Обобщающий урок в 6 классе на тему: « Словообразование. Орфография»
план-конспект урока по русскому языку

Цель: создать условия для закрепления материала по данной теме.

Задачи:

- обобщить и расширить знания по теме «Словообразование. Орфография»;

- совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

- совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.

Оборудование: карточки, линокарты, перфокарты, тесты, листы самооценки.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного. Это урок – зачёт, который носит диагностирующий характер: проверка сформированности орфографических навыков написания чередующихся корней, правописание приставок ПРЕ – и ПРИ-, навыков морфемного и словообразовательного разбора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._obobshch.urok_po_slovoobrazovaniyu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Резвых Марина Сергеевна

МБОУ «Алексеевская СОШ» Петропавловский район, учитель русского языка и литературы

Обобщающий урок в 6 классе на тему: « Словообразование. Орфография»

Цель: создать условия для закрепления материала по данной теме.

Задачи:

- обобщить и расширить знания по теме «Словообразование. Орфография»;

- совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

- совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками

ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.

Оборудование: карточки, линокарты, перфокарты, тесты, листы самооценки.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного. Это урок – зачёт, который носит диагностирующий характер: проверка сформированности орфографических навыков написания чередующихся корней, правописание приставок ПРЕ – и ПРИ-, навыков морфемного и словообразовательного разбора.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, я очень рада войти в ваш дружный класс, а  знания сегодня вам награда, а также оценки в дневники и журнал.

2. Синтаксическая  пятиминутка.

Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение. Запишите его и произведите синтаксический разбор.

Грамотный человек должен разбираться в структуре слова.

3. Сообщение темы.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: « Словообразование». Запишите число и тему урока.

  Давайте попробуем определить цели нашего урока. (Учащиеся формулируют цели)

У каждого на парте лежит листок самооценки. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами, будете выставлять оценки за каждый вид работы.

4.  Повторение теории.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ ДРУГ ДРУГУ. (Один учащийся задаёт вопрос другому, тот, кто ответил, адресует свой вопрос другому)

5. Закрепление изученного.

Морфемный и словообразовательный разбор.

- Скажите, пожалуйста, чем эти два вида разбора отличаются друг от друга.

Примерные ответы учащихся

( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.

Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)

Произведите морфемный и словообразовательный разбор данных слов.

(Слова записаны на доске, один ребёнок работает у доски)

прибежать

подсвечник

тепловоз

зайчик

(Самопроверка с доски)

Сложносокращённые слова.

- Какие слова называются сложносокращёнными? Как определить род сложносокращённого слова?

- Расшифруйте сложносокращённые слова, определите их род. (Устная работа)

 Вуз, СМИ, Спецкор, ГЭС.

- Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл?

Примерные ответы учащихся

 (Для правописания тоже. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова).

-Назовите правило, изученное в разделе «Словообразование», которое связано с написанием приставок.

(Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-)

- Вспомним правило. Когда мы пишем приставку ПРЕ-, а когда ПРИ-?

Задание на перфокарте. Взаимопроверка. Самооценка.

Линокарта.

- С какими орфограммами в корне мы познакомились в разделе «Словообразование»?

(Корни с чередованием КОС –КАС, ГОР –ГАР, ЗОР - ЗАР)

- Расскажите о правописании этих корней.

- Какие ещё корни с чередованием мы знаем? Один работает у доски, распределяет слова – грибочки в разные корзинки.

Перед вами линокарта.

о

а

1.

0

2.

0

3.

0

4.

0

5.

0

6.

0

7.

0

8.

0

9.

0

10.

0

   Я называю слово, вы определяете, какую букву нужно писать в корне с чередованием, и  ставите точку в соответствующей строке.

  1. загорать
  2. касательная
  3. зорька
  4. выращенный
  5. пригорело
  6. прикосновение
  7. зарница
  8. сгорели
  9. загар
  10.  росток

Самопроверка. Самооценка. У кого получилось две буквы М, тот сделал всё верно.

Тест.

-  А теперь проверим ваши умения находить верный ответ среди предложенных, то есть решим тест. Самопроверка.

Выставление оценок за урок.

Обобщение.

- Что мы сегодня повторили на уроке? Над чем стоит ещё поработать?

- В чём возникают трудности?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

Домашнее задание.

Стр.80 контр.задания и вопросы.

Листок самооценки.

Фамилия, имя ________________

Вид работы.

Оценка

1.

Синтаксический разбор предложения

2

Теоретический уровень

2.

Морфемный и слово-образовательный разбор

3.

Перфокарта.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

4.

Линокарта.

Корни с чередованием.

5.

Тест

           Итоговая оценка:

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

  1. Словообразование как раздел науки о языке изучает…

А) звуки речи;

Б) значимые части слова и способы образования слов;

В) словосочетания и предложения;

      2. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования  

           новых слов – это…

           А) суффикс         Б) приставка           В) корень    

      3. В каком случае пишется С на конце приставки.

           А) ра…будить          Б) во…гордиться        В) ра…писание

      4. В каком слове пишется буква А?

           А) прил…гательное          Б) сл…жение          В) предпол…жение

      5. В каком слове пропущена буква О?

           А) выр…щенный             Б) зар…сли               В) р…стение

      6. В каком слове пропущена буква Ё?

           А) ш…пот          Б) крыж…вник            В) ш…рох

     7. В каком слове пишется буква Ы?

           А) ц…фра              Б) ц…ганский             В) милиц…я

     8. Разберите слова по составу: проходили, полететь, сварщик, домик, осенний,

         предвечерний, разбежка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"

План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...

Тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография"

Тест предназначен для проверки знаний учащихся 6 класса....

Обобщающий урок 11 класс по теме "Типы экологических взаимодействий организмов"

Урок проводится в 11-м классе в ходе изучения раздела "Основы экологии",это заключительный урок по теме....

Обобщающий урок 11 класс по теме "Влияние человека на эволюцию биосферы"

Обобщить знания о глобальных экологических проблемах ипутях их решения....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи."

Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. культура речи" (в 2-х вариантах)...