Методическая разработка урока: "Выразительные возможности служебных частей речи"
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс)

Кузьменко Елена Михайловна

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Выразительные возможности служебных частей речи" с презентацией может быть использована на уроках русского языка для проведения практических занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский колледж радиоэлектроники»

Методическая разработка урока

Тема: «Выразительные возможности служебных частей речи»

                                 Разработчик: Кузьменко Елена Михайловна,

                                                   преподаватель высшей категории

Симферополь

2020г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Структура и ход урока. Распределение времени на уроке
  3. План изложения теоретического материала
  4. План урока
  5. Список рекомендуемой литературы
  6. Приложения


Пояснительная записка

Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и ориентирован на обучающихся II курса СПО.

Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет обучающимся погрузиться в исследование выразительных возможностей служебных частей речи.  Служебные части речи связаны с передачей особого рода языковой семантики, которая выражает богатство логических и экспрессивных отношений, возникающих между предметами и явлениями действительности. Без осознания особенностей грамматической природы и семантической насыщенности этих многочисленных и наиболее употребительных слов русского языка невозможно овладение теми речемыслительными способностями, которые обеспечивают полноценную коммуникацию.

 Разработка урока может быть полезна преподавателям образовательных учреждений СПО, так как  даёт возможность эффективно применять к решению задач урока технологии  личностно-ориентированного, проблемного обучения и развивать у  обучающихся умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

Урок  «Выразительные возможности служебных частей речи» направлен на приобретение обучающимися навыков  умелого  использования служебных слов, способствует созданию качеств хорошей речи: точности (предлоги уточняют, специализируют значения падежных форм существительных, местоимений, числительных), логичности (союзы передают логико-семантические отношения, формируют мысль), богатства (предлоги и союзы обладают способностью выражать всё многообразие существующих между объектами и явлениями действительности отношений, участвовать в формировании различных синтаксических конструкций). Стилистически мотивированное употребление служебных слов делает речь уместной и убедительной. Свободное и целесообразное использование служебных частей речи является свидетельством совершенного владения языком

Актуальность данной разработки в том, что новые  методические подходы к изучению служебных частей речи определяются сегодня пониманием того, что это слова особой семантической группы и анализ их возможен лишь при реализации функционально- семантического подхода. Осмысление особенностей грамматической природы служебных слов вооружит обучающихся семантическим взглядом на анализ языковых явлений, на анализ коммуникативных возможностей грамматических средств языка. Это, в свою очередь, обеспечит необходимые условия для формирования способности произвольно использовать эти средства для отражения в речи всего богатства существующих между предметами и явлениями действительности отношений, богатства семантического наполнения различных конструкций.

Современная концепция содержания обучения русскому языку предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции обучающихся, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а

также культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Реализации данной разработки урока предшествует индивидуальная работа с обучающимися, готовящими дополнительные сообщения к уроку.

Структура и ход урока

распределение рабочего времени на уроке:

Содержание урока

Время

Методические указания

1. Организационный момент

  4 мин.

Создание ситуации успеха на уроке (смайлы  настроения)

2. Формулирование темы, ее мотивация, цели занятия

  6 мин

В соответствии с требованиями ФГОС тему и цели урока формулируют обучающиеся

3.Актуализация опорных знаний (Систематизация ранее изученного материала)

  30 мин.

Ответы на вопросы,  составление таблицы , сообщения (Работа в группах)

4.Выполнение практических заданий,

35 мин.

Выполнение упражнений(работа в группах)

Ответы  на вопросы теста

5. Подведение итогов урока, рефлексия.

  10мин.

Дерево успеха . Прокомментировать оценки

6. Домашнее задание

  5 мин.

Дать пояснения по выполнению

Учебный предмет: ОУД.01  Русский язык

Тема учебного занятия: «Выразительные возможности служебных частей речи»

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний 

Вид урока: практическое занятие

Средства обучения:

технические: мультимедийный проектор и экран, персональный компьютер;

информационно-коммуникационные: компьютерная мультимедийная  презентация к уроку;

дидактический материал: задания по теме «Выразительные возможности служебных частей речи»

 Цели урока:

методическая: создание условий  для проявления познавательной активности обучающихся при выполнении практических  заданий по теме «Выразительные возможности служебных частей речи» с применением

технологии  личностно-ориентированного, проблемного обучения и развитие у  обучающихся умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

образовательная: формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов; умение на практике применять  знания о предлогах,  союзах,  частицах.

