Методическая разработка урока "Глагол, как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Шахназарова Анжела Ардашировна

Глагол, как часть речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Глагол, как часть речи»

Цель: создание условий для повторения и обобщения знаний о глаголе в предложении, в речи

Задачи:

  • учить обучающихся самостоятельно воспроизводить и использовать материал по данному вопросу о глаголе;
  • развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
  • формировать способности к применению знаний на практике;
  • формировать умение работать в группах;
  • воспитывать сотрудничество, ответственность.

Тип урока: обобщение знаний

Основной метод: деятельностный

I. Организационный момент.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному обобщению знаний.

II. Актуализация знаний.

1. словарная работа (председатель)

Прочитайте слова для себя (на доске):

танцевала, рассказал, споет, веселят, заиграют, посмеемся, аплодировали, празднуют, радует.

Прочитаем хором (показываю слово — дети читают).

Диалог учителя с учащимися о лексическом значении данных глаголов.

  • О чём могут рассказать эти слова? (Это слова — глаголы, которые выполняют действия предметов). 
  • Где чаще эти действия выполняют? (На праздниках). 
  • К какому событию, произошедшему совсем недавно  мы можем отнести эти слова? (Празднование  Масленицы.). 

Классификация глаголов.

Какую классификацию можно выполнить с данными глаголами? (По временам и числам).

будущее
споёт
заиграют
посмеёмся

настоящее
веселят
празднуют
радует

прошедшее
танцевала
рассказала
аплодировали

ед. ч. 
споёт
радует
танцевала
радует
аплодировали

мн. ч.
заиграют
посмеёмся
веселят
празднуют

2 ученика пишут на доске

Выполнение творческого задания.

Остальные дети, пока идёт работа на доске, составляют красивые предложения с использованием данных глаголов о прошедшем празднике.

Проверка классификации слов, после составления предложений.

Какой формой являются данные глаголы? (Определённой, т. к. у них можно определить время и число).

3. Содержание

. Какова роль глаголов в тексте, предложении?

- в чем чудодейственная сила глагола? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, поработав в группах.

1 группа  Глаголы, описывающие природные явления.

1)      Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен

2)      Выпишите глаголы, описывающие природные явления.

 Вывод: глаголы делают выразительными описания природы.

- Какую роль выполняют глаголы? (Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину,  в которой есть и движение, и свет,  и звук).

 2 группа Глаголы, описывающие действия человека.

1)      Выразительно прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и выпишите глаголы, описывающие действия человека:

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьется;

Встает, упал; в такой беде

Арапов черный рой мятется;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку

И вот распутывать несут…

- О ком здесь идет речь? (О Черноморе и его слугах.) Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается эта сцена? - Какую роль выполняют глаголы? (Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.)

 3  группа. Глаголы звучания

1)        Прочитайте текст «Лесной оркестр», выпишите глаголы, передающие звуки леса, сделайте вывод.

Лесной оркестр.

В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет.  Тут услышишь  и  звонкое пение,  и скрипку,  и барабан,  и свист,  и лай,  и кашель,  и вой,  и уханье,  и жужжание, и урчание,  и кваканье.  Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк.  Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.  Урчат и квакают лягушки.

- Какие глаголы вы выписали? Какие звуки издают кузнечики? Волк? Лисица? Филин? Пчелы?

3)  - Какую роль выполняют глаголы?

Вывод   учителя: глаголы могут не только передавать определенные действия, но и передавать звучание различных птиц, животных, насекомых, журчанье ручья, шелест травы, шум дождя  и ветра, рокот  моря.

- Молодцы ребята, все справились с заданием. Вы убедились,  сколько оттенков может  передать  глагол, не случайно литературный  критик  В.Г.Белинский писал: «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов». 

-Привал,         Можете отдохнуть, немного расслабиться (физминутка)

4. закрепление

      6.  Общее задание для всех групп.

1)      Работа с текстом (текст на столе). Глаголы движения пропущены. Работаем в парах. Вставляем пропущенные глаголы и записываем их в тетрадь. Следите за тем, чтобы глаголы не повторялись.  Посмотрим,  кому удастся  точнее подобрать  глаголы, передающие  последовательность движения.

Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца – колодцы.

 - Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По  склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей,  и он спокойно (течет) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть.          (К.Паустовский).

А теперь  сравним с текстом  писателя Константина  Паустовского. Видите, ребята, как важно точно подобрать глаголы, ведь они передают последовательность движения родника.

- Ребята, вы научились подбирать нужные глаголы, поняли,  как важно в жизни чувствовать слово и уметь подобрать самое точное, самое меткое.

2)      Вам даны глаголы речи (на столе). Распределите данные глаголы на три группы:

1.      Глаголы со значением речи ( I группа);

2.      Глаголы со значением чувств, ощущений говорящего (II группа);

3.      Глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего (III группа).

Говорить,  вспомнить,  улыбнуться,  рассказать,  удивиться,  пояснить, подумать,  обрадоваться,  ужаснуться,  нахмуриться,  упрекнуть,  провозгласить,  усмехнуться,  застонать,  приуныть.

Д.задание. составьте небольшой текст, используя глаголы над которыми вы работали в своей группе

Итог урока: Ребята,  вы поняли, почему наш урок называется «Чудодейственная сила глагола»?

 ( Высказывания учащихся)

Завершающее слово учителя: - Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе. Вы все сегодня хорошо  потрудились, поняли, в чем  чудодейственная сила глагола. Урок наш я хочу закончить  словами Константина Георгиевича  Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки,  блеск красок,  игру света, шум и тень садов, неясность сна,  тяжелое громыхание грозы,  детский шепот и шорох морского гравия.  Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Методическая разработка "Деепричастие как часть речи".

Разработка открытого урока по теме : "Деепричастие как часть речи" с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока «Нахождение части от числа и числа по его части»

Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»Урок в 5 классе . Цели:повторение и обобщение изученного материала;контроль за усвоением знаний;развитие математического кругозора, мышления...

Методическая разработка раздела программы "Части речи"

Методическая разработка раздела программы "Части речи"...

Методическая разработка "Глагол как часть речи"

Одной из традиционно  сложных тем раздела языка "Морфология"  в 5,6 классах является "Глагол как часть речи".Данное методическое пособие позволяет получить цел...

Методическая разработка урока «Именные части речи. Глагол и его формы»

Методическая разработка урока в 7 классе по теме «Именные части речи. Глагол и его формы»...