Орфография (14 ч.)

Орфография. Орфографические нормы. Трудные случаи орфографии. Правописание гласных в корне слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Случаи слитного и раздельного написания слов разных частей речи. Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.   (Задания 8 - 14)

Пунктуация (16 ч.)

Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Виды осложнений.  Синонимия синтаксических конструкций. Пунктуация. Пунктуационные нормы.  (Задания 15-19)

Текст (7 ч.)

Текст. Понимание текста. Стили и типы речи. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 20-24)

Сочинение-рассуждение (6 ч.)

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения.   Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. (Задание 25)

Контрольный модуль (8 ч.)

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

11 класс

Введение (2ч.)

Знакомство с  демоверсией текущего года, кодификатором и спецификацией     ЕГЭ.  Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии и нормы оценки заданий ЕГЭ.

Микротекст (3ч.)

Текст. Понимание текста как смыслового единства. Смысловые связи предложений в тексте. (Задания 1-3)

Орфоэпические нормы (3 ч.)

Орфоэпические нормы. Правильная  постановка ударения в слове. Ударение в словах разных   частей речи. (Задание 4)

Лексические  нормы (4 ч.)

Слова с точки зрения многообразия значений. Употребление слова с точки зрения лексической сочетаемости. Слово – основная единица языка. Роль слова в тексте.  (Задания 5, 22, 24)

Грамматические  нормы (5 ч.)

Морфологические и синтаксические  нормы русского языка. Трудные случаи формообразования слов разных частей речи. Типичные грамматические ошибки. Нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.  (Задания 6,7)

Орфография (7 ч.)

Связь между правописанием слова и его морфемным составом. Трудные случаи правописания гласных и согласных в корне и приставке. Выбор гласной в личных окончаниях глаголов и суффиксах различных частей речи. Слитно-раздельно-дефисное написание слов различных частей речи.   Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных,  причастий и наречий.  (Задания 8 - 14)

Пунктуация (7 ч.)

Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Виды осложнений.  Правила пунктуации в  предложениях различного типа.  (Задания 15-19)

Текст (8 ч.)

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах различных стилей.  Слово как лексическая единица. Многообразие значений. Средства связи предложений в тексте. (Задания 20-24)

Сочинение-рассуждение (16 ч.)

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме. Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения.   Соблюдение этических норм и фактологической точности. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. (Задание 25)

Контрольный модуль (13 ч.)

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

Календарно-тематическое планирование занятий

элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ как основа поликультурного диалога» в 10 классе

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

Введение

2

1

теория

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной  итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1

2

Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения

1

Собеседование

Микротекст

4

3

теория

Текст. Понимание смысла текста.

1

4

Средства связи предложений в тексте. Слово как лексическая единица.

1

5

практика

Информационная обработка письменных текстов различных  стилей и жанров.

1

6

Смысловые связи предложений в тексте. Лексическое значение слова.

1

Орфоэпические нормы

3

7

теория

Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения.

1

8

практика

Правильная постановка ударения в слове.

1

9

Ударение в словах разных частей речи.

1

Лексические нормы

4

10

теория

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

1

11

Паронимы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

1

12

практика

Употребление слова в соответствии с точным лексическим значением.

1

13

Употребление слова в соответствии с требованием лексической сочетаемости.

1

Грамматические нормы

4

14

теория

Морфологические нормы (образование форм слова)

1

15

Синтаксические нормы.

1

16

практика

Типичные ошибки при образовании форм слов.

1

17

Нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

1

Контрольный модуль

2

18-19

практика

Контроль модулей «Микротекст. Орфоэпические, лексические, грамматические нормы».

2

Тестирование в формате ЕГЭ, тестовые задания

Орфография

14

20

теория

Правописание корней (гласные и согласные в корне слова).

1

21

Правописание приставок.

1

22

Слитное и раздельное написание слов различных частей речи.

1

23

Правописание  суффиксов различных частей речи.

1

24-25

практика

Трудные случаи правописания гласных и согласных в корне слова.

2

26-27

Трудные случаи правописания  приставок.

2

28-29

Трудные случаи слитного и раздельного написания слов разных частей речи.

2

30-31

Трудные случаи правописания суффиксов различных частей речи (кроме Н и НН)

2

32-33

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

2

Контрольный модуль

2

34-35

практика

Орфографические нормы и правила, проверяемые в заданиях ЕГЭ.

2

Тестирование в формате ЕГЭ, тестовые задания

Пунктуация

16

36

теория

Пунктуация  в  ССП и простом  предложении с однородными членами.

1

37

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

38

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложениями.

1

39

Знаки препинания в сложноподчинённом  предложении.

1

40

практика

Простое предложение с однородными членами и пунктуация при них.

1

41-42

Сложносочинённое предложение. Постановка знаков препинания.

2

43

Трудные случаи пунктуации в ССП.

1

44-45

Трудные случаи обособления осложнений в простых и сложных предложениях.

2

46

Пунктуация при вводных конструкциях.

1

47

Трудные случаи выявления слов и сочетаний слов, которые вводными не являются.

1

48

Пунктуация  при  обращениях.

1

49

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

1

50-51

Трудные случаи пунктуации в сложном предложении с разными видами связи.

2

Контрольный модуль

2

52-53

теория

Зачётное занятие  «Правила орфографии и пунктуации, необходимые при выполнении заданий ЕГЭ»

2

Устный зачёт

Текст

7

54

теория

Текст как смысловая и композиционная целостность. Функционально-смысловые типы речи.

1

55

Лексическое значение слова. Фразеологические обороты. Средства связи предложений в тексте.

1

56

Речь. Языковые средства выразительности.

