Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Гавриленко Ульяна Анатольевна

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx856.04 КБ

Предварительный просмотр:

Частица как служебная часть речи.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - современная «надпредметная» педагогическая технология.

Она решает следующие задачи:

- Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

- Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.

- Информационной   грамотности: развития   способности   к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

  • Социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии «вызов-осмысление-рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мысленной деятельности человека. Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» можно организовать   на любом предметном материале.

  Технология   представляет   собой   систему   стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности в зависимости от характера текста (текст информационный или художественный) и способа работы с ним (чтение готового текста или создание письменного текста). При этом базовая модель – «вызов – осмысление – рефлексия», помогающая обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали - задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, способы сочетания конкретных технологических приемов. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. Несомненным достоинством технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя. Технология открыта для решения большого спектра задач в образовательной сфере. Она направлена на воспитание базовых навыков человека открытого информационного общества, на развитии качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий, этапов) Структура данной педагогической технологии стройна и логична.  Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Технологические этапы

1 стадия

ВЫЗОВ

2 стадия

ОСМЫСЛЕНИЕ

3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

  • актуализация имеющих знаний;
  • пробуждение интереса к получению информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.
  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.
  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.

Стадия Вызова

Часто   отсутствие   результативности   обучения   объясняется   тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более чётко проектировать этапы учебного процесса, определять  критерии его результативности и способы диагностики. В то же время многие известные учёные, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие ), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимы внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей.

Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является активизация познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроках не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате собственных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определяет для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

Итак, в процессе реализации фазы вызова:

1. Учащиеся могут высказать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2.  Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний,

3.  Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать мнения других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются новыми и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и к появлению интересных вопросов, поиск на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свои мнения преподавателю ил сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, даже если они неточны и неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Стадия Осмысления содержания         

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Важным моментом является получение новой информации по новой теме. Если помнить о том, что учащиеся на фазе вызова определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериалов. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала. На смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляются при ее наложении на уже на имеющие знания. Школьники могут найти ответы на раннее поставленные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся  постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают.

Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие раннее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией,

обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

 Преподаватель на данном этапе:

1. Может быть непосредственным источником информации, В этом случае его задача состоит в ее ясном и правильном изложении.

2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности чтения.

3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Стадия Рефлексии                     

Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия - особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственные знания, Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывает все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, систематизируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Рефлексия помогает отслеживать не только результаты обучения, но и сам процесс обучения, процесс мышления и деятельности. К. Роджерс писал: «...способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, пытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта...». Эта мысль помогает понять суть рефлексивного обучения.

Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Еще более, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя.

Частица как служебная часть речи.

Цели:

  1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи с использованием ТРКМЧП.
  2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
  2. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
  3. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.
  5. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
  6. Развивать умение публично выступать.

   Оборудование:                                              

ПК, проектор, экран, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день! Все готовы к работе?  Ребята, начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем здоровья и чудесного настроения.

II. Актуализация знаний (опрос-кроссворд «Части речи»: учитель читает определения, учащиеся называют часть речи)

III. Стадия "Вызов"

На данной стадии «вызываем» уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, активизируем учащихся, мотивируем для дальнейшей работы. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

- Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, вы должны ответить на вопросы. 

          На доске 2 группы слов:

        

- Чем отличаются слова в группах?  Найдите во второй группе "одинокое" слово?

 - Постарайтесь теперь сформулировать тему урока (Частица как часть речи).

- На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?

-  Ответить на вопрос вам поможет таблица «Знаем - Хотим узнать - Узнали», в которой я предлагаю вам заполнить первые две колонки.

Знаем

Хотим  узнать

1.Частица – служебная часть речи.

2.Не является членом предложения.

3. Нельзя задать вопрос.

4. Образовалось от слова «часть».  

5. Не изменяется.

1. Что такое частица?

2. Зачем нужны частицы?

3. Какова роль частиц в речи?

4. Можно ли без них обойтись?

5. Какие бывают частицы?

6. Как выделяются на письме частицы?

7. В чем сходство и различие частицы с предлогом и союзом?

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы урока?

 - Как вы думаете, на все ли вопросы на уроке мы найдем ответы? (Конечно, нет. Это невозможно)

- Какой вывод можно сделать по составленным вами вопросам? (Частица не простая часть речи, потому что у нас возникло много вопросов)

- Получая ответы на вопросы,   в ходе урока вы будете заполнять в третью колонку «Узнали».

- Значит, какова цель нашего урока?

- Теперь оцените свою работу  в начале урока по шкале: высокий-средний-низкий уровень.

- А определить, что такое частица, вы сейчас попробуете сами.

IV. Стадия "Осмысление"

На этой стадии происходит сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому».

- Вам выданы правила работы в группе, прочитайте. А какое правило вы бы добавили?

 

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

4. Поддерживайте друг друга.

5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать свою.

6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана.

7. Капитаном выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

8. Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный все группой ее полномочный представитель.

Выслушиваем ответы детей.

Работа в группах:

Задание № 1:

Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.

- Какое слово вы не подчеркнули как член предложения, не определили его синтаксическую роль? Почему? (Нельзя задать вопрос)

- Значит, к какой группе принадлежат эти слова? (служебные) 

- Ребята, перед вами частицы.

- Давайте попробуем убрать их из предложения. Изменился ли его смысл, значение?

- Итак, что же такое частица, сделайте вывод: Частица – это служебная часть речи, которая изменяет (смысл) значение предложения.