содержательная: повторение, обобщение и систематизация знаний обучающихся о  видах служебных частей речи.

воспитательная:  воспитание уважительного отношения к русскому языку как основному средству общения, развитие культуры речи обучающихся;

Планируемые результаты:

а) предметные:

  • формирование целостного представления у обучающихся о морфологии как разделе русского языка;
  • распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
  • расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;

б) метапредметные:

регулятивные:

  • умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
  • умение рационально  распределять рабочее время, анализировать свои результаты, корректировать свои действия в ходе учебного занятия;
  • владение устной и письменной речью;

познавательные:

  • умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;
  • умение анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных);
  • умение строить  речевое высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;

коммуникативные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

в) личностные:

  • готовность и способность к самостоятельной  деятельности;
  • осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Образовательные технологии: личностно ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии.

 Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения и контроля:

  • вербальные: беседа;
  • наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;
  • практические: метод анализа и структурирования
  • методы контроля и самоконтроля: устный, письменный контроль, самоконтроль.

Образовательные ресурсы:

Основные источники

1. Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.

Дополнительные источники:

  1. Лобачева, Н. А.  Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 123 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12620-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472064 (дата обращения: 01.06.2020).
  2. Лобачева, Н. А.  Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 206 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12621-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472063 (дата обращения: 01.06.2020).
  3. Лобачева, Н. А.  Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12294-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471668 (дата обращения: 01.06.2020).

Электронные ресурсы:

1.        ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный портал: [сайт]. – Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155. – URL: http://gramota.ru/slovari/ (дата обращения: 27.08.2019). - Текст: электронный.

2.        Культура письменной речи: Русский язык и литература: [сайт]. – Свидетельство о регистрации: СМИ Эл №ФС-77-22298. – URL: http://gramma.ru/ (дата обращения: 27.08.2019). – Режим доступа: свободный. –Текст: электронный.

Основные термины и понятия: предлог, частица, союз,

План изложения теоретического  материала:

Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

ОПИСАНИЕ  ХОДА  УРОКА

1.Организационный момент. Задать тон урока. Создать моральный настрой

2.Мотивация учебной деятельности:

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания — это путь самый легкий; и путь опыта — это путь самый горький (Конфуций)

 Вступительное слово преподавателя.

Урок мне хочется начать с очень мудрых, на мой взгляд, слов китайского философа Конфуция: Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания — это путь самый легкий; и путь опыта — это путь самый горький.(слайд 2)

Чтобы сегодня выполнить практическое задание, вы можете выбрать любой из трех путей. Но, я думаю, главным будет все - таки путь самый благородный - путь размышления. Сделайте по этому пути первый шаг: поразмышляйте, исходя из темы урока.

А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение (слайд3)

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!

Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные (слайд 4)

Запишите тему урока: ««Выразительные возможности служебных частей речи»» (слайд 5)

Цели урока (слайд 6)

  1. Систематизировать знания о служебных частях речи
  2.  Показать выразительные возможности служебных

 частей речи

 3) Сформировать у обучающихся навыки работы с текстом,

умения находить в тексте служебные слова и на практике

 применять знания о предлогах,  союзах,  частицах

  4) Воспитывать уважительное отношение к языку

 как основному средству общения, прививать культуру

 речи обучающихся

  • О чем у нас пойдет разговор?
  • Как вы понимаете тему?
  • Что знаете по данной теме?

Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (7 слайд)

Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (7-8 слайды).

3 Актуализация  опорных знаний.

Систематизация ранее изученного материала

Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» (слайд 9).

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?

Найдите в тексте служебные части речи.

