Главные вкладки

    Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по изученной теме "Морфемика" 5класс
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Салчак Анна Шиловна

    Данная разработка урока помогает расширить и закрепить знания по пройденному разделу "Морфемика". Знать морфемный состав слов, уметь находить однокоренные слова и формы слов, находить изученную орфограмму в корнях с чередующимися гласными

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика»»

    Планируемые результаты обучения:

    1)предметные:

    -знать морфемный состав слова;

    -уметь различать однокоренные слова и формы слова;

    - уметь образовывать с помощью морфем новые слова;

    -находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии (орфограммы в приставках, буквы о-а в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос, буквы ё-о после шипящих в корне, буквы и-ы после ц).

    2) метапредметные:

    - уметь формулировать цель деятельности;

    - планировать последовательность действий;

    - осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

    - строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

    - владеть всеми видами речевой деятельности;

    Тип урока -  повторительно-обобщающий

    Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

    Ход урока

    1. Оргмомент. Приветствие. (Запись даты в тетради)

    Слайд 1. Дата.

                    Классная работа.

                                  Слайд 2. Эпиграф к уроку: Слово делится на части,

                                                 Ах, какое это счастье!

                                                               Может каждый грамотей

                                                                Делать слово из частей.

    - Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этой загадке? (О морфемах)

    - В каком разделе науки о языке мы изучали части слова – морфемы? (Морфемика)

    - Ребята, сегодня мы завершаем изучение данного раздела, но снова мы к нему вернёмся в 6 классе. Попробуйте сами сформулировать тему  урока.  (Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика».)

    Слайд №3.Систематизация и обобщение  изученного по теме «Морфемика».

    (Запись темы учащимися в тетради.)

    - Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют результаты урока. Учитель  корректирует   ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)

    УУД:

    1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

    2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

    3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.  

    1. Подготовка к обобщению понятий, правил.

    - Давайте вспомним изученное. Какие вы знаете морфемы? Для чего они служат?

    1)Игра «Составь слово». (Школьники должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.)

    Обговорить – приставку, думать – корень, читать – суффикс, петь – окончание. (Обдумать) Слайд 4. Самопроверка.

    2) Игра « Найди лишнее слово». Слайд 5.

    1. Трава, справа, написала, красива.

    2. Лесной, лесного, лесник, лесным.

    3. Перелесок, передатчик, переделка, переделал.

    УУД:

    1. регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;

    2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; 

    3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

    1. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

    1. Взаимодиктант в парах постоянного состава - использование технологии «Коллективный способ обучения» (по А. Г. Ривину – В. К. Дьяченко).

    Во время работы каждый ученик получает свою карточку с текстом.

    Алгоритм работы при использовании методики «Взаимодиктант». Слайд 6.

    1. Один ученик из пары читает слова, другой пишет.
    2. Второй ученик, кто перед этим писал, читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
    3.  Каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку, проверяет диктант.
    4. Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) – сначала один диктант, потом второй.
    5. Ребята устно разбирают ошибки.
    6. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими).
    7. Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи («Проверял Петров»).

    Тексты для проведения взаимодиктанта в парах  постоянного состава

              Карточка №1

    Вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, чертить    циркулем, разгадать загадку, проложить тропинку в зарослях, шёлковый костюм.

    Карточка №2

    Отрастить чёлку, красивый капюшон, средний возраст, предлагать дружбу, встать на цыпочки, раздать тетради, крепкое здоровье, предложение.

              Карточка №3

    Чёрствый человек, прослушать лекцию, южные растения, предложить работу, вскрикнуть от боли, расположиться на циновке, ровный шов, росток.

             

              Карточка №4

    Опытный шофёр, сберегли растение, вырастить цыплят, красивое здание, рассмотреть таблицу, маленькая щёлка, получить консультацию,  жокей.

    Карточка №5

    Правильно написать цифры, слабый росточек, изложить содержание, богатая растительность, мягкая щётка, сдать тетрадь, предлагать решение.

    Карточка №6

    Расположиться на отдых, заросли камыша, спеть цыганскую песню, неясный шёпот, крепкое здоровье, выращивать цветы, заболеть цингой.

    Карточка №7

    Полагаться на друзей, простое предложение, жонглёр цирка, отрасль науки, распорядок дня, тяжёлая ситуация, разрастаются розы, шорох.

