«Лингвистическое турне во Фразеологию»
методическая разработка по русскому языку

Парамонов Дмитрий Вячеславович

«Лингвистическое турне во Фразеологию» - внеклассное мероприятие по русскому языку, проведённое в рамках недели русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистическое турне во Фразеологию

Задача:

Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка, обобщение знаний в области лексики и фразеологии.

Цели:

  1. Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
  2. Расширение запаса знаний школьников по русскому языку: в области лексики и фразеологии.
  3. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность  преодоления отставания по русскому языку.
  1. Выявление особо одарённых детей и развитие их творческих индивидуальных способностей.
  2. Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну, которой нет на глобусе; не упоминается она ни в одном туристическом справочнике. И, тем не менее, не только она находится рядом с нами, но и мы находимся в ней. Эта страна имеет свою историю, она живёт и развивается по своим законам. В ней рождаются, живут, с возрастом изменяются и умирают её жители, среди которых многим сотни и даже тысячи лет. Эта страна носит гордое и звучное имя – Лингвиния.

Вы наверняка уже слышали это слово и знаете, что произошло оно от латинского слова «лингва», что значит «язык». В этой удивительной стране живут слова: молодые и старые, коротенькие и длинные, простые и мудрёные. Здесь не боятся иностранцев, встречают их с интересом и радушием. В Лингвинии к каждому слову относятся уважительно и бережно. Вот в эту чудесную страну мы и отправимся сегодня.

Вначале послушайте небольшой рассказ писателя Шибаева «Поговорили».

Встретил я однажды приятеля, с которым давно не виделся.

– Как живёшь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учёбой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел… Теперь всё в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь…

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

«Да, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – А ведь когда-то был вполне нормальный человек».

Ответьте на вопросы:

1. Интересно общаться с таким человеком? Почему?

2. Зачем нужно постоянно обогащать словарный запас?

3. Как это можно делать?

4. Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?

Сегодня на уроке нам предстоит обобщить полученные знания по таким разделам науки о языке, как «Лесика» и «Фразеология».

Лев Николаевич Толстой призывал: «Старайся дать уму как можно больше пищи». А Рене Декарт утверждал: «...Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Стендаль напоминает: «Гибкость ума может заменить красоту». Одним из способов отточить и потренировать свой ум являются игры со словами. Вот в них-то мы сейчас и сыграем.

Итак, друзья мои, в путь! Та команда, которая во время нашего путешествия наберёт большее количество баллов, отпразднует заслуженную победу, а оцениваться конкурсы будут следующим образом: за каждое угаданное слово – 1 балл, за скорость команде присуждается 1 поощрительный балл.

Компетентное жюри будет оценивать ваши ответы. Начинаем нашу игру!

Ход игры:

1 конкурс – «Представление команд».

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

2 конкурс

1 команда: Попробуйте по данным определениям догадаться, какие слова имел в виду В.И. Даль. Как называются слова-отгадки с точки зрения происхождения? (Устаревшие слова)

  • Мокроступы – обувь для сырой погоды. (Калоши)
  • Тихогром – музыкальный инструмент. (Фортепьяно)
  • Себятник или самотник, – человек, думающий только о себе, преследующий лишь собственные интересы. (Эгоист)

2 команда: Найди четвёртое лишнее, проанализировав слова с точки зрения происхождения.

  • Белка, берёза, фауна, осень (заимствованное).
  • Телевизор, телеграф, телефон, приёмник (исконно русское).
  • Автомобиль, паровоз, локомобиль, локомотив (исконно русское).

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

3 конкурс – «Подбери антонимы».

- Что такое антонимы? (Слова одной части речи с противоположным лексическим значением)

1 команда

2 команда

1.Грязный                         4. Выгода

2.Бодрый                               5. Влажный

3.Трудолюбие                   6. Тревога

4.Убыток                           3. Лень

5.Сухой                                  2. Усталый

6.Спокойствие                   1. Чистый

1.Противник              4. Очистить

2.Посредственный     3. Радоваться

3.Кручиниться           5. Согнуть

4.Загрязнить              6. Конкретный

5.Выпрямить                 2. Талантливый

6.Абстрактный           1. Союзник

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

4 конкурс – «Составь словосочетание».

Вспомним, что такое словосочетание, чем оно отличается от слова? (Это такое сочетание слов, которое более точно называет предмет, признак или действие. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически).

1 команда

2 команда

Глаза карие или коричневые

Дружба сильная или крепкая

Чай горячий или горючий

Ответ полный или кромешный

Пиджак карий или коричневый

Характер сильный или крепкий

Слёзы горячие или горючие

Тьма полная или кромешная

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

5 конкурс

Какой раздел науки о языке изучает фразеологизмы, а какой – словосочетание? Чем отличается фразеологизм от свободного словосочетания?

(1. Фразеология. 2. Синтаксис. 3. Фразеологизмы – в отличие от словосочетания – это устойчивые сочетания слов.)

1 команда – «Составь из слов фразеологизм и словосочетание».

1. Деньги, слово, дать (дать деньги – дать слово).

2. Лицо, руки, умывать (умывать лицо – умывать руки).

3. Книги, свои, обратно, взять, слова (взять свои книги обратно – взять свои слова обратно).

2 команда – «Объясни значение фразеологизма. Подбери к ним слова- синонимы и антонимы».

Фразеологизм

Синонимы

Антонимы

Семи пядей во лбу

Умный

Глупый

С гулькин нос

Мало

Много

Ни кола ни двора

Бедный

Богатый

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

6 конкурс – «Отгадай загадки».