Какова их роль в предложении? (9 слайд)

Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

Это? (предлог) (10 слайд)

СООБЩЕНИЕ 1 группы о предлогах

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз) (11 слайд)

СООБЩЕНИЕ 2 группы о союзах

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы) (12 слайд)

СООБЩЕНИЕ 3 группы о частицах

Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения.(13 слайд)

Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль? (14слайд)

Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными? (15слайд)

– Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи: . (16 слайд)

  1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
  2. Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.
  3. Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
  4. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
  5. Служебные части речи не бывают членами предложения.
  6. Служебные части речи имеют лексическое значение.
  7. Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.
  8. К любой части речи можно задать вопрос.
  9. Служебные части речи живут сами по себе.
  10. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
  11. К служебным частям речи задать вопрос невозможно

– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.

– Составим схему: «Служебные части речи» (17 слайд).

– Посмотрите на карту Государства  Морфологии. (18 слайд)

– Какие в ней страны самые маленькие?

Маленькие-то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!

– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. . (19слайд)

Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног

– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

– Восстановите текст, используя слова для справок.

– Можно ли обойтись без служебных частей речи?

– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.

  1. не имеют лексического значения
  2. не изменяются
  3. не употребляются без самостоятельных частей речи
  4. не бывают членами предложения

– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (20 слайд)

Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады? (21 слайд)

В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)

Какой предлог является нотой? (до)

Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)

К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)

Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (затор)
(22слайд)

Попробуем полученные знания внедрить в практику

  1. Выполнение практических заданий

Практическое задание выполняем по группам

1 группа

1. Распредели в две колонки производные и непроизводные предлоги: после, за, несмотря на, от, при, без, до, вследствие, в заключение, в течение, ввиду, кроме, в, для, у, навстречу, вокруг, о, из-за, из-под

2. Вставить пропущенные слова и определить какие это части речи

Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.

… это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.

2 группа

1.Составить рассказ по опорным союзам:: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ

2. Запишите словосочетания в таблицу: производные предлоги в одну часть, а самостоятельные части речи в другую, обоснуйте свой ответ: В течении… дня – в течении…реки, в продолжении… часа – в предложении… книги, в заключени… доклада – в заключении… врачей, вследстви… неурожая – в следствии… по делу, перевести (на) счет – (на) счет ремонта, (в) роде женском – птица (в) роде воробья, (в) место укромное, (не) смотря на дождь – (не) смотря под ноги.

Производные предлоги

Самостоятельные части речи

3 группа 

1) Запишите  данные слова  в таблицу и определите, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи:

   чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

 

 

2. Цифровой диктант: запиши нумерации предложений в нужную графу таблицы

 

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

 

 

 

  1. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы
  2. Дверь тихо скрипнула и отворилась
  3. С чужими я либо робел, либо важничал
  4. И вдалеке раздавался то всплеск волн, то шум ветра
  5. Сказать не в бровь, а в глаз
  6. Видит око, да зуб неймет.
  7. Порой не то дрема, не то забытье овладевали
  8. Ступни уже ничего не чувствовали, однако тело при каждом шаге пронзала боль.
  9. Красна ягодка, да вкус  горька
  10. Без нитки да иголки шубы не пошить
  11. Экзамены проверяют не только знания, но и характер
  12. Она улыбалась редко, зато улыбка ее всегда поражала
  13. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься
  14. Как аукнется, так и откликнется.    
  15. Звуки несутся то ли справа, то ли слева  

Тест для всех подгрупп

  1. Союз – это…

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

2.Предлог – это…

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) служебная часть речи, которая связывает части простого предложения.

3.Частица – это…

     А) служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения.

     Б) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

     В) служебная часть речи, которая вносит в предложение разные оттенки или служит для образования форм наклонений глагола.

     Г) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

4.Найдите производные предлоги:

     А) в, на, из-за, вокруг.

     Б) (на) счет договора, (на) счет в банке.

     В) вокруг сада, в течение недели

     Г) в продолжении сериала, вдоль дороги.

5.Найдите существительные:

     А) в течение дня.  Б) насчет ремонта.  В) в продолжение зимы.  Г)  в заключении за кражу.

