Система подготовки к ЕГЭ
рабочая программа по русскому языку

Чурук Айланмаа Кирововна

рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki.docx28.28 КБ
Microsoft Office document icon vneurochka_russkiy_5-9_klass.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ЕГЭ

по русскому языку

(из опыта работы)

Считаю: чтобы учащиеся добились успеха на экзамене, нужна работа в целом всего коллектива школы. Сюда, на мой взгляд, входят:

  • слаженная система уроков русского языка и серьёзная подготовка по этому предмету;
  • качественное проведение уроков литературы, литературного краеведения, обществознания, истории, МХК;
  • серьезная работа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе;
  • хорошая организация научно-исследовательской и проектной деятельности по предмету;
  • активное участие ребят в творческих конкурсах и олимпиадах;
  • правильная, целенаправленная организация воспитательной работы в школе (взаимодействие с семьёй, социумом, классные часы, самоуправление в школе, высокая эффективность акций, вечеров, собраний - всех проводимых школьных мероприятий, дополнительное образование и т.д…);
  • продуманная система мониторинга знаний учащихся по предмету.

Чем лучше в школе будет реализована вся эта программа, тем выше будет уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Остановимся на первом пункте и раскроем основные моменты, связанные с системой подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Не секрет, что на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем85-95 % заданий, не добирают 2-5 баллов до 100 баллов. Почему?

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом.

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

  1. Отсутствие навыков решения заданий первой части КИМа. Пробный ЕГЭ проблему не решает;
  2. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;
  3. Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;
  4. При подготовке к ЕГЭ не учитываются структурные особенности КИМ'ов;
  5. Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)

Можно ли исправить ситуацию? Можно и нужно это сделать

Считаю, что существенными факторами успеха на Едином государственном экзамене являются:

1. обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения ребенка в школе,

2. специальная системная подготовка к ЕГЭ.

Успех ученика на экзамене напрямую зависит от того, насколько компетентен в предмете учитель, насколько он эрудирован, начитан, современен.

Поэтому учитель обязан учиться:

  • посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;
  • перенимать опыт у других учителей, и такие учителя у нас в районе есть;
  • быть активным на заседаниях РМО, а также в межсекционный период;
  • изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация (даже если учитель работает не в средней, а в основной школе);
  • знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;
  • уметь работать с Интернет-ресурсами;
  • работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.

Уверена, что каждый учитель-словесник ищет эффективные пути подготовки своих учеников к ЕГЭ. Старт данной подготовки - в среднем звене, где закладываются основные знания и умения, воспитываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, интерес к предмету и т.д.

Назову общие принципы работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше. Большое внимание следует уделять формированию орфографических и пунктуационных навыков (5-9 классы).

Кропотливая каждодневная работа на уроках и даже после них приучает детей к качественному выполнению заданий. Из опыта могу сказать, что у пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы, знать их «в лицо». Этого я добиваюсь, приучая детей работать графически даже там, где нет пропуска букв, а орфограмма есть. Эту же работу разрешаю выполнять и при письме контрольных диктантов. Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей, работают они с желанием: становятся то исследователями, то открывателями, то учителями. При этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех.

при изучении правил орфографии и пунктуации необходимо нацелить детей, мотивировать их на внимательное и глубокое изучение материала, т.е. сделать акцент на то, что этот материал встретится в КИМах ЕГЭ

Начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению первой части в системе подготовки к ЕГЭ.

Материал в схеме может отражать и те моменты, которые либо вовсе не изучаются по школьной программе, либо изучаются в старших классах. Сильный ребенок обязательно обратит на это внимание, использует полученные знания при решении олимпиадных заданий.

организация систематического повторения пройденного

Считаю, что при проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяются другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах, текущих работах, выполненных самостоятельно.

- каждый урок (по возможности) вести работу по орфоэпии, лексике. Использую карточки, созданные для каждого класса, презентации. Обычно это происходит так: на уроке коллективно решаем одну из карточек, в которой 10-15 слов, вслух проговариваем, ставим ударения, а через пару-тройку уроков каждый ученик самостоятельно выполняет данную карточку. За год отдельные учащиеся прорешивают одну и ту же карточку по много раз. В кабинете каждый год обновляется стенд, освещающий трудные вопросы ЕГЭ, региональных экзаменов по русскому языку, орфоэпический минимум имеется на стенде. Работе по лексике способствуют словари, имеющиеся в классе и в школьной библиотеке.

-для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа очень полезно уже в основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ

Тестовые формы контроля с 5-го класса. Кстати, не все дети умеют решать тесты, нужно помочь им овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя к формату ЕГЭ. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Использую материалы, аналогичные материалам ЕГЭ, составленные в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающие возрастные особенности учащихся. Использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ уже с 5 класса.

- в уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ.

Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся.

На помощь приходят уроки литературы, где художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Планирую много письменных работ по литературе: письменный ответ на вопрос, размышление, пересказ небольшого фрагмента, сочинение. Дети привыкают к такому режиму работы. Таким образом, на уроках литературы мы тоже много пишем. Умение интерпретации, анализа текста необходимо как на ЕГЭ по русскому языку и литературе, так и при выполнении олимпиадных заданий. Сочинения по литературе мои дети не списывают с Интернета или сборника «Тысяча лучших сочинений», они заинтересованы в том, чтобы научиться писать самим. И за это им большое спасибо.

- при подготовке к написанию сочинения (2-я часть КИМа) тоже необходима системность в работе:

- с 5-6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию;

- учить составлять свой банк аргументов (определение проблем, поднятых автором в тексте изучаемых произведений, записывается в отдельную тетрадь);

-учить вести читательский дневник (начинать вести читательский дневник следует уже с пятого класса, записывая туда всