клоуз - тесты
учебно-методический материал по русскому языку

Березовская Анастасия Николаевна

Работа с  клоуз-тестом  методически  предполагает выход на подготовку учащихся к экзаменационному сочинению-рассуждению. Главное  в данном случае  -  через клоуз-тест выявить основную мысль автора и вступить с ним в свой диалог, что и предполагают основные критерии оценки сочинения ЕГЭ (часть С).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klouz-_testy.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ № 1

5 мая 1907 г.  Какие чудеса там,  в глубине природы, из которой я вышел. Никакая наука не может открыть той     …     , которая вскрывается от воспоминания детства и любви.

Нужно только испытать сильное горе, нужно почти умереть. И вот совершается рождение. Неведомые силы посылают утешение и великую радость.

Круг. Как вернуть свои переживания в природу? Как раскрыть их во всю стихийную ширь? Как сочетать то, что было, и то, что есть теперь, как одно претворить в другое, как слить это? В природе совершается великий     …     . Это простой, но таинственный     …     .  Простой для всего мира, но     …     для каждого в миру.

     …     примеры…  Но никто не знает про себя, не проследит: где он начался  и  где он кончится. Каждый вступает в     …     круг и снова проходит то, что миллионы прошли…

Мои переживания,     …      , обыкновенны… Но именно этой-то обыкновенностью я и дорожу. Я хочу выделить из себя то, что весь мир переживает. Я хочу сказать, что когда я любил, то одновременно со мной тысячи таких же, как я, и людей, и растений, и животных совершали этот     …     ... Я хочу сказать, что все их дыхания, тревожные, как их мысли и чувства я сливал в себе…  Я был велик, как мир. Это я хочу сказать…

И еще хочу сказать: как я мал был, когда оторвался от всего…  Как я «маленький» цеплялся за росяной куст, за солнечный луч…  Как я сходил с ума. И как из-под низу то, что плотное и прочное, исчезло и я остался на воздухе и стал учиться летать…  Великий     …     завершен. ##                                                                                      

    182 слова

 Карта текста

       1. Вопросы на восприятие текста:

а) определите тему текста;

б) сформулируйте главный тезис отрывка.

       2. Пропущенные слова: тайны, круговорот, круг, таинственный, кругом, таинственный, вероятно, круг, круг.

       3. Методические рекомендации: тест рекомендуется для работы в 8-9 классах на начальном этапе обучения.

       4. Языковой анализ текста (с восстановленными словами):

- как вы понимаете выражение «Я был велик, как мир»?

- почему в тексте так много раз повторяется местоимение первого лица?

- объясните смысловую нагрузку лексических повторов;

- объясните роль многоточия в отрывке.                                                                              

ТЕСТ № 2

                                                               

5 сентября 1936г .   Прошло тяжелое  жаркое лето. Углубляясь в себя, и в этом мне хорошо, и кажется, что вот не надо бы и сходить с этих рельс.

Среди  пряных запахов в осеннем лесу есть такой     …     , что, схватив его на ходу, начинаешь непременно искать повторения. Бывает, нападешь, и опять обдаст тебя всего     …     , но сейчас же опять потеряешь, и так источника этого     …     и не     …     , как будто кто-то надел шапку-невидимку и с тобой играет…

Однажды пошел я на охоту за грибами и рябчиками, но, увидев на земле     …     осиновые листья в росе, стал собирать их и так набил полный рюкзак опавшими листьями. Так и вся моя охота, о которой я столько написал охотничьих рассказов, по существу своему есть охота за своими     …     листьями.  ##

  1. слов

Карта текста

        1. Вопросы на восприятие текста:

- что особенно любил писатель в охоте?

- каким авторским настроением пронизана дневниковая запись?

        2. Пропущенные слова: аромат, ароматом, очарования, найдешь, разноцветные, опавшими.

        3. Методические рекомендации: тест проводится в 7-8 классах на начальном этапе обучения.

        4. Вопросы к языковому анализу текста:

- объясните ЛЗ слова «охота»; в каких значениях употребляется Пришвиным в этом отрывке;

- (если не восстановлено было в тесте 3-е слово, его нужно восстановить учителю, предварительно проанализировав все варианты учащихся). В какие смысловые отношения вступают в тексте 1, 2, 3 пропущенные слова? (контекстные синонимы);

- найдите деепричастные обороты, объясните их роль в тексте;

- найдите и охарактеризуйте причастие.

     ТЕСТ № 3

29 ноября 1937г.  В лесу очень тихо и так, что только не тает. Деревья окружены снегом, ели  повесели громадные     …     лапы, березы склонились и некоторые вовсе наклонились к земле арками. В этой     …     снежные фигуры стали выразительны, что странно становится, - отчего же это они ничего не могут друг другу сказать. И когда снег стал лететь, то было так     …     , что казалось, будто слышишь     …     снежинок, как     …     между странными фигурами.

Культура – это есть та атмосфера, в которой живут, которая связывает высокоразвитых людей…

Культура – это есть творческая связь между людьми… и если автомобиль и самолет служат для такой связи, то они являются агентами культуры. ##

                                                                                     79 слов

     

Карта текста

  1. Вопрос на восприятие текста:

- к какому типу текста относится отрывок: описание или рассуждение?

2.  Пропущенные слова: снежные, тишине, тихо, шепот, разговор.

3. Методические рекомендации: тест проводится в 7-8 классе на среднем этапе обучения.

4.  Вопросы к языковому анализу текста:

- как соотносятся в рассуждении автора понятия «культура», «люди», «агенты культуры» и «деревья», «шепот снежинок», «разговор между фигурами»?

- как вы понимаете, что такое культура?

- определите, к какой части речи относятся краткие морфологические формы?

- объясните постановку тире в последних двух предложениях.

     ТЕСТ № 4

8 октября 1951г.

Я стою и расту – я     …     .

Я стою, и расту, и хожу – я     …     .

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю -  я     …     .

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

Опираясь на     …     , я поднимаюсь: и надо мною небо, все небо мое. И начинается симфония Бетховена, и тема ее: все     …     - мое. ##

                                                                                            43 слова

Карта текста

  1. Вопросы на восприятие текста:

- какие смысловые части можно выделить в тексте?

- как вы сформулируете  главную мысль писателя?

2.  Пропущенные слова: растение, животное, человек, землю, небо.

3. Методические рекомендации: тест проводится в 8-9 классе на среднем этапе обучения.

4.  Вопросы к языковому анализу текста:

- как вы объясните ассоциации писателя своих чувств с симфонией Бетховена?

- какой художественный прием использует Пришвин? (лингвистический повтор, градация, анафора);

- почему каждое из первых четырех предложений Пришвин пишет с красной строки?

- объясните постановку знаков препинания в тексте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективны...

Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....

Обучающие клоуз- тесты

Данные тексты предназначены для начального этапа обучения работе с клоуз-тестами...

Клоуз- тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Предлагаемый тест обеспечивает  возможность быстро и объективно оценить знание текста изучаемого произведения. Данный  контроль может осуществляться с применением ИКТ....

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся  через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...