Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Сайын Айгуль Алексеевна

Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka_saa.docx264.86 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                                                                      НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цели деятельности педагога

Показать  общее значение наречия, морфологические признаки наречий; развивать  умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую  роль в предложении

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать значение наречия, вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении; уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение  выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 

Личностные: формирование ответственного отношения к учению  с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа

Методы и формы
обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                                      http://www.zavuch.info                           http://www.intergu.ru    

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html         http://festival.1september.ru/subjects       http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальных заданий

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Основные понятия

Наречие, часть речи, раздел языкознания


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель создает условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

- Добрый день, ребята! С помощью смайликов, давайте, определите свое сегодняшнее настроение.

-Ребята, как бы вы хотели, чтоб этот день в школе прошел для вас? ( прекрасно, хорошо)

- А как вы будете работать на этом уроке? (усердно, быстро,старательно)

-Молодцы, и на этом уроке вы оценки тоже будете получать смайликами.

Оценивают свою готовность к уроку.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

Молодцы! А какими словами вы только что отвечали на мои вопросы?

- Правильно. Именно об этих словах будет наше следующее стихотворение:

Я никогда не изменяюсь
И ничуть в этом не каюсь.
Шел он как?
Пешком.
Крал он как?
Тайком.
Писал он как? Красиво.
А жил он как?
Игриво.
А делал он
назло,
Ему всегда не везло.
Какая же часть речи я?
Упрямое ...

- Вы, наверное, уже догадались, к какой части речи относятся данные слова, ребята? (наречие)

- Что такое наречие?(часть речи)

- Какой раздел русского языка изучает части речи?(морфология)

- Чтобы найти ответы на эти вопросы мы поиграем в игру, используя интерактивную доску, ребята.

(Игра с использованием интерактивной доски)

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Подводит к выводу о том, что часть речи, о которой говорится в тексте, – наречие

Осваивают лингвистические термины.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для

партнера высказывания

Групповая, ин-дивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других

Уст-
ные ответы, выполнение заданий

в тетрадях

3. Целеполагание и построение

выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам, работа
с учебником

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Итак, какова тема нашего урока? Правильно, молодцы! Наречие – тема нашего урока. Эта часть речи уже изучалась в курсе русского языка.

- Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

 Выступление ученика в роли Наречия.

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие          (показывает рисунок)

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

(Показать  общее значение, морфологические признаки наречий; развивать  умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую  роль в предложении)

Работа с материалом учебника (с. 91–92).

Создает условия для устранения перегрузки учащихся

Формулируют цель учебной

деятельности.

Отвечают на вопросы, работают с учебником

Фронтальная, индивидуальная

Уст-
ные ответы,

задают

вопросы для уточнения

информации

4. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Обсуждение итогов работы с материалом учебника
(с. 91–92), составление морфологических признаков наречий по кластеру.
(Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как, где, куда, откуда, когда. Наречие неизменяемая часть речи, не имеет окончания и зависит от глагола. В предложении играет роль обстоятельства ).

- Правильно ли мы рассуждали, составляя кластер, давайте, проверим из материала учебника. Для этого выполним упражнение 218 из учебника.

Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность приемов работы с книгой

Отвечают на вопросы, выполняют задания, выделяют главное

Групповая, индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают
допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность
в парах и рабочих группах

Зада-

ют вопросы, уст-
ные ответы, практическая работа в тетрадях

5. Физминутка

Физминутка для глаз:

Посмотрим налево-

Посмотрим направо

А теперь поближе

А потом подальше

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево-вправо

А сейчас отпустим ниже

Головы поднимем выше

Дружно хлопаем руками

тихо топаем ногами

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров

Задание 1.

-Какую роль играют наречия в нашей речи? 

(Наречия делают нашу речь более точной и выразительной).

-Как метко и красиво использовали писатели наречия в своих произведениях. Вспомним наречия, которые используются в баснях. Чтобы выполнить это задание мы разделимся на 3 группы.

- Вы должны вставить наречия вместо пропусков в отрывки басен.

- Кто автор этих басен? В этом году Ивану Андреевичу Крылову исполнилось бы

                                                         Басни Крылова.

  1. -Вставьте  вместо пропусков по памяти слова из басен И.А. Крылова. Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите группу по значению наречий в 3 отрывке

1.Кто про свои дела кричит всем-----,(без умолку)

В том , верно, -------толку.(мало)                   «Две бочки»

2. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна,

Но только всё---------,(невпрок)?

И в сердце льстец-----отыщет уголок.(всегда)         «Ворона и лисица»

3.По улицам Слона водили ,

Как видно , --------.(напоказ) цель

Известно , что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

----------ни возьмись, ---------Моська им.(  отколе )(навстречу)  места          «Слон и моська)

-Из каких басен эти отрывки?     Проверка вставленных наречий    

Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. 

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполнение заданий

и уп-
ражнений

в тетрадях,

уст-
ные ответы

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Задание 3.

- Следующее задание у нас разноуровневые.

Для сильных учащихся :

замените фразеологизмы наречиями (устно).

1. Положа руку на сердце – честно.

2. У черта на куличках – далеко.

3. Рукой подать – близко.

4. Как в аптеке – точно.

5. Черным по белому – ясно.

6. Битый час – долго.

7. Бок о бок – рядом.

8. На вес золота – дорого.

9. Душа в душу – дружно.

Для слабых учащихся раздать карточки с ребусами.

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Дополняет ответы. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Оценивание учащихся

за работу
на уроке

8. Рефлексия

- Чтобы подытожить наш сегодняшний урок, давайте, по теме нашего урока составим синквейн «Наречие»

- Молодцы! В конце урока ваше настроение поднялось или осталось прежним? Поднимите, пожалуйста, ваши смайлики.

- Чтобы выставить оценки, давайте, сосчитаем ваши смайлики.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе

открытый урок по теме "День рождение" по учебнику Азаровой "Millie 3". задания расчитаны на интерактивную доску , а также на разный уровень подготовки ребят. Надеюсь пригодиться в работе....

Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе по теме «Игрушки»

Открытый урок по теме "игрушки" направлен на систематизацию лексико-грамматического материала. На уроке используются игровые технологии, мультимедийные средства, здоровье-сберегающие технологии. Оформ...

Технологическая карта открытого урока по немецкому языку в 6 классе

Технологическая карта урока по немецкому языку в 6 классе разработана в рамках изучения темы "В городе!"...

Технологическая карта открытого урока по теме "Школьные кружки" 5 класс

Данный урок был дан для учащихся 5 класса по английскому языку....

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.

Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока....