Работа по развитию речи
методическая разработка по русскому языку

Рязанцева Наталья Евгеньевна

Данный материал поможет учащимся избежать речевых и грамматических ошибок в сочинениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_rechevyh_i_grammaticheskih_oshibok.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды речевых и грамматических ошибок и их условные обозначения.

Виды

ошибок

В чем заключается ошибка

Примеры

С

ошибки

в содержании

[  ]

есть что-то лишнее

Ф

фактическая ошибка

?

неточность

>

сказано недостаточно

несоответствие основной мысли, теме

Z

необходим абзац

Z

абзац не нужен

S

непоследовательность

пропуск

Р

речевые

ошибки

1) неоправданный повтор;

2) употреблено лишнее слово;

3) употреблено не то слово;

4) неправильно сочетаются слова по смыслу.

1. Мы вошли в лес. В лесу было тихо.

2. Гончие собаки носились везде.

3. Он поразил Татьяну взыскательными манерами (изысканными).

4. Мы узнали, что мы делаем пользу (приносим пользу).

Г

грамматические ошибки

1) неправильно образовано слово;

2) слово употреблено не в той форме;

3) неправильно построено предложение.

1. У меня это вызывает любопытность (любознательность).

2. Шум, издающий водопадом.

3. Росшие незабудки у ручья еще не расцвели. Девушка была румяной, гладко причесана.

/

Неправильно написано слово (орфографическая ошибка).

V

Неправильно поставлены знаки препинания (пунктуационная ошибка).


Исправление речевых ошибок и недочетов.

Тип ошибок и недочетов

Примеры

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег.

2. Смешение паронимов

Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался.

3. Нарушение лексической сочетаемости

Спортсмены выполнили клятву (вместо исполнили клятву).

4. Употребление лишних слов

Обед был очень роскошный.

5. Повторение слов

Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал что это конец.

6. Неудачное употребление указательных и личных местоимений

Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал. (Кто у кого обедал?)

7. Употребление слов иной стилевой окраски

Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновом и смешанных лесах.

8. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов

На вратаре майка, напяленная на рубашку.

9. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. На нем были выношенные штаны. Латка была грубо наживлена.


Исправление грамматических ошибок.

Типы ошибок

Примеры

1. Ошибочное словообразование

Моя подруга такая непоседка (вместо непоседа).

2. Ошибка в образовании форм слов

Мы купили пирожки с повидлой.

3. Нарушение согласования

В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.

4. Нарушение управления

Избежать от верной гибели ему помогли друзья.

5. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей.

6. Ошибочно построено предложение с деепричастным оборотом

На картине изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.

7. Ошибочно построено предложение с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

8. Ошибки в построении сложных предложений

Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

9. Пропуски необходимых слов

Стоят зеленые деревья, на них (кто?) весело поют песни.

10. Нарушение порядка слов

Он рассказывал о трудностях все летчика Виктора.

11. Ошибки в употреблении прямой и косвенной речи

Юрий сказал, что буду летчиком.


Алгоритм определения речевых ошибок.

1. Если на полях стоит буква Р, то на этой строке найди подчеркнутое слово или выражение.

2. По толковому словарю уточни значение подчеркнутых слов. Если это слово:

- не подходит по смыслу → замените его другим;

- одно из слов лишнее → уберите его из предложения;

- неоправданно повторяется → замените его синонимом, описательным оборотом, местоимением или наречием;

- является лексическим анахронизмом → замените его на слово, значение которого соответствует времени;

- не подходит по стилю → замените его другим словом, соответствующим данному стилю;

- местоимение указательное, а надо употребить личные (или наоборот) → заменить одно местоимение на другое, дабы не допустить двусмысленности;

- по звучанию напоминает другое (паронимы) → определите, какое из этих слов по смыслу подходит к данному тексту.


Алгоритм определения грамматических ошибок.

Способы правки.

1. Если на полях стоит буква Г, то посмотри, что подчеркнуто.

Одно слово

Словосочетание

Предложение или его часть

Проверь форму данного слова (род, падеж, число, лицо, время и т.д.). Измени его форму, если это требуется.

Выдели в слове приставку и суффикс. Проверь по словарю, есть ли слово с данной приставкой или с данным суффиксом. Произведи замену, если в этом есть необходимость.

Определите главное и зависимое слово.

Проверь, правильно ли они согласуются.

Стоит ли зависимое слово в том падеже, который требуется. Измените форму зависимого слова, если это требуется.

Проверь, тот ли предлог употреблен. Замени или убери его, если это требуется.

Если в подчеркнутой части есть знак , значит пропущен нужный член предложения.

Если в подчеркнутой части есть однородные члены, проверь логическую сопоставимость слов, проверь, чем они выражены, не слишком ли длинен ряд.

Не является ли подчеркнутая часть деепричастным или причастным оборотом. Проверь правильность их построения по справочнику.


Способы правки речевых ошибок.

Примеры

Вид ошибки

Способ правки

Исправленный

вариант

1. Враги мира обратно поднимают свой голос.

2. Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников.

Употребление слова в значении, ему несвойственном или не подходящем к данному тексту.

Заменить синонимом, другим словом.

1. Враги мира снова поднимают свой голос.

2. Чацкий особенно страстно выступает против крепостников.

1. Алеша безропотно переносил все тяжести жизни.

2. Онегин ведет праздничный образ жизни.

Ошибки, вызванные смешением в употреблении слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (паронимы).

Заменить слово (обратись к словарю, найди слово, сходное по звучанию данному, проверь, подойдет ли оно по смыслу).

1. Алеша безропотно переносил все тяготы жизни.

2. Онегин вел праздный образ жизни.