6.Найдите ряд соединительными союзами:

     А) и, тоже, также, ни-ни.

     Б) который, для того чтобы, когда, так как.

     В) а, но, однако, зато, же, и, тоже, или.

     Г) или, либо, потому что, но, зато, где.

7.Найдите ряд с подчинительными союзами:

     А) или, либо, то-то, не то- не то.

     Б) а, но, однако, зато, же.

     В) и, тоже, также, да

     Г) если, когда, чтобы, который, с тех пор как.

8.Найдите модальные частицы, выражающие сомнение:

     А) разве, вон, что за, ли.

     Б) вряд ли, едва ли

     В) пусть, даже, как, именно.

     Г) ни, не, давай-ка, пусть.

9.Найдите формообразующие частицы:

     А) не, разве, пусть, да

     Б) бы, лишь, вот, что за.

     В) пусть, пускай, давай, да, бы, б.

     Г) ни, не, давай-ка, пусть.

10.Найдите отрицательные частицы:

      А) а, не  Б) ни, же  В) не, ни  Г) не, бы

11.    Определите виды союзов в данном предложении: Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле вьюга намела большие сугробы.

      А) сочинительные, подчинительные

      Б) соединительный, противительный

      В) соединительный, разделительный.

       Г) противительный, разделительный.

5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

«ДЕРЕВО УСПЕХА»
        На дереве расположить листочки (выбрать цвет – красный, желтый, зеленый)
 (красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).

Преподаватель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет отметки.

Практические работы обучающиеся сдают на проверку преподавателю, оценки за этот этап урока будут объявлены на следующий урок

6. Домашнее задание: написать  рассказ  о роли служебных частей речи в русском языке.


Приложение 1

Практические задания для групп

1 группа

1. Распредели в две колонки производные и непроизводные предлоги: после, за, несмотря на, от, при, без, до, вследствие, в заключение, в течение, ввиду, кроме, в, для, у, навстречу, вокруг, о, из-за, из-под

2. Вставить пропущенные слова и определить какие это части речи

Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.

… это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.

2 группа

1.Составить рассказ по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ .

2. Запишите словосочетания в таблицу: производные предлоги в одну часть, а самостоятельные части речи в другую, обоснуйте свой ответ: В течении… дня – в течении…реки, в продолжении… часа – в предложении… книги, в заключени… доклада – в заключении… врачей, вследстви… неурожая – в следствии… по делу, перевести (на) счет – (на) счет ремонта, (в) роде женском – птица (в) роде воробья, (в) место укромное, (не) смотря на дождь – (не) смотря под ноги.

Производные предлоги

Самостоятельные части речи


3 группа 

1) Запишите  данные слова  в таблицу и определите, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи:

   чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

 

 

2. Цифровой диктант: запиши нумерации предложений в нужную графу таблицы

 

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

 

 

 

  1. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы
  2. Дверь тихо скрипнула и отворилась
  3. С чужими я либо робел, либо важничал
  4. И вдалеке раздавался то всплеск волн, то шум ветра
  5. Сказать не в бровь, а в глаз
  6. Видит око, да зуб неймет.
  7. Порой не то дрема, не то забытье овладевали
  8. Ступни уже ничего не чувствовали, однако тело при каждом шаге пронзала боль.
  9. Красна ягодка, да вкус  горька
  10. Без нитки да иголки шубы не пошить
  11. Экзамены проверяют не только знания, но и характер
  12. Она улыбалась редко, зато улыбка ее всегда поражала
  13. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься
  14. Как аукнется, так и откликнется.    
  15. Звуки несутся то ли справа, то ли слева  

Приложение 2

Тест для всех подгрупп

  1. Союз – это…

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

2.Предлог – это

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) служебная часть речи, которая связывает части простого предложения.

3.Частица – это

     А) служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения.

     Б) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

     В) служебная часть речи, которая вносит в предложение разные оттенки или служит для образования форм наклонений глагола.

     Г) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

4.Найдите производные предлоги:

     А) в, на, из-за, вокруг.

     Б) (на) счет договора, (на) счет в банке.