              Карточка №8

    Чёрный плащ, молодая поросль, возлагать на помощников, сильный      циклон, мамина расчёска, секция футбола, овцы, шоколадная конфета.

    1. Прочитайте слова. Что их объединяет? Вставьте пропущенные буквы,

    распределите слова в соответствующие графы «слепой» таблицы  «Орфограммы в приставках». Озаглавьте пустые заголовки таблицы. Какие слова вы не впишите в таблицу?  (Самостоятельная работа.)

    Слайд 7.

    З..работать, ра..дать, п..терять,  ..дать, ра..бить, ..десь, ра..пустить,

    по..писать, ..доровье, ра..толкать, ..бить, бе..шумный, ра..гадать, ..дание.

    (Таблица начерчена на доске)

    Проверка задания. Отвечают 3 ученика, озаглавливают ,  заполняют таблицу, комментируя орфограмму.  

    Орфограммы в приставках

    Неизменяемые приставки

    Буквы з и с на конце приставок

    Приставка на -з

    Приставка на -с

    Заработать

    Потерять

    Сдать

    Подписать

    Сбить

    Раздать

    Разбить

    Разгадать

    Распустить

    Растолкать

    Бесшумный

    Здесь, здоровье, здание (в этих словах з входит в корень)

    1. Задание «Угадай словечко!» Слайды 8- 9.

    По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание, обозначить орфограмму.

    1. Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли).
    2. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот).
    3. Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль).
    4. Число, которое складывают с  другим с помощью сложения. (Слагаемое).
    5. Отдельная область производства, науки (отрасль).
    6. Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).
    7. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).
    8. Стебель растения в самом начале его развития (росток).
    9. Основной закон государства (конституция).

    УУД:

    1)регулятивные - умение планировать последовательность действий;

    2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис;

    3) коммуникативные - умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.

    4. Работа с  деформированным текстом.  (Работа в постоянных группах. Каждая группа получает карточку с заданием.)

    Группа А.

         В..сеннее со..нце всё сильней пригревает. Снег ещё лежит, но на пригорках, которые чаще других л..скают тёплые лучи, уже п..явились проталинки. З..мелькали тут и там ж..лтенькие цв..тки мать-и-мачех.. .

    1) Прочитайте текст. Определите тему текста.

    2) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте  графически орфограммы. Сгруппируйте их.

    3) Найдите слова с суффиксами с уменьшительно-ласкательным значением.

    Группа Б.

             В лесу

    Я с утра в лесу гуляю:

    От р..сы я весь пр..мок.

    Но зато теперь я знаю

    Про берё..ку и про мох,

    Про м..лину,

    Ежевику, про ежа и про ежиху,

     У  которых за ежат

    Все иголоч(?)ки  др..жат.

    1. Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
    2. Объясните знаки препинания в предложении с однородными членами.
    3. В каком значении употребляется глагол дрожать?
    4. Разберите по составу однокоренные слова ежиха и ежата. Объясните значение суффиксов.

    Группа С.

           Котофей

    (В)гости ед..т Котофей

    П..гоняет л..шадей.

    Он в..зёт (с)собой к..тят:

    Пусть их тоже уг..стят.

    1. Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
    2. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их графически.
    3. Найдите однокоренные слова, запишите их в столбики, дополните запись своими однокоренными словами.

    ( Проверка работы каждой группы.  Выступают представители от групп, остальные слушают, после выступления, если необходимо корректируют.)

    УУД: 

    1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

    2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

    3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

     5. Подведение итогов. Слайд 10.

    - Ребята, что вы делали на уроке?

    - Как мы повторяли изученный материал по теме?

    - Зачем мы это делали?

    6. Задание на дом. Слайд 11.

     

    На выбор:

    1. Упр. 452.
    2. Подобрать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с изученными орфограммами в разделе «Морфемика».
    3. Написать сочинение на свободную тему с использованием чередующихся гласных  в корне  слова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

    Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

    Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

    Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

    План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».

    Предлагаю  учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...

    Систематизация знаний обучающихся при изучении физики

    Статья посвящена использования основных понятий темы для систематизации знаний обучающихся при изучении физики на примере темы "Движение и силы" 7 класс....

    Методическая разработка по физике Систематизация знаний учащихся в СИ, перевод единиц измерения физических величин

    Много ошибок связано с плохим усвоением единиц физических величин. Причина, по - видимому заключается  в том, что в школе учащиеся знакомятся с единицами измерения физических величин постепенно, ...