Урок - практикум
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

индивидуальная, фронтальная, групповая,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_moy_urok.docx32.38 КБ
Office presentation icon oge_urok.ppt1.86 МБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок - практикум

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая,

Цель урока: отработка умения выполнять задания 3,13,14,15.3 ОГЭ  по русскому языку; расширение представлений о возможных тематических направлениях, предлагаемых в текстах для анализа и написания сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

1.повторить и закрепить знания орфоэпических норм языка; повторить и закрепить знания о выразительных средствах языка и их значении, отработать умение различать средства художественной выразительности и находить в предложенном языковом материале (задание 3 ОГЭ); отработать навык синтаксического анализа сложного предложения с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью (задания 13,14 ОГЭ

2.развивать умение сотрудничать; развивать умение владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи, умение оценивать выразительную сторону речи; развивать  мышление;

3.воспитывать культуру речи; воспитывать культуру общения, взаимопонимание; воспитывать внимательное отношение к выбору будущей профессии как жизненному пути.

Планируемый результат: уметь выполнять задания 3, 13, 14, 15.3 ОГЭ: владетьязыковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, проверяемых во время  ОГЭ по русскому языку; понимать важность правильного выбора профессии как залога счастливой жизни человека.

Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор,  раздаточный материал (карточки с заданиями и текстами).

ХОД УРОКА

1.Организационный момент (приветствие, выявление уровня готовности к уроку)

                           Стадия вызова

 «Ребята, сегодняшний урок хочу начать с просмотра небольшого отрывка из известного кинофильма. Итак, смотрим» (фильм «Операция Ы…», эпизод сдачи экзамена)

после просмотра фильма

«Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Да, конечно, об экзамене. Ребята, скоро вас ждет экзамен по русскому языку, ОГЭ, для кого-то это очень страшное слово, для кого-то не очень, но не нужно бояться экзамена. Это всего лишь ваша проверка знаний. И хотелось бы нашу подготовку к экзамену  превратить в более приятное время препровождения, чтобы для каждого из вас экзамен стал праздником.

 2.Сообщение цели урока.

    Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку.

- А  мы можем  определить  цели нашего урока?

1.отработка умения выполнять задания ОГЭ по русскому языку.

2.повторить и закрепить знания разделов русского языка.

Молодцы!  За один урок конечно не сможем выполнить все задания ОГЭ , поэтому я взяла выборочно такие задания как  3, 13, 14 и 15.3. Я думаю, что  с этими заданиями нужно сталкиваться почаще.  

 3. Ход урока.

          Словарная работа.

- Ребята, давайте перед тем как начать  наш урок, мы  составим  кластер   к  аббревиатуре ОГЭ. А вы знаете значение  этого  слова? Английское слово, переводимое как группа,  пучок, скопление, объединенные между собой близких или родственных  понятий.  

 С чем ассоциируется эти буквы по русскому языку? Презентация. Знание каких разделов о языке мы должны знать, что бы успешно сдать экзамен?

 Лексика, Морфология, Орфография, пунктуация, синтаксис. Текст

-Повторить все задания ОГЭ на одном уроке невозможно, мы отработаем всего несколько заданий. Думаю, что  с этими заданиями надо встречаться почаще. Это  № 3, 13, 14 и 15.3.  Теперь что они из себя представляют?

Теоретическая часть.

3- Задание на лексические средства и средства выразительности. Здесь надо понять, что такое метафора, сравнение, олицетворение, фразеологизмы, эпитет.  Для моих учеников сложно найти метафору .  Но в  этой теме есть небольшая хитрость. Метафора выражается существительным или глаголом,  а эпитет — прилагательным. Опираясь только на эти факты, вы уже сразу можете откинуть лишние ответы.        

РАБОТА В ГРУППАХ. Найти ИСВ

Практическая часть. Найти ИСВ

13. Необходимо знать и определять предложения с разными видами подчинения придаточных.

Однородное подчинение  найти   очень легко.  Придаточные  относится к одном и тому же слову. И отвечают на один и тоже вопрос. Наш ключ –это одинаковые союзы.

Последовательное подчинение – каждая последующая часть зависит от предыдущей.

Параллельное подчинение -

Презентация.

14. Задание на связи в предложении. Обычно точка, точка с запятой, двоеточие и тире — это бессоюзная связь в предложении. Сочинительная связь — это чаще всего союзы «а», «и», «но», а союзы подчинительной связи лучше всего запоминать в виде таблицы.

Презентация.

2.)Задание «Расскажи о предложении по схеме».У вас на столах есть цифры от одного до 4х. Какая цифра подойдёт к схеме БСП, СПП с однородным подчинением, СПП с последовательным подчинением, СПП с параллельным подчинением.

Хорошо, Молодцы.

15. Нам на выбор  предлагается три темы.

       Моделирование сочинения

Напомните модель сочинения – рассуждения задания 15.3

- О каких понятиях чаще всего вас просят  порассуждать в задании 15.3?

(Совесть, долг, героизм, нравственность, дисциплина, дружба, семья, Родина и т.д.)

А сегодня мы с вами  немного поговорим о таком понятии, как счастье.

  1. Работа в группах (группы по 4 человека). Задание.

Продолжите  следующую фразу:  «Счастье для человека – это…».

      В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.

(Представитель каждой группы зачитывает получившееся предложение).

- Безусловно,  представление о счастье у всех людей разное, своё  (один человек счастлив, потому что любим, а другой счастлив, потому что у него машина представительского класса).  Но всё-таки есть какие-то основные моменты, которые, пожалуй, назовёт почти каждый человек, которого спросят о счастье.