     В) вокруг сада, в течение недели

     Г) в продолжении сериала, вдоль дороги.

5.Найдите существительные:

     А) в течение дня.  Б) насчет ремонта.  В) в продолжение зимы.  Г)  в заключении за кражу.

6.Найдите ряд соединительными союзами:

     А) и, тоже, также, ни-ни.

     Б) который, для того чтобы, когда, так как.

     В) а, но, однако, зато, же, и, тоже, или.

     Г) или, либо, потому что, но, зато, где.

7.Найдите ряд с подчинительными союзами:

     А) или, либо, то-то, не то- не то.

     Б) а, но, однако, зато, же.

     В) и, тоже, также, да

     Г) если, когда, чтобы, который, с тех пор как.

8.Найдите модальные частицы, выражающие сомнение:

     А) разве, вон, что за, ли.      Г) ни, не, давай-ка, пусть.

 

 Б) вряд ли, едва ли

     В) пусть, даже, как, именно.

9.Найдите формообразующие частицы:

     А) не, разве, пусть, да

     Б) бы, лишь, вот, что за.

     В) пусть, пускай, давай, да, бы, б.

     Г) ни, не, давай-ка, пусть.

10.Найдите отрицательные частицы:

      А) а, не  Б) ни, же  В) не, ни  Г) не, бы

11.    Определите виды союзов в данном предложении: Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле вьюга намела большие сугробы.

      А) сочинительные, подчинительные

      Б) соединительный, противительный

      В) соединительный, разделительный.

       Г) противительный, разделительный.

Приложение №3

Справочный материал для подготовки сообщений

Характерные особенности служебных слов

К служебным словам относятся частицы, предлоги, союзы и связки.

Служебные слова, в противоположность знаменательным, не обладают номинативной функцией, т.е. не являются названиями предметов, признаков, процессов, а служат для выражения отношений между явлениями действительности, которые названы словами знаменательными. В силу этого служебные слова употребляются в речи только в соединении со знаменательными словами.

Не обладая номинативной функцией, служебные слова не являются членами предложения, а используются как формально-грамматические средства языка: предлоги выступают в подчинительных словосочетаниях, союзы — при однородных членах и в сложных предложениях, частицы — при отдельных словах и в вопросительных и восклицательных предложениях.

Со стороны фонетической структуры служебные слова также отличаются от слов знаменательных. Ударение, являющееся характерным признаком знаменательного слова, обычно отсутствует у слов служебных. Ср.: Что (местоимение) день грядущий мне готовит? (П.); Я надеюсь, что (союз) вы не откажетесь отобедать у меня (П.).

Служебные слова могут превращаться в аффиксы словообразовательного и формообразовательного типа. Это наблюдается в тех случаях, когда служебное слово становится неотделимым от знаменательного слова и изменяет его значение. Так, например, аффикс то, присоединяясь к местоимениям, образует местоимения неопределенные: что-то, какой-то и др.

Служебные слова образовались из знаменательных слов. Например, предлоги под и перед соотносятся с существительными под (выстилка внутри печи), перед (ср. «заколоченный перед дома»); союзы хотя — с деепричастием хотя (от хотеть) и если — с сочетанием есть ли.

Служебные слова неизменяемы (за исключением связки), морфологически нечленимы.

ЧАСТИЦЫ

Частицы и их функции в речи

Частицы — служебные слова, выражающие дополнительные смысловые оттенки предложений, словосочетаний и отдельных слов. Так, например, частица разве относится к целому предложению и придает ему характер вопроса: Разве гром бывает немотою болен? (М.); частица даже усиливает, подчеркивает значение словосочетаний и слов: [Память] оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда (М. Г).

Кроме того, частицы могут выражать эмоциональные оттенки значений: Как хороши, как свежи были розы... (Т.) — и выполнять роль аффиксов при словообразовании (а также при формообразовании): Кто-то спустит сейчас курки (Ес.); Никакой самой малой малости на земле бы не бросил я (Сим.).

Частицы выражают общие логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом. По своей функции частицы противопоставлены предлогам и союзам, которые выражают грамматические значения.

