Культура речи
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс)

Занятие кружка "Культура речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kultura_rechi.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Культура речи»

Тема. Введение. Акцентологическая норма

Цель:

Обучающая:

- учить правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка, учить находить речевые ошибки и исправлять их;

-активизировать мыслительную деятельность учащихся, познакомить с языковыми явлениями, обогащать устную речь, ее словарный запас;

- воспитывать общую культуру учащихся, воспитывать интерес к изучению русского языка, к изучению различных языковых явлений;

Развивающая:

- формирование навыков владения акцентологическими нормами языка;

- формирование навыков использования нормированной речи;

- формирование речевой компетентности;

Воспитательная:

- воспитание бережного отношения к русскому языку;

Задачи:

1.Повторить классификацию речевых ошибок;

2.Научиться определять тип речевой ошибки;

3.Отработать способы коррекции предложений с ошибками;

4.Научиться оценивать качество речи;

5. Научиться применять знания на практике.

Технологии:

1.Компьютерная технология;

2.Постановка проблемной ситуации;

3. Беседа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, упражнения на закрепление изученного материала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово.

А. Ахматова

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучить все его особенности и секреты.

Н.М. Карамзин писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, ещё более труда, нежели другим».

Вспомните и назовите основные признаки правильной и красивой речи. Все ошибки в письменной речи делятся на несколько групп: фактические,

логические, речевые, орфографические, пунктуационные.

Сегодня мы будем говорить о типах речевых ошибок. Речевые ошибки

нарушают правильность речи, её точность, выразительность, чистоту,

образность.

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. (Энциклопедический словарь юного филолога).

Важнейшим признаком литературного правильного языка является наличие в нем строго определенных правил – норм.

Норма – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование этим нормам обязательно для всех. Нормы правильного литературного языка охватывают разные языковые единицы. Правила произношения и ударения регулируют орфоэпические нормы, правила употребления слов и устойчивых сочетаний - лексические нормы, правила образования грамматических форм и правила сочетаемости слов в предложении – грамматические нормы, правила образования слов – словообразовательные нормы, есть нормы стилистические, а также орфографические и пунктуационные.  Нормы действуют на всех уровнях языка.

Незнание этих норм, неумелое употребление слов ведет к ошибкам речи. А так ли страшны речевые ошибки? И действительно, напишем ли мы колбаса или калбаса, произнесем обеспЕчение или обеспечЕние; разве одна или несколько ошибок не позволит понять общий смысл высказывания? На этот вопрос мы ответим в конце занятия.

2. Проблемная ситуация.

1. Акцентологический диктант. (Состоит из 10 слов. Произносить слова следует правильно и неправильно. Учащиеся расставляют ударения, затем читают. Учитель не исправляет ошибки, а только считает количество (3-4 человека). Затем учитель четко проговаривает слова, учащиеся повторяют хором.

БАнты, бАрмен, блАга, блАгами, бутЫли, аэропОрты, вандАл, вОра, единоврЕменный, закУпоришь.

Если русское слово состоит из двух и более слогов, то обязательная его примета – ударение (выделение одного слога силой выдоха): тОрты, завИдно, квартАл (во всех значениях).

Словесное ударение играет разные (но всегда важные) роли:

1) помогает опознать слово в потоке речи: яслей, избаловАть;

2) различает:

а) смысл языковых единиц: брОня – «закрепление лица или предмета за кем-либо», бронЯ – «защитная обшивка»; кАшица – уменьшительное к каше, кашИца – «полужидкая масса»;

б) стилевую их принадлежность: дОговор – разговорное, договОр – общеупотребительное ударение; мышлЕние - общеупотребительное ударение, мЫшление- профессиональное;

в) грамматическое значение: водЫ (род. падеж ед. числа), вОды – (им. падеж мн. числа), засЫпать – (сов. вид), засыпАть – (несов. вид).

В русском языке есть слова, в которых правомерны два ударения: Обух – обУх, Искриться- искрИться. Перемещение ударения не меняет ни смысла, ни его грамматического или стилистического значения.

