Открытый урок по русскому языку в 6 классе по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кыргыс Оюмаа Кызыл-ооловна

Открытый урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_kyrgys.zip2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист                   __________________________/ Фамилия и имя, группа

Тема занятия

Задание 1. Прочитайте текст.

Что может быть лучше тихого уголка русской природы? Летнее безветре…ое утро. Ещё совсем  рано. Выше тополей поднимаются розовые утре…ие туманы. Кое – где раздаётся пение таинстве…ых  птиц, пробуждё…ых зарёю. Совсем  рядом  – серебря…ая лента реки и жёлтая полоса песча…ого берега. На берегу у самой воды, словно одной ногой нехотя ступая в ледя…ую воду, стоит ветря…ая мельница. Возле неё белоголовый мальчик лет семи пасёт гусей. На нём штопа…ые штанишки, а в руках он держит поноше…ый пиджачок. На его нечёса…ых волосах чудом держится кожа…ый картуз. Рядом с мельницей – песча…ая поляна, затенё…ая красавцами – тополями. У самой воды – камее…ый  выступ, обвеша…ый какими – то причудливыми растениями. Будто кручё…ый зелё…ый жгут, они обвивают каме…ого великана. Недалеко видна деревенька. Маленькие деревя…ые домики за плетё…ым частоколом весело смотрят на мир, встречая восход солнца. Ещё так рано, а уже пахнет свежепечё…ым хлебом. А дальше – стриже…ая аллея, а за ней – вспаха…ое поле.

Задания к тексту:

1. Докажите, что это текст.

2. Определите тип речи, стиль текста, аргументируйте свой ответ.

3. Определите основную мысль текста.

4. Обратите внимание на слова с пропущенными буквами. Скажите, какую орфограмму мы будем сегодня повторять?

5. В каких частях речи пропущены данные орфограммы?

6. Подумайте и определите
– тему урока 

– задачи, которые стоят перед нами?

Задание 2. Проанализировав данную таблицу, вспомните правописание –н- и – нн – в разных частях речи; попробуйте привести примеры из текста задания 1 (см. выше) на каждое правило.

1 группа – анализ правила –н- и –нн-   у прилагательных;

 2 группа – анализ  правила –н-  и –нн-  у причастий;

3 группа – анализ –н-  и –нн-  у существительных и наречий.

Правописание –н- и –нн-

Имя прилагательное

-Н-

-НН-

  1. В отыменных прилагательных, образованных от существительных, в основе которых нет Н, и в непроизводных прилагательных:

  1. В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на – н:

  1. В отыменных прилагательных с суффиксами – ан-, -ян-, -ин-:

НО: стеклянный, оловянный, деревянный.

2. В отыменных прилагательных с суффиксом – енн-, - онн-:

Запомнить!  1.Следует писать ветреный в значении « с ветром» (ветреный день, ветреная погода) и переносно в значении «легкомысленный» (ветреный человек, ветреная молодость). В краткой форме: погода ветрена; молодость ветрена.

Следует писать ветряной в значении «приводимый в движение ветром» (ветряной двигатель, ветряная мельница, также ветряная оспа, ветрянка). Это прилагательное краткой формы не имеет.

  2. Следует писать масленый в значении «смазанный, пропитанный маслом» (масленые руки, масленый блин) и переносно – «льстивый, заискивающий» (масленый голос). Следует писать масляный в значении «из масла», «с маслом» (масляные краски, масляный выключатель).

В краткой форме прилагательных пишется столько Н, сколько их было в полной форме:

дорога пустынна (от пустынный), требования законны (от законный), яблоко зелено (от зеленый), незнакомка таинственна, даль туманна, появление неожиданно.

Причастия и отглагольные прилагательные

-Н-

-НН-

1. В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок (кроме не -) и зависимых слов:

Запомните! желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, священный, нежданный, негаданный, жеманный (лишённый простоты и естественности, манерный), медленный, долгожданный, окаянный и некоторые другие

1. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/ или с зависимыми словами:

Запомнить! названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок, приданое невесты.

Исключение: раненый боец

              Но!     раненный в бою солдат

2. В кратких причастиях:

Обвешаны, пробуждены, засеяно, отражено.

2. В отглагольных прилагательных, оканчивающихся  - ованный,  - ёыванный:

Балованный, корчёванный

Запомнить! кованый, жеваный

(-ов, -ев входят в состав корня)

Имена существительные и наречия

1. В существительных, образованных при помощи суффиксов -ик- или -иц-а, пишется столько  н , сколько их было в причастии или  прилагательном:

посланник (от посланный),  путаница (от путаный),

                                                             гостиница, гостиная (от гостиный двор)

2. В наречиях пишется столько Н, сколько  в  прилагательных, от которых они  образованы

 Бешено мчаться (ср.: бешеная езда),

                                на улице ветрено (ср.: ветреная погода)

Задание 3. Объясните устно правописание –н- и –нн -.

Груженая баржа;  разгруженная баржа; баржа, груженная арбузами; негруженая баржа;

 неразгруженная баржа.

Задание 4. Распределить словосочетания из предложений по соответствующим столбикам

Отыменное прилагательное

Отглагольное прилагательное

Причастие

НН

Н

НН

Н

НН

Н

1.Гостям на обед подали маринова…ые огурцы, жаре…ый картофель, зажаре…ого карпа, жаре…ого в масле цыпленка.

2.Помимо этого на столе, ножки которого были позолоче…ы, стояли блюда с пече…ыми пирожками.

3.Мороже…ая рыба, замороже…ые лангусты, моче…ые яблоки, толче…ые орехи находились ещё на кухне.

4.Лише…ый возможности выбирать, гость с обиже…ым видом ел копче…ую колбасу и туше…ое мясо.

5.Сквозь закопче…ые стекла окон еле пробивался свет.

6.А на улице дамы с цветами разъезжали в золоче…ых каретах по дорожкам, моще…ым шлифова…ыми камнями.

7.Скоро все было законче…о.

 

Задание 5. Итоговый буквенный диктант.

Заполните таблицу, внося против соответствующего номера в таблице –н- или –нн- .

Таблица для буквенного диктанта.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

н

Буквенный диктант.

1.ЛедяНой ветер

 2.Шмели..ое жужжание

3. Государстве…ый гимн

4. Витамин…ый коктейль

5. Сенсацио…а статья

6. Ветре…ый день

7. Наряже…ая ёлка

8. Сушё.. ые летом грибы

9.Лу…ая ночь

10. Стекля…ый стакан

 11.Квалифицирова…ый рабочий

12. Броше…ый камень

13.Печё…ый хлеб

14. Быстрая ко…ица

15. Вкусное мороже…ое

16. Убра..ы далеко

17. Раскида..ы везде

18. Говорить медле…о

19. Цветы сорва…ы

20. Телефо…ые провода

 21.Шерстя…ое платье

22. Пря..ый суп

23. Степь пусты…а

24. Реза…ый хлеб

25.Краше…ый мною забор.

Критерии оценки:

«5» - 0 ошибок,

«4» - 1 – 3 ошибки,

«3» - 4 – 5 ошибок,

«2» - больше 5 ошибок.

Рефлексия.   Выразите ваши впечатления от урока, продолжите предложения:

На уроке я узнал(а)…

Научилась(лся), смог(ла)…

Могу похвалить себя и своего товарища за…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока и презентация "Имя прилагательное как часть речи"...