Частицы образовались от различных частей речи и часто имеют одинаковое с ними звучание: дай, давай, пускай, почти — частицы и глагольные формы.

Частицы могут быть в предложении как препозитивными, так и постпозитивными. Так, частица что за всегда препозитивная, а частица -ка — постпозитивна: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); Заеду-ка я в самом деле к Ноздреву (Г).

Большая же часть частиц не имеет постоянного места в предложении: Ведь это был Дубровский (П.); Егор Павлович, поедем ведь? (Фед.).

Разряды частиц по значению

Частицы по значению подразделяются на три основные группы:

I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений. К таким частицам относятся:

а) указательные: вот, вон. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Кр.);

б) определйтельно-уточняющие: именно, почти, точно и др: Купцы первые его очень любили именно за то, что не горд (П);

в) выделительно-ограничительные: только, только лишь, хоть, единственно и др. Это только цветочки, ягодки будут впереди (погов.).

II. Частицы, выражающие оттенки значения модально-волевые и модальные. Сюда относятся:

а) модально-волевые: пусть, пускай, ну, дай-ка и др. Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну (Твард.);

б) модальные с их разновидностями: утвердительныеда, так, точноДа, наша жизнь текла мятежно... (Н.); отрицательныенет, не, ниНет! Весь я не умру!— Душа в заветной лире мой прах переживет (П.); А вы — стоять на крыльце и ни с места! (Г.); вопросительныели (ль), разве, неужелиХорошо ли устроились ребята, не нужно ли чего? (Горб.); собственно-модальныепожалуй, чай, авось и др. и сочетания типа едва ли, вряд ли. Пожалуй, ты прав. И, пожалуй,— силен сатана,— натворил бы я бед(Н.); Нам с тобой вряд ли нужны деликатно-сентиментальные недомолвки (Аж.); ...Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство (Ч.); сравнительныекак 6ы, будто, словно и др. И тут он мне поручил два будто бы неотложных дела (Дост.); частицы, служащие для субъективной передачи чужой речидескать, мол и др. Я хозяину-то его говорю: я, мол, Филиппов отец (Т.).

III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные оттенки значения. Такие частицы выражают эмоциональную оценку высказывания и усиливают выразительность речи: эк, ишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки и др. Как! Разве все тут! (П.), Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое... (Ч.)

Эмоционально-экспрессивные частицы могут составлять сочетания частиц: так вот, где уж, куда как, что за и др. Куда как чуден создан свет! (Гр.).

Словообразующие и формообразующие частицы

Словообразующие частицы: образуют новые слова: 1) -то, -либо, -нибудь, кое- служат для образования неопределенных местоимений и наречий: что-то, где-то и т.п.; 2) ни образует отрицательные местоимения и наречия: никто, нигде и т.п.; 3) не в сочетании с некоторыми частями речи служит для образования антонимов: друг — недруг, верный — неверный и т.п.

Формообразующие частицы образуют грамматические формы: 1) бы образует форму сослагательного наклонения: Да, пожалуй, я поел бы и ушел (Ч.); 2) да, пусть, пускай служат для выражения повеления, приказания (образуют формы повелительного наклонения): Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (А.. Остр.); 3) бывало, было (последняя с модальным оттенком) образуют особые формы прошедшего времени: Прекратившийся было дождь вдруг снова полил (Сим.); Бэла, бывало, нам поет песни иль пляшет лезгинку (Л.).

ПРЕДЛОГИ

Синтаксические функции предлогов

Предлоги — служебные слова, выражающие в сочетании с косвенными падежами существительных (а также субстантивированных прилагательных, местоимений и числительных) различные отношения между формами имени и другими словами в предложении. Уточняя, дополняя и делая более разнообразными значения косвенных падежей, предлоги не играют в предложении самостоятельной роли и поэтому членами предложения не являются. Значение предлогов выявляется только в сочетании с падежными формами.

Морфологический состав предлогов

По морфологическому составу различаются предлоги непроизводные и производные.