 

- Давайте обратимся к учебнику (167с.) и прочитаем из правила только то, что доказывает наш вывод.

 - Оцените свою работу при выполнении первого задания по шкале.

Задание   № 2:  

Запишите предложения. Найдите слова, синтаксическую роль которых вы не можете определить?  С глаголом в форме какого наклонения они употреблены?

                

Из вышесказанного следует (делаем вывод): Частицы образуют повелительное и условное наклонения глагола, то есть служат для образования форм слов.

- Давайте обратимся к учебнику, прочитаем определение частицы и заполним  третью колонку «Узнали».

Узнали

-частица вносит различные оттенки значения в предложение;

- служит для образования форм слов.

- Оцените свою работу по шкале.

Задание на закрепление изученного материала.

- Итак, мы выяснили, что название этой части речи говорит само за себя. Частица – маленькая часть. Однако от частицы зависит немало.

Задание: найдите в  предложениях частицы и подчеркните их одной чертой. (Взаимопроверка, критерии оценивания на доске)

1. Я  бы выучил уроки.

2. Мальчик не обратил на это внимания.

3. Разве ты подготовился к работе?

4. Сентябрь уж наступил!

5. Именно мой подарок ему понравится.

1.Вы бы хотели научиться летать?

2. Я  не  хотел обидеть тебя.

3. Понравилась ли тебе тема?

4.  Даже младшая сестра  сердито глядела на меня.

5. Вряд ли наша команда выиграет.

1.  Искупался б я сейчас.

2. В школьном дворе ни души.

3. Неужели ты написал сочинение!

4. Я почти всё выполнил самостоятельно.

5. Уж небо осенью дышало.

- Оцените, пожалуйста, свою работу.

- Сейчас вам предлагается выполнить непростое задание, каждая группа будет работать со стихотворением, в котором пропущена одна и та же частица. Вставьте её и подготовьтесь к выразительному  чтению.

Если бы…

Что было б,

Если бы пилот

Вел кое-как

Свой самолет;

И выпекал бы 

Кое-как

Нам хлеб и булки

Пекарь;

И разбирался

Кое-как

В лекарствах бы

Аптекарь;

И как-нибудь

Клал кирпичи

Строитель,

Зданья строя;

И доктор

Как-нибудь лечил

И грипп,

И всё другое?!

Но самолёт

Ведёт пилот,

И пекарь булки

Нам печёт,

И шьёт сапожник

Наш заказ,

От гриппа доктор

Лечит нас,

Со штормом

Борется моряк

ОТЛИЧНО,

А не кое-как!

Как быть с частицей НЕ?

Частица НЕ, частица НЕ,

Её  устроила вполне.

На каждом слышится шагу:

 - Я не хочу!

 - Я не могу!

 - Я не останусь!

- Не пойду!

Любой ей труд невмоготу.

Но в культпоход идут друзья,

Марина в панике:

 - А  я?

Где мой билет?

А ей в ответ:

 - А для тебя билета нет.

Мы взять тебя могли б вполне.

Но как же быть с частицей НЕ?

Сутки

Сын спросил у мамы-утки:

 - Мама, что такое сутки?

И куда они летят?

И вернутся ли назад?

 - От побудки до побудки

Пролетаю-тают сутки,

Улетают в никуда,

Исчезают без следа...

Так сказала мама-утка.

Сын спросил:

 - А их малютки?

Много ли у них утят?

Вместе ли они летят?

 - Да, у суток есть малютки,

Называют их минутки.

Друг за дружкою подряд

День и ночь они летят.

Сын взволнован не на шутку:

 - Мне хоть на одну минутку,

Хоть глазочком бы взглянуть!

 - Что ж, внимательнее будь.

Только что...

 - Как? Неужели?

 - Две минутки пролетели.

 - Где? Когда?

 - Да вот с тех пор,

Как ведём мы разговор.

Частица (бы, не и ни, ли) вносит оттенки значения в предложение или образует формы слова.

- Обратите внимание на то, какая сегодня замечательная погода. Наконец-то наступила долгожданная весна!  Именно о весне вы сейчас будете создавать текст, используя частицы.

Именно, давай(те), не, ведь.

Лишь, а вон, не, разве.

Почти, даже, не, неужели.

- Оцените работу своей группы по шкале (на отдельном листе).

- Кто поставил за работу на уроке высокий уровень?

3. Стадия «Рефлексия» 

Она предполагает возвращение учащихся к первоначальным записям – предположениям, здесь вносятся дополнения, анализируется работа на уроке.

- Вот и подходит к концу урок.

- Какую тему урока вы сегодня изучали?

- Что далось на уроке легко?

- Что вызвало затруднение?

- Какие цели вы поставили себе на следующий урок? (Узнать, где чаще всего используются частицы? Узнать как можно больше других частиц. Найти ответы на новые вопросы, которые появятся на следующем уроке)

- И на следующем уроке я расскажу вам, сколько раз А.С. Пушкин использовал частицу вот и даже в своем творчестве.

Домашнее задание

 § 62 (выучить определение частицы) и на выбор:

1. Выполнить упражнение 357.

2.  Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Методическая разработка по русскому языку "Части речи"

Методическая разработка по русскому языку по теме: "Части речи", 9 класс...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Методическая разработка урока: "Выразительные возможности служебных частей речи"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Выразительные возможности служебных частей речи" с презентацией может быть использована на уроках русского языка для проведения практи...