На слайде:

Любовь – это счастье.

Понимание  окружающих – это счастье.

Иметь надёжного друга – это счастье.

Жить под мирным небом– это счастье.

Благополучие – это счастье.

Быть здоровым – это счастье.

Богатство – это счастье.

Исполнение заветной мечты - это счастье.

2.Чтение текста (в тексте можно делать пометки карандашом)

 Давайте посмотрим, увеличится ли этот список после того, как вы познакомитесь с текстом, предложенным для анализа.

   (1)Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. (2)Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.(3) Найти свое призвание, утвердиться в нем - это источник счастья.

(4)Есть у Марка Твена интересный рассказ. (5) В нем говорится, что на "том" свете  живут люди такой же трудовой жизнью, как и на грешной земле, но только каждый занимается делом по своему призванию. (6)Безвестный на земле сапожник становится после смерти знаменитым полководцем,  бездарный при жизни, но обладающий каллиграфическим почерком генерал - писарем. (7) А человек, случайно попавший в педагоги, всю жизнь мучивший и себя, и учеников, оказывается прекрасным бухгалтером.

(8)Я не один раз перечитывал этот замечательный рассказ. (9)Хорошо было бы добиться такого положения уже на "этом" свете. (10)Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. (11)Я знаю много никудышних специалистов: агрономов, инженеров,  экономистов, артистов. (12)Они, как говорится, маются всю жизнь, равнодушны к своему делу, отбывают день до вечера. (13) Самое прискорбное то, что эти люди не знают радости труда, трудовой одухотворенности, одержимости.

(14) В чем же высшее наслаждение (счастье) в жизни?  (15) По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. (16) Надо, чтобы в каждом человеке разгорелась его «искра». (17) Вот тогда и получится настоящий человек.

Почему автор считает, что «высшее наслаждение жизни» заключается в творческом труде?

                                          (По В.А.Сухомлинскому)

3.Возврат к слайду. Ответы на вопросы

-  Изменилось ли  или расширилось  ваше представление о счастье после прочтения текста В.А.Сухомлинского?

Слайд: Любовь – это счастье.

Понимание  окружающих – это счастье.

Иметь надёжного друга – это счастье.

Жить под мирным небом– это счастье.

Благополучие – это счастье.

Быть здоровым – это счастье.

Богатство – это счастье.

Исполнение заветной мечты - это счастье.

+ результат  прочтения и осмысления текста

Найти своё призвание – это счастье.

-Объясните, что такое, по-вашему,  призвание? (Склонность к тому или иному делу, профессии; жизненное дело, назначение; совпадение способностей и интересов)

- Согласны ли вы с В.А.Сухомлинским, что найти своё призвание – это счастье?

-Действительно ли важно найти своё призвание в жизни? Это актуально для вас?

-Сформулируйте тезис.

-Найдите предложения в тексте, которые можно использовать в качестве аргумента.

-Подумайте и скажите, какие примеры-аргументы вы можете привести из жизненного опыта?

Дома, самостоятельно напишете сочинение- рассуждение по тексту «Что такое призвание?». Думаю, что это задание вас затруднит.  Потому что мы почти все детали обсудили на уроке.

Итог урока. Пришло время подвести итог нашего урока - консультации. Предлагаю закончить его при помощи трех М.  «3 М». Пожалуйста, назовите три момента, которые вам понравились на уроке?

Итог.

3. Инсерт

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая ужеизвестна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источникинформации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученикставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается спрочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

v

+

-

?

Я это знал(а)

Новое для меня

Я думал иначе

Интересно, непонятно, нужно разобраться


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-практикум по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Слайд 2

Цели урока: Отработка умения выполнять задания ОГЭ по русскому языку. Повторить и закрепить знания разделов русского языка.

Слайд 3

ОГЭ Лексика Морфология Орфография Пунктуация Синтаксис

Слайд 4

Задание №3 Задание на лексические средства и средства выразительности МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Слайд 5

ЭПИТЕТ образное определение и отвечает на вопрос КАКОЙ? ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? СРАВНЕНИЕ имеет союзные слова КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО, БУДТО МЕТАФОРА выражается глаголом или существительным ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ являются одним членом предложения

Слайд 6

ЗАДАНИЕ №13 Необходимо знать и определять предложения с разными видами подчинения придаточных НУЖНЫ СХЕМЫ

Слайд 7

И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.) что что , , что ,

Слайд 8

Боброву вспоминались читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит свей милой, что они не будут клясться друг другу, потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь. потому что в которых что

Слайд 9

Когда я писал, мне хотелось в какой-то мере объяснить то , что было тогда на душе у меня. когда что

Слайд 10

ЗАДАНИЕ №14 . Задание на связи в предложении. (:) (-) (;) (,)

Слайд 11

Задание «Расскажи о предложении по схеме» 1. [ ] , ( который ) , ( который ). 2. [ ], (который… ), (где … ), (что…) 3. (Если…), […], (чтобы …) 4. [ …]: [ … , ….,……]

Слайд 12

Продолжите предложение

Слайд 14

НАЙТИ СВОЁ ПРИЗВАНИЕ – ЭТО СЧАСТЬЕ

Слайд 15

Задание 15.3 ОГЭ

Слайд 17

Рефлексия. Метод «3 М» Мне понравилось… Я узнала…. У меня получилось… Я доволен собой … Мне было легко… Мне необходимо поработать над…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...