Разработка урока " Частица как служебная часть речи".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Кириенко Ирина Александровна

Данная тема урока соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку. Тема урока является составной частью раздела «Служебные части речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока90.27 КБ
Файл презентация к уроку1022.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Описание урока/занятия

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема

Частица как служебная часть речи.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Кириенко Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МКОУ Верх-Майзасская основная общеобразовательная школа

Район

Кыштовский

Город/поселение

Новосибирская область

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок изучения нового материала.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Познакомиться с частицей как служебной частью речи.

Формировать и развивать познавательные, исследовательские компетенции.

Учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи.

Развивать навыки логического мышления.

Воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать, что такое частицы и их разряды.
  • Уметь отличать частицу от других частей речи.

Личностные: 

1.Смыслообразование – умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Нравственно – этическая ориентация- умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

Метапредметные: приобретать навыки в составлении кластера; развивать умения работать с тестами; практически применять изученный материал, развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.

Дидактическая структура урока.

Каким образом данный урок (занятие, мероприятия) будет содействовать реализации новых ФГОС?

  • . Данная тема урока соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку, представленных в федеральных государственных стандартах основного общего образования 1-го и 2-го поколений. Тема урока является составной частью раздела «Служебные части речи».

Дополнительная информация.

Размер мультимедиа компонента

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.)

  • Презентация.

Ресурсы, оборудование и материалы

ПК, проектор, экран, презентация.

Список учебной и дополнительной литературы

1.Учебник Баранова М.Т.  7 класс русский язык.М,2010г.

2.Электронная книга «Копилочка активных методов обучения».

3.Электронный курс «Активные методы обучения.

4.Поурочное планирование в 7 классе по учебнику Баранова М.Т. М,2010 г.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://pechkazovas.ucoz.ru

http:// uchportal.ru

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: приём открытия темы, кластер, инсерт, синквейн, исследовательская работа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с притчи: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. О чём она?

Вывод: Каждый может добиться того, чего пожелает. Если вы приложите усилия, то без труда усвоите тему сегодняшнего урока

Дети отвечают: «Судьба бабочки зависела только от этого человека.  Всё зависело только от его желания».

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1.Какой раздел языкознания мы изучаем? Что изучается в морфологии?

Запишите предложение и сделайте устный морфологический разбор служебных частей речи.

Дети записывают предложение. В морфологии изучаются самостоятельные и служебные части речи. Устный разбор слов в, и.  

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

2. Поиграем в игру «Третий лишний». (Слайд 2)

Выбирают лишнее слово.

1.а) А        2. а) ПО              3. а) С

   б) НО         б) И                     б) К

   в) В             в) ПЕРЕД            в) НЕ

3.Выявление места и причины затруднения.

Почему произошли затруднения при обосновании выбора ответа?

Значит какую часть речи предстоит изучить?

Ответ: изучили союзы и предлоги. Частицы ещё не изучали.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

4.Целеполагание и построение выхода из затруднения.

 Сегодня на уроке мы должны изучить тему «Частица как служебная часть речи и ответить на вопросы:

- Что такое частица?

-Какова роль частиц в предложении и в речи?

-Важны ли частицы в речи?

-Имеет ли частица грамматические признаки?

-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

-Какие разряды частиц бывают? (Слайд 3)

 

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Из прошлых уроков вы немного знаете о числительном. Давайте наши знания зафиксируем в кластере(грозди).

(Слайд 4)

Составляют кластер  

Прочитайте §66 и, используя метод инсерта.

(Слайд 5)

Читают, пользуясь опорой

Дополните кластер новой информацией. (Слайд 6)

Частицы вносят в предложение следующие оттенки значения. (Слайд 7)

Дополняют.

6.Первичное з-закрепление с комментируем во внешней речи.

Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истрии.

(Слайд 8,9)

  • Расскажу вам историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

В последствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.

  • Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела. Как произошло новое слово?