1. Непроизводные, так называемые первообразные, предлоги не могут быть соотнесены по образованию с какой-либо частью речи: в, с, к, о, у, на, за, от и др. Разновидностью этих предлогов являются сращенные (сложные) предлоги: из-за, из-под.

2. Производные предлоги связаны происхождением с другими частями речи.

Наречными являются предлоги, генетически связанные с наречиями: вблизи, внутри, впереди, позади и др. Неизменяемые слова типа вблизи, вокруг, около и подобные могут употребляться самостоятельно (вне связи с именем), т.е. выступать в качестве наречий, но в сочетании с существительными такие слова получают значение предлогов; ср.: Ходить вокруг да около (наречия) — Было поздно, около полуночи (М.Г.) (предлог).

Некоторые из таких слов в современном русском языке уже не употребляются в качестве наречий: вопреки, кроме, среди, близ.

По сравнению с непроизводными предлогами наречные предлоги имеют гораздо более узкое и определенное значение (ср.: у города и вблизи города). Наречные предлоги, соотносительные с обстоятельственными наречиями, в большинстве сочетаются с родительным падежом, за исключением предлогов вопреки, вслед, навстречу, наперекор, сочетаюшихся с дательным падежом. Предлоги, связанные с качественными наречиями, обладают различным управлением: относительно, касательно — управляют родительным падежом; подобно, согласно, соответственно и др.— дательным падежом.

Отыменные предлоги представляют собой результат перехода существительных в состав предлогов (непосредственно или через посредство наречий).

Чаще всего это бывшие имена существительные с предлогами ввиду, вследствие, наподобие и др.: У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Т.); Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали (Арс.).

Отыменные предлоги типа путем, посредством являются образованиями из форм творительного падежа существительного. Среди отыменных предлогов выделяются предложные сочетания: в течение, в продолжение, в отношении, в деле, в силу, в отличие от и др. В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л .Т.); В силу своего движения на север, в бассейн Оки, вятичи оказались в ближайшем соседстве и в тесном сожительстве с севернорусами (Шахматов).

Отглагольные предлоги генетически связаны с деепричастиями: благодаря, несмотря (на), невзирая (на), включая, исключая, спустя, начиная (с), кончая и др. На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи (К.ор.).

Значения предлогов

Значения предлогов очень разнообразны и сложны и выявляются лишь в сочетании с падежной формой. Они могут выражать: пространственные отношения: отдыхать в Крыму и на Кавказе; временные отношения: работать с утра до ночи; сопроводительные (комитативные) отношения: гулять с сыном; отношения сопоставления и сравнения: мальчик с пальчик; вроде метеора; причинные и целевые отношения: краснеть от стыда, остановиться для отдыха; объектные отношения: говорить о работе, забывать про сон и др.

Многие предлоги могут иметь несколько значений и сочетаться с несколькими падежными формами, например предлоги по, с и др.

СОЮЗЫ

Союз - служебная часть речи, выражающая грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями в составе связного текста: Снова торжественно и мудро шумит надомной старинный хвойный бор (В. Бел.); Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна (Сурк.); Я думаю, что мир в равной степени достоин медленного и плодотворного созерцания и разумного мощного воздействия (Пауст.); - Нельзя! - сказал Цвибуш улыбаясь. Но офицеры не слушали Цвибуша (Ч.).

По происхождению различаются союзы непроизводные и производные. Непроизводные (первообразные) союзы не делятся на морфологические элементы и не соотносятся в современном русском языке с производящими словами: а, и, но, да, или, ли, либо и др. Союзы производные сохранили живые словообразовательные связи с знаменательными словами, от которых они образовались: что, чтобы, будто, хотя и др.

Производные союзы по структуре бывают:

1) простые, состоящие из одного слова: что, чтобы, как, будто, словно, точно;

2) составные, представляющие собой смысловое единство двух или более слов: потому что, так как, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, вследствие того что, из-за того что, в связи с тем что, с тех пор как, после того как, перед тем как, подобно тому как, по мере того как.

