Методическая разработка урока "Имя прилагательное как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данная методическая разработка позволит вам заинтересовать обучающихся. Урок пройдет на одном дыхании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Адыкова Марина Валерьевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема | «Имя прилагательное как часть речи» |
Цель | Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия Образовательная цель: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятие о роли прилагательных в речи, формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль |
Задачи | Обучающие: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову. |
Планируемые результаты | Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию, потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, формулировать собственное мнение; Регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников. Предметные: знать определение имени прилагательного как части речи и определять его синтаксическую роль, знать разряды прилагательных; уметь: доказывать свою точку зрения при определении прилагательного по морфологическим признакам. |
Основные понятия | Основные нормы русского языка |
Ресурсы основные: Дополнительные: | Русский язык.5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л. А. Тростенцова, М.: Просвещение, 2014 г. Презентация к уроку, раздаточный материал |
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в паре, наблюдение над языком, урок-расследование |
Ход урока
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности ( мотивация). Организационный этап. Цель-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха | Учитель приветствует обучающихся, называет свое имя, отчество, проверяет их готовность к уроку. - Громко прозвенел звонок, Он позвал нас урок. Парта у меня в порядке: И учебник, и тетрадки. Я настроился, готов Слушать весь у вас урок. -Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успеха в нашей работе. | Приветствие обучающихся, подготовка к уроку Поворачиваются лицом к соседу, улыбаются, поочередно соприкасаясь пальцами и проговаривая: «Желаю большого успеха всегда и во всем!» | Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы( внимание, речь, память, мышление) и представляет индивидуальные задания на применении нового знания. -Ребята, вы знаете, кто такой детектив? СЛАЙД Детектив - от лат. «раскрытие», сыщик, специалист по расследованию уголовных преступлений или агент сыскной полиции. Частный детектив. Произносится (дЭтЭктив) -Какими качествами должен обладать хороший детектив? СЛАЙД ( появляются записи на слайде по мере ответов детей):
- Сегодня, я предлагаю ВАМ поиграть в детективов, а наш кабинет превращается в ДЭтЭктивное агентство(вывеска) - Интересно, кто станет лучшим сыщиком? За каждое выполненное задание вы будете получать орден, оценивая себя самостоятельно. Золотой - Молодец! Серебряный - Хорошо! Бронзовый - Смогу и лучше! | Используют ранее встречаемый материал с опорой на жизненный опыт. Развивают речь, мышление. Обучающиеся дают ответы: - Человек, который раскрывает преступления. -Мама моя читает детективы. Ответы детей( быть внимательным, наблюдательным и т.д.) | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения, целеполагание. Коммуникативные: формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога. |
III.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Организовывает погружение в проблему. Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока - Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. -Что для этого надо знать? -Молодцы! Составление ФОТОРОБОТА потерявшейся части речи 8 блоков ( слева - пустые, справа вписаны существительные.) Задание: Подберите к существительным подходящие по смыслу слова. -Прочитайте полученный столбик. -Что общего в этих словах? -Что обозначают эти слова во второй колонке? Учитель обобщает ответы детей. Как вы думаете, какова будет тема урока? СЛАЙД -Какие задачи сегодня на уроке вы себе поставите? - Запишите число, тему урока: Имя прилагательное как часть речи Вот что говорит о себе имя прилагательное СЛАЙД «С существительным дружу…» | Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Ответы детей:
( морфологические признаки) 4.Синтаксическая роль в предложении. Отвечают на вопросы прилагательных. Ответ: Обозначают признак предмета -Имя прилагательное -Сегодня на уроке мы должны вспомнить, что знаем по теме; научиться находить имя прилагательное.
| Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формулирование цели. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
IV.Физминутка | -У медведя дом большой, А у зайца - маленький. Наш медведь пошел домой, А за ним и заинька. Мы зверяток провожаем И урок наш продолжаем. | Выполняют физминутку. | Личностные: развивают умение применять способы снятия напряжения, концентрация внимания. Регулятивные: умение одновременно удерживать несколько видов деятельности Коммуникативные: умение слушать и реагировать |
V. Первичное закрепление Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. | Предлагает послушать Лингвистическую сказку. « Родились прилагательные. Но вот незадача: не было у них собственного рода, числа, падежа. «Может, попросим их у существительных, хотя бы на время?» - подумали прилагательные. Существительные согласились и одолжили свои формы. Так и живут до сих пор прилагательные: берут у существительных напрокат формы рода, числа и падежа. Они любят, обожают существительные и жить без них не могут» -Ребята, что вы нового узнали из данной сказки?( беседа) Упражнение по учебнику 565(Следственный эксперимент) Вопрос классу: Какое описание отличается большей полнотой? Для чего нужны прилагательные? | Концентрируют свое внимание на задании. Делают соответствующие записи. Размышляют, анализируют. Формулируют свои наблюдения. Отвечают: Прилагательные следуют за существительными, как нитка за иголкой. Работа у доски. По очереди выходят к доске. Задание читает ученик: вставьте в текст пропущенные слова. Какой частью речи они являются? Можно ли без вставленных слов узнать, какой гриб описан? Почему? Докажите. Поставьте вопросы к вставленным словам. Как определяются их род, падеж, число? Концентрируют свое внимание на задании. - Без прилагательных картинка была бы бледная. А прилагательные выполняют роль красок. Они делают нашу речь ярче, выразительнее. | Личностные: проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла высказывания. Регулятивные: умение организовывать мыслительную деятельность и оценивать результаты деятельности, умение самостоятельно строить ответы и вносить в случае необходимости коррективы. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие с участниками учебного процесса. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: контроль знаний | -Ребята, а расследование продолжается. Я предлагаю вам решить лингвистическую пропорцию «Зарядка для ума» СЛАЙД Молодой = быстрая = ? Молод = ?=? Работа по учебнику. Какая парта быстрее найдет ответ в учебнике: как называются такие короткие прилагательные. Слайд: Краткие прилагательные. Узкое Быстр = узок Расследование продолжается, оно близко к завершению Один из свидетелей видел, что прилагательное направлялось в сторону синтаксиса. Нужно определить, какую роль выполняют прилагательные в предложении. Работа по карточкам со взаимопроверкой в группах. Слайд- проверка. | Выполняют задание, проверяют по эталону (на СЛАЙДЕ) Узкое Быстр = узок Работа в паре: Такие прилагательные наз.КРАТКИМИ ( находят в материале учебника) Сравнивают с эталоном. Вписывают в фоторобот. | Личностные: формирование адекватного понимания причин успеха Познавательные: использовать приобретенные задания при выполнении учебного задания. Коммуникативные: адекватно использовать речь для представления результата |
VII.Рефлексия. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | -Подведем итоги. -Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. -Достигли ли вы их? (провести выборочно опрос обучающихся) «Незаконченное предложение» | -Я ставил перед собой задачу узнать… Сегодня на уроке я понял, что… -Как наз.часть речи, которую мы нашли -На какие вопросы отвечает прилагательное -Что обозначает -Морфологические признаки -Синтаксическая роль Кому бы вы за урок вы сказали «Молодец!» А теперь подведем итоги. Посчитаем у кого сколько получилось орденов | Регулятивные: Констатация необходимости продолжения действий Познавательные: рефлексия способов и условий действия; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
VIII.Этап информирования учащихся о домашнем задании Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания | Дифференцированное домашнее задание: золото: сочинение лингвистической сказки Серебро - упр.566, 569 Бронза - упр. 571 Спасибо за урок! | Слушают и записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-376516-1389111626.jpg)
Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"
Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-62157-1424609943.png)
Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-722822-1449646920.jpg)
Методическая разработка по русскому языку "Части речи"
Методическая разработка по русскому языку по теме: "Части речи", 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/23/picture-268476-1606140339.jpg)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493581-1412692165.jpg)
Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"
Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" включает в себя материалы библиотеки цифрового образовательного контента, что начительно облегчает подготовку...