Чацкий поехал в командировку на Кавказ.

Употребление слова, не соответствующего нормам данного времени (XIX век).

Заменить слово другим, соответствующим данной эпохе.

Чацкий отправился в путешествие по Кавказу.

1. Наступил темный сумрак.

2. Слышались брань и ругательства.

Употребление лишних слов (плеоназмы).

Определить по словарю значение подчеркнутых слов, оставить наиболее подходящее по смыслу.

1. Наступил сумрак.

2. Слышались ругательства.

1. Ребята вошли в лес. В лесу было тихо.

2. Конечно, у моей мамы, как и всех людей, есть свои недостатки, но я люблю свою маму.

3. У меня есть друг Коля. Мы всегда вместе ходим в школу и обратно. Если я болею, Коля ходит ко мне, носит уроки.

Неоправданное повторение слов.

Произвести замену:

а) существительное – можно заменить наречием;

б) сущ. или сущ. можно заменить местоимением и наоборот; описательным оборотом;

в) глаголы заменяются синонимами или другими словами, подходящими по смыслу.

1. Ребята вошли в лес. Там было тихо.

2. Конечно, у моей мамы, как и всех людей, есть свои недостатки, но я люблю ее.

3. У меня есть друг Коля. Мы всегда вместе ходим в школу и обратно. Если я болею, он приносит мне домашние задания.

На вратаре майка, напяленная на рубашку. (Напяленная – просторечное слово)

Нарушение стилевого единства.

Заменить синонимом или другим словом, соответствующим данному стилю.

На вратаре майка, надетая на рубашку.

1. Я бы изобрела транспорт, который бы с сильной скоростью доставлял людей домой.

2. С утра до вечера стоит солнце.

Нарушение лексической сочетаемости.

Одно из слов заменить.

1. Я бы изобрела транспорт, который бы с большой скростью доставлял людей домой.

2. С утра до вечера светит солнце.

Добрыня Никитич сидит на своем коне. Грива его (?) развевается. Он (?) приготовился к бою.

Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности.

Устранить двусмысленность (например, заменить описательным оборотом).

Добрыня Никитич сидит на своем коне, у которого развевается грива. Богатырь приготовился к бою.


Способы правки грамматических ошибок.

Примеры

Вид ошибки

Способ правки

Исправленный

вариант

У кленов листья зеленые, лимоновые, красные.

Ошибочное словообразование.

Выделите в слове приставки и суффиксы. Посмотрите в словарь, есть ли слово с таким суффиксом или с такой приставкой? Произведите замену.

У кленов листья зеленые, лимонные, красные.

Ребята криками и свистами прогнали Бармалея.

Ошибки в образовании форм слова.

Определите, какой частью речи является слово (слова), обратитесь за помощью к справочнику, измените форму слова.

Ребята криками и свистом прогнали Бармалея.

Стая лебедей летели из холодных стран.

Нарушение согласования.

Определите, с каким словом в предложении связано данное слово, не нарушена ли связь? Измените форму слова.

Стая лебедей летела из холодных стран.

1. Я спросил Валека, выдал ли он кому-нибудь о нашем существовании.

2. В картине Герасимова изображена мокрая от дождя терраса.

Нарушение управления.

Найдите главное слово в подчеркнутом выражении. Какой тип связи между главным и зависимым словами? Если управление, проверьте падеж зависимого слова. В случае необходимости произведите замену формы.

1. Я спросил Валека, выдал ли он кому-нибудь наше существование.

2. На картине Герасимова изображена мокрая от дождя терраса.

Стоят зеленые деревья, на них  (кто?) весело поют песни.

Пропуск необходимых слов.

 - данный знак обозначает пропуск необходимого слова: установите, какое слово пропущено, вставьте его.

Стоят зеленые деревья, на них птицы поют песни.

1. В поэме "Мцыри" рассказывается о судьбе грузинского мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни.

2. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

3. Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату.

Ошибочное употребление причастного оборота.

Найдите причастие и зависимые слова, проверьте:

- согласуется ли оно с определяемым словом;

- не разрывается ли причастный оборот определяемым словом;

- нет ли союзов или союзных слов в составе причастного оборота.

Способы правки: согласовать причастие и определяемое слово, перестроить причастный оборот, исключить союзы.

1. В поэме "Мцыри" рассказывается о судьбе грузинского мальчика, отданного на воспитание монахам, тосковавшего по свободной жизни.

2. Солнечный луч освещал листья, падающие с деревьев.

3. Плющ, вьющийся по стене, украшает комнату.

Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.

Ошибка в построении сложного предложения.

Найдите границы предложений. Если предложения связаны союзами, проверьте правильность их выбора. Остальные проверьте по справочнику.

Способ правки: перестроить предложение, заменить союзы.

Когда Мурке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-нибудь поспать.

1. Падая, из стакана вылилась вода.

2. Поужинав, нам читали какую-нибудь интересную книжку.

3. Встретившись, ребята около школы, все вместе пошли в зоопарк.

Ошибочное употребление деепричастного оборота.

- Есть ли в предложении подлежащее (оно должно быть обязательно!).

- Если подлежащее есть, проверьте, соотнесено ли по смыслу деепричастие с подлежащим.

- Нельзя включать подлежащее в середину деепричастного оборота!

- Ошибочно включение союзов в состав деепричастного оборота.

Способы правки: включить подлежащее, заменить предложение с деепричастным оборотом сложным предложением.

1. Когда стакан упал, из него вылилась вода.

2. После ужина нам читали интересную книжку.

3. Ребята, встретившись около школы, все вместе пошли в зоопарк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая  работа  после прохождения  курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Доклад из опыта работы «Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...