Русское словесное ударение свободно (разноместное) и подвижное. В слове оно закреплено за определенным слогом (ударение может падать на 1-й, 2-й, 3-й и т.д. слоги: нЕнецкий, чЕрпать, кедрОвые, пуловЕр) и способно переходить с одного слога на другой (щавЕль, щавелЯ; начАть, нАчал, началА).

Названные особенности ударения придают нашей речи мелодичность, ритмически разнообразят её. Но подвижность ударение и его свобода таят в себе опасность ошибочного произношения. А это серьезно затрудняет общение, отвлекает от предмета разговора, вызывает нежелательные ассоциации.

3. Закрепление полученных знаний.

 У Корнея Ивановича Чуковского правильное ударение не результат «органического чутья к ним, а благоприобретенное». Он сам признавал это и вспоминал: «Когда я приехал из Одессы в Петербург и впервые выступил с докладом на литературном вечере, я сделал девяносто два неправильных ударения. Городецкий подсчитал и сказал мне об этом. Я тотчас засел за словарь и больше уж этого никогда не повторялось».

 На какое решение натолкнул вас этот эпизод? (Аванесов Р.И., Ожегов С.И. Русское литературное произношение и ударение: М., 1955; 2-е изд. М., 1960.;  Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. К. И. Былинского. М., 1960; 6-е изд. испр. и доп. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.; Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2003.).

Задание 1.

Покажите, какую роль играет ударение в приведенных парах слов.

1. Руки – рукИ. 2. РодИлся – родилсЯ. 3. ЯзыкОвая – языковАя. 4. Полки – полкИ. 5. ЛЕдник – леднИк.6. КазАки – казакИ. 7. ДОговор – договОр. 8. ВорОта – воротА. 9. АтОмный – Атомный. 10. ПрОпасть – пропАсть. 11. СтрУны – струнЫ. 12. Парить – парИть.

(Смысл слова: 3, 4, 5, 10, 12. Стилистическая принадлежность: 7, 8, 9. Грамматическое значение: 1, 11. Ничего не различает: 2, 6)

Задание 2.

Четвертое лишнее.

1. Некролог, неприязнь, мытарство, духовник.

2. Банты, шарфы, торты, гербы.

3. Христианин, танцовщик, простолюдин, статут.

4. Углубим, даруем, принудим, преминем.

5. Жалюзи, догмат, исполу, кухонный.

6. Жерло, инструмент, колледж, исчерпать.

7. Свекла, сумерничать, убывший, центнер.

(Лишнее: 1. МытАрство. 2. ГербЫ. 3. ТанцОвщица. 4. УглубИм. 5. ЖалюзИ. 6. ИсчЕрпать. 7. УбЫвший)

Задание 3.

Какие отклонения от акцентологических норм встречаются в данных поэтических текстах? Обоснуйте их мотивированность (немотивированность).

1. Ах, как завидно лентяям: По утрам они лежат И жалеют, что нельзя им Превратиться в медвежат. 2. Ловят бабочек коты, Носят шляпы и банты. И друзьям от доброты Дарят сладкие торты. 3. Спрячу в ладонь новорожденный огонь. Он и к утру не погаснет на ветру. 4. Слетались птицы к танцовщице золотой, Захлопав крыльями и пестрою гурьбой. 5. Собаке на хозяина Смотреть ужасно завидно. 6. Идут белые снеги, Как по нитке, скользя. Жить и жить бы на свете, Но, наверно, нельзя. 7. …И на тенистой улице я постою в тени. Вишневые, Грушовые, Зеленые, Прохладные… Как будто в детство давнее зовут меня они.

(Мотивированное отклонение от акцентологических норм в предложении №6 (Е. Евтушенко): стилизация народной речи).

4.Подведение итогов уроков.

Беседа-опрос: Роль ударения?  Какие особенности русского ударения?

5. Домашнее задание: индивидуальные карточки. Задание: определить тип речевых ошибок в предложениях, исправить допущенные ошибки.

6.Рефлексия:

Что нового и полезного вы узнали на уроке?

Вывод: правильная постановка ударения – залог полноценного общения, необходимый признак культурной, грамотной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...