РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ, КОММУНИКАТИВНОЙ, ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
рабочая программа по русскому языку

Рязанцева Наталья Евгеньевна

   ЦЕЛИ:

  - открытие творческих возможностей учащихся;

  - повышение мотивации в изучении предметной сферы.

 

   ЗАДАЧИ:

- развитие навыков анализа текста;

- решение задач редактирования собственного  сочинения;

- создание текстов разных типов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs_po_russskomu_yazyku.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО РУСССКОМУ ЯЗЫКУ

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ, КОММУНИКАТИВНОЙ, ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.

5 класс. 17 часов.

             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

   К числу наиболее актуальных вопросов образования относится необходимость развития в каждом ребенке творческого начала, духовного и нравственного потенциала, коммуникативных умений. Развитие умений работать с первоисточниками (художественными текстами, публицистикой) объяснять сопоставлять и решать задачи построения собственного высказывания в разных типах речи является основой данного   факультативного курса. Задачи мотивации изучения предмета решаются многообразием подходов, методических приемов в работе, включая компьютерные технологии в упражнения по развитию речи.

   Факультативный курс расширяет рамки уроков развития речи в 5 классе, углубляя содержание предмета. На лучших образцах учащиеся рассматривают типовую структуру текста-рассуждения, определяя изобразительно-выразительные средства, характеризуя способы связи его частей. Знакомятся с сокращенным рассуждением, в составе которого может отсутствовать тезис или вывод, поскольку они близки или совпадают по содержанию. Для тренировки в построении рассуждений уместно использовать лингвистические задачи. Осмысление особенностей лексики разных речи готовит учащихся к выполнению творческих заданий.

   Факультативный курс включает активную работу с лингвистическими словарями, обогащая словарный запас учащихся.

   ЦЕЛИ:

  - открытие творческих возможностей учащихся;

  - повышение мотивации в изучении предметной сферы.

   ЗАДАЧИ:

- развитие навыков анализа текста;

- решение задач редактирования собственного  сочинения;

- создание текстов разных типов речи.

Тематическое планирование

   

Содержание занятия

Количество часов

Виды деятельности

1.Текст. Смысловая цельность, грамматическая связь, структурное единство, единство интонации.

     

      2

 Анализ текста.

Работа с толковыми словарями.

2.Стили речи. Книжный, разговорный, официально-деловой.

      2

Анализ текста. Работа с толковыми словарями.

Выполнение упражнений по определению стиля речи.

3.Типы речи. Характерные  особенности публицистики.Жанры, свойственные публицистическому стилю.

      3

Работа с текстами разных жанров в публицистическом стиле. Использование словаря синонимов.

4.Сокращенное рассуждение  с отсутствием тезиса или вывода.

      3              

Выполнение лингвистических задач с привлечением толковых словарей. Анализ художественных текстов и публицистики.

5.Сочинение-рассуждения в публицистическом стиле (с элементами описания действия и процесса  труда).

      3

Анализ образцов. Написание сочинения-рассуждения. Редактирование.

6.Сочинение- рассуждение в художественном стиле (с элементами описания внешности человека).

       3

Анализ образцов.Написание сочинения-рассуждения в художественном стиле. Редактирование.

7.Презентация

работ с использованием компьютерных технологий в иллюстрации процессов труда.                    

      2

Выступления учащихся с представлением собственных сочинений.

17час.

                                                                                     

Литература.

1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи . 5-й класс. Дрофа

2. Пичугов Ю.С. От слова к словесности. 5-й класс. Дрофа

3. Вовк, С.М. «Готовимся писать сочинение: разберемся в характере героя. 5-ый класс». [Текст] / С.М. Вовк // Русский язык.-     №12.-С.6.

4. Кулакова Е.Ю. «Комплексный анализ текста». [Текст] / Е.Ю. Кулакова // Русский язык.- №19.-С.30.

5. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы.- М.: просвещение, 1991

6. Пленкин Н.А. Уроки развития речи. - М.: Просвещение, 1995.

7. Смолицкая Г.П. Даль и Срезневский. – РЯШ №4, 2001. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов с Ситникова.-Волгоград, издательство «Учитель», 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в л...

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Проблемы экологии. Экологическая политика Франции.

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Наука

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

Роль проектной работы в развитии коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся в урочное время на старшей ступени обучения английскому языку

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, особый интерес для нас представляет проектное обучение, котор...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...