В этом конкурсе вы будете разгадывать не обычные загадки, а лотогрифы и шарады.

Лотогриф – это загадка, в которой путём отбрасывания или вставки новой буквы или слога можно получить из одного слова другое (рот + к = крот).

Шарада – это загадка, в которой заданное слово делится на части, причём каждое из них составляет самостоятельное слово, подлежащее отысканию по указанному (виноград: первая часть – напиток, вторая – крупный населённый пункт).

1 команда:

1. Первое – нота, второе – игра, а целое встречается у столяра. (Долото).

2. К какому русскому имени нужно прибавить одну букву, чтобы получить название государства? (Иван – Ливан).

3. Угадай, сколько у меня коров. Если угадаешь – обе твои будут. (Две).

2 команда:

1. Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Второй мой слог поставь в конце,

Его увидишь на лице.

А целое большим крылом

Белеет в море голубом. (Парус).

2. Мой первый слог найдёшь в капели,

Второй – так звали губы, рот.

Вы целое, конечно, ели,

Меня даёт вам огород. (Капуста).

3. Мой первый слог – провал, банкротство,

Второй – синоним к «невелик»,

А всё с мукой имеет сходство,

На кухне он лежать привык. (Крахмал)

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

7 конкурс – «На смекалку»

1 команда: лев, тигр, ягуар, лисица, волк.

2 команда: лосось, сельдь, окунь, карп, сазан.

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

8 конкурс – «По иллюстрациям угадай фразеологизмы»

1 команда: вылететь в трубу, смотреть сквозь пальцы, стоять на часах.

2 команда: сидеть под замком, забросить удочку, погнаться за двумя зайцами.

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

9 конкурс – «Азбука Морзе»

1 команда:         Он всё умеет делать. – Мастер на все руки.

Он много болтает. – Язык без костей.

Он быстро побежал. – Побежал сломя голову.

2 команда:         Очень много работать. – Не покладая рук.

Он молчит. – Держит язык за зубами.

Делать не откладывая. – Куй железо, пока горячо.

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

10 конкурс – «Грамматическая викторина»

1. Однажды в поезде пятеро пассажиров завели разговор о том, кто в каком городе родился.

– Моя   родина – Рязань, – сказал один.

– Есть в Калужской области небольшой городок Медынь, – сказал второй. – Там я родился.

– А я – коренной москвич, – заявил третий.

– Я родился  в Пензе, – заявил четвертый.

Пятый, немного подумав, сказал:

– Я не назову вам город, в котором я родился, вы сами можете его угадать. Достаточно сказать, что в названиях первых двух упомянутых здесь городов нет ни одной буквы, которая встретилась бы в названии моего родного города. Зато в названиях двух последних городов есть все пять букв, необходимых для решения задачи.

Не догадаетесь ли вы, в каком городе родился пятым пассажир? (Псков)

2. Внимательно посмотрите на фамилии и угадайте, какая профессия у каждого.

Старужлин (журналист), Кохуджин (художник), Тирахтерко (архитектор), Рератевин (ветеринар), Алербина (балерина), Посажкин (сапожник), Ромхетабкин (бортмеханик), Цепрадов (продавец).

3. О каких словах говорят Буратино и Хоттабыч?

– Я знаю два удивительных русских слова, – сказал Хоттабычу однажды Буратино. – В одном из них семь одинаковых гласных (семья), а в другом – сорок. (Сорока).

– О, мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч. – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Знай же, что я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них сто одинаковых согласных! (Стол, стон, стоп, стог).

4. Перечисли по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

5. Какое женское имя состоит из тридцати гласных. (ЗОЯ).

6. В названии какого города упоминается одно мужское имя и сто женских имён. (Севастополь).

7. «Пантомима»

Задача – показать фразеологизм пантомимой.

1 – обливаться слезами.

2 – водить за нос.

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

11 конкурс

Составить как можно больше слов из букв, входящих в состав слова СЕРТИФИКАТ.

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

Ведущий: А закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу словами Софьи Филипповны Ивановой – автора замечательной книги по риторике «Говори!»:

«Молчит река, отражая в себе бесконечность звёздного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк. Трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек может осознать, назвать и выразить её состояния. Потому что лишь он наделён божественным даром речи, то есть способностью понимать всё окружающее его и передавать свои мысли, чувства, переживания в слове.

Разумеется, лучше всех это умеют делать поэты, писатели – художники слова. Но дар речи дан от Бога всем людям. И каждый народ мира, говорящий на своём языке, развивал и обогащал этот дар, передавая его, как бесценное наследие, от поколения к поколению.

Однако, как вы поняли на сегодняшнем нашем уроке, речевой дар таит в себе и великую тайну: им можно овладеть, только постоянно напрягая ум и душу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"

Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Лингвистический турнир "Где раки зимуют, или ещё раз о фразеологии" (6 класс)

Данная работа представляет собой презентацию к лингвистическому турниру в рамках декады русского языка и литературы. Учащиеся должны показать знание фразеологизмов, их значение и происхождение, уметь ...

Лингвистическая игра «В мире фразеологии».

Содержит различные конкурсы...

Лингвистическая игра "Путешествие в страну Фразеологию"

Игру-путешествие в страну Фразеологию можно провести при изучении темы "Фразеологизмы" или во внеклассной работе. Игра поможет проверить знание известных фразеологизмов и познакомит ребят с новыми, уг...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...

Лингвистическая игра "Путешествие страну фразеологию" (8 класс)

Цель игры: привлечь внимание учащихся к фразеологизмам, показать их многоообразие....