   

Разгадка «тайны».

 Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное. Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гепотизы я предлагаю провести исследовательскую работу.

Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?

Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение?

         Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

        А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

        О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

   (По К. Паустовскому)

(Слайд 10)

Ответы детей.

ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Употребите разные частицы в данном предложении.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.

Давайте сделаем вывод.

Для чего еще служат частицы в речи?

 

(Слайд 11)

 

Работаю со слайдом

Вывод: частицы вносят различные оттенки в предложение, частицы образуют формы слова.

Выполняют упр. 401, 402.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

8. Подведение итогов урока.

 Заполните таблицу. (Приложение 1)

Своё отношение к новой теме выразите в синквейне. 

(Слайд 12)

Заполняют таблицу.

Составляют синквейн.  

9. Домашнее задание.

Домашнее задание:

1.Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…»

 2.Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в речи?»

(Слайд 13)

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

При помощи смайликов, покажите, остались ли вы довольны сегодняшним уроком. (Приложение 2)

(Слайд 14)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Приложение№ 1

Что такое частица?

Какова роль частиц в предложении и в речи?

Имеет ли частица грамматические признаки?

Имеет ли она синтаксическую роль в предложении?

Какие разряды частиц бывают?

 

Приложение № 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Областной конкурс « Педагогическая инициатива » в сфере информационных технологий Презентация к уроку русского языка в 7 классе Тема: «Частица как служебная часть речи» 2015 год Выполнила : учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МКОУ Верх- Майзасская ООШ Кыштовского района Новосибирской области Кириенко Ирина Александровна

Слайд 2

1.а) А 2. а) ПО 3 . а) С б) НО б) И б ) К в) В в) ПЕРЕД в ) НЕ

Слайд 3

- Что такое частица? -Какова роль частиц в предложении и в речи? -Важны ли частицы в речи? -Имеет ли частица грамматические признаки? -Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении? -Какие разряды частиц бывают?

Слайд 4

Кластер Частица как часть речи Не изменяется Не является членом предложения Не имеет грамматического значения Служебная часть речи

Слайд 5

INSERT- прием маркировки текста для эффективного чтения и размышления V - это я знал(а) • - вызывает сомнение + - новая информация ? – возник вопрос

Слайд 6

Кластер Частица как часть речи Не изменяется Не является членом предложения Не имеет грамматического значения Служебная часть речи Вносит различные оттенки значения Служат для образования форм слова

Слайд 7

Вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования.

Слайд 8

Тайна подпоручика КИЖЕ

Слайд 9

Разгадка тайны Сравните два предложения. В чём между ними разница? Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются … Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются …

Слайд 10

Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне. (По К. Паустовскому )

Слайд 11

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. разве, лишь, исключительно, как, не, как раз, вон как, пусть, - то, именно, неужели, ведь.

Слайд 12

Синквейн Слово-тема 2 прилагательных 3 глагола Яркая фраза, цитата, навеянная темой Метафора (итоговое слово)

Слайд 13

Домашнее задание: 1.Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…» 2. Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в речи?»

Слайд 15

Молодцы! Спасибо за работу!

Слайд 16

Интернет – ресурсы 1.Шаблон презентации - http :// pechkazov as.ucoz.ru http :// uchportal.ru Используемая литература: 1 .Учебник Баранова М.Т. 7 класс русский язык.М,2010г. 2 .Электронная книга « Копилочка активных методов обучения». 3.Электронный курс «Активные методы обучения . 4 .Поурочное планирование в 7 классе по учебнику Баранова М.Т.М,2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи"

Материал представляет собой разработку современного урока русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи" в соответствии с требованиями   ФГОС...

План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)

План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)...

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Презентация к уроку по теме "Частица как служебная часть речи. Разряды частиц"...

Методическая разработка урока: "Выразительные возможности служебных частей речи"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Выразительные возможности служебных частей речи" с презентацией может быть использована на уроках русского языка для проведения практи...

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"...