По употреблению союзы делятся на:

  1. одиночные (неповторяющиеся): но, же, однако, зато и др.;

2) повторяющиеся: и ... и, или ... или, либо ...либо, то ... то и др. (обязательно повторяющимися являются союзы ни ... ни, то ... то),

3) двойные (парные): если ... то, хотя ... но, так ... как то, едва ... как, лишь только ... как, чем ... тем, насколько ... настолько, как ... так и, не только ... но и, не столько ... сколько, если не ... то, не то что ... но (а), не то чтобы ... но (а) и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По синтаксической функции, т. е. в зависимости от того, сочинительные или подчинительные отношения они оформляют, союзы бывают сочинительными и подчинительными.

Сочинительные союзы служат для связи синтаксически равноправных единиц (однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения).

По значению, т. е. по характеру выражаемых ими отношений, сочинительные союзы подразделяются на:

1) соединительные, выражающие отношение перечисления: и, да (в значении и), и ... и, ни ... ни, тоже, такжеХутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны (Шол.);

2) противительные, выражающие отношения противопоставления, несоответствия, различия: а, но, да, однако, же, зато, а тоБерезы все еще горели, но и они осыпались, тихо сквозь сохраняя последние листья, которых много лежало вокруг каждой березы (Сол.);

3) разделительные, выражающие отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков: или, либо, ли ... ли, то ... то, то ли ... толи, не то ... не тоВечерами Тарас Семенович либо читал вслух какую-нибудь книгу, либо рассказывал сказки (Марк.);

4) пояснительные, выражающие отношения пояснения: именно, а именно. то есть, или (в значении то есть), как то и др.: Узнавание себя — это обычно медленный, подчас растягивающийся на десятилетия процесс, связанный и даже в известной мере обусловленный узнаванием других, то есть жизненным опытом, который приходит не скоро (Кав.);

5) присоединительные, выражающие отношения присоединения, т. е. служащие для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания; не предусмотренные первоначальным планом высказывания: да и, также, а также, тоже и др. (в присоединительном значении употребляются и другие сочинительные союзы): За чаем дядя приказал мне разобрать мой склад в сенной, а также сходить к дворничихе, чтобы она перечистила посуду, вымыла пол и привела квартиру в порядок (Тайд.).

Подчинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц (главной и придаточной частей сложного предложения, реже - членов простого предложения) и для выражения тех или иных смысловых отношений между ними.

По семантическому признаку подчинительные союзы подразделяются на:

1) временныекогда, как только, лишь только, едва, едва лишь, только, лишъ, прежде чем, с тех пор пока, пока, пока не, после того как и др.: Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиком забила вода (Шол.);

2) изъяснительныечто, чтобы, какЛес был по-прежнему набит людьми, и сколько бы их ни отправлялось под командой в разные стороны, казалось, что они никогда не рассосутся (Сим.);

3) причинныетак как, потому что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что и др. Я что-то промычал и быстро исчез, потому что в Васькином деле была и моей вины доля (Гайд.);

4) следствиятак чтоСнег выпал в два аршина, так что лошадь тонула в нем (М.-С.);

5) сравнительные: как, как будто, словно, точно, подобно тому как и др.: Через мгновение мы мчались с такой скоростью, словно в машине был установлен реактивный двигатель (Кож.);

6) уступительныехотя, пускай, пусть, несмотря на то что и др.: Нет, он не думал сейчас о том, чтобы оказаться со своей дивизией там, в самом центре сотрясающего равнины южной России землетрясения, но, хотя его ум был неподатлие к таким мыслям, его сердце чувствовало доносившиеся оттуда торжественные и страшные толчки (Сим.);

7) условные: если, ежели, коли, кабы, раз и др. Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коли спорить, так уж смело (А. К. Т.);

8) целевые: чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др.: На пиджак Саша приколол значок сельскохозяйственной выставки, чтобы все видели, что он побывал в Москве (Ант.).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Разработка урока " Частица как служебная часть речи".

Данная тема урока соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку. Тема урока является составной частью раздела ...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"...

Методическая разработка урока "Имя прилагательное как часть речи"

Данная методическая разработка позволит вам заинтересовать обучающихся.  Урок пройдет  на одном дыхании....