1

57-60

практика

Комплексный анализ текста с  учётом специфики заданий  №20-24

4

Сочинение-рассуждение

6

61-62

теория

Критерии оценивания ответа на задание №25

2

63

практика

Осмысление прочитанного текста, выявление проблем, поднятых автором.

1

64

Авторская  позиция: трудности в определении и формулировании.

1

65

Аргументация собственной позиции. Убедительность аргументов.

1

66

Смысловая целостность, речевая связность, последовательность изложения.

1

Контрольный модуль

2

67-68

практика

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ            (задания 1-24)

2

Тестирование в формате ЕГЭ, тестовые задания

Календарно-тематическое планирование занятий

элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ как основа поликультурного диалога»

 в 11 классе

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

Введение

2

1

теория

Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия текущего учебного года. Критерии и нормы оценки заданий  ЕГЭ.

1

2

практика

Выполнение заданий демонстрационного варианта с целью выявления пробелов учащихся.

1

Микротекст

3

3

теория

Понимание текста как смыслового единства.

1

4

практика

Информационная обработка письменных текстов различных  стилей и жанров.

1

5

Смысловые связи предложений в тексте. Лексическое значение слова.

1

Орфоэпические нормы

3

6

теория

Орфоэпический словарь: от теории к практике.

1

7

практика

Правильная постановка ударения в слове.

1

8

Ударение в словах разных частей речи.

1

Лексические нормы

4

9

теория

Лексическое и грамматическое значение слова в заданиях ЕГЭ текущего года.

1

10

практика

Слова с точки зрения  многообразия значений.

1

11

Употребление слова в соответствии с требованием лексической сочетаемости.

1

12

Слово – основная единица языка. Роль слова в тексте.

1

Грамматические нормы

5

13

теория

Морфологические (образование форм слова) и синтаксические нормы русского языка.

1

14-15

практика

Трудные случаи формообразования слов разных частей речи.

2

16

Типичные грамматические  ошибки (нарушение синтаксической  нормы).

1

17

Трудные случаи нарушения синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

1

Контрольный модуль

2

18-19

практика

Контроль модулей «Микротекст. Орфоэпические, лексические, грамматические нормы».

2

Тестирование в формате ЕГЭ, тестовые задания

Орфография

7

20

теория

Орфографические нормы и правила, проверяемые в заданиях ЕГЭ.

1

21

практика

Связь между правописанием слова и его морфемным составом.

1

22

Трудные случаи правописания гласных и согласных в корне и приставке.

1

23

Условия выбора гласной в личных окончаниях глаголов и суффиксах различных частей речи.

1

24

Слитно-раздельно-через дефис: верный выбор написания слова.

1

25

Трудные случаи слитно-раздельно-дефисного написания слов.

1

26

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

Контрольный модуль

2

27-28

практика

Орфографические нормы и правила, проверяемые в заданиях ЕГЭ.

2

Тестирование в формате ЕГЭ, тестовые задания

Пунктуация

7

29

теория

Синтаксис и пунктуация. Правила постановки знаков препинания в предложениях различного типа.

1

30

практика

Взаимосвязь типа предложения и пунктуации в нём.

1

31-32

Трудные случаи постановки  знаков препинания при однородных членах в простом предложении  и  в ССП.

2

33

Осложнения  в простых и сложных предложениях и знаки препинания при них.

1

34

Трудные случаи постановки знаков препинания при обращении в поэтической речи.

1

35

Трудные случаи постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении.

1

Контрольный модуль

3

36

теория

Зачётное занятие  «Правила орфографии и пунктуации, необходимые при выполнении заданий ЕГЭ»

1

Устный зачёт

37-38

практика

Пунктуация в предложениях различного типа.

2

Тестирование в формате ЕГЭ, тестовые задания

Текст

8

39

теория

Текст как речевое произведение.

1

40

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах различных стилей.

1

41-42

практика

Комплексный анализ текста с  учётом требований заданий  №20-24

2

43

Слово как лексическая единица.  Многообразие значений.

1

44

Средства связи предложений в тексте.

1

45-46

Изобразительно-выразительные средства языка как особенность поэтики предложенного текста.

2

Сочинение-рассуждение

16

47

теория

Критерии оценивания ответа на задание №25

1

48

Способы  формулирования  проблемы  текста.

1

49-50

Аргументация собственного мнения: типичные ошибки

2

51

практика

Формулируем проблему прочитанного текста: с чего начать?

1

52

Авторская  позиция: трудности в определении и формулировании.

1

53

Типы аргументов.

1

54-55

Создание банка аргументов для аргументации собственного мнения.

2

56-57

Создаём связный текст: средства связи предложений в тексте.

2

58

Грамотность текста (соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм)

1

59

Соблюдение этических норм: типичные ошибки.

1

60

Соблюдение  фактологической  точности в фоновом материале: типичные ошибки.

1

61-62

Написание сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.

2

Контрольный модуль

6

63-64

теория

Система правил, норм и рекомендаций для успешной сдачи ЕГЭ.

2

Устный зачёт, билеты

65-68

практика

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ            (задания 1-24)

4

Тестирование в формате ЕГЭ, тестовые задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (на основе программы под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.)

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:   - федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса ( на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского  к учебнику для общеобразовательных учреждений  – М.: Просвещение, 2011 го...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса ( на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского)

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы М.Т.Баранова к учебнику для общеобразовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2011 год. Рассчитана на 136 часов в год, по 4 часа в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для 5 класса на основе общеобразовательной программы по английскому языку по УМК « Английский язык» под редакцией С.Г.Тер-Минасовой, Л.М.Узун

  Данный УМК обеспечивает переход от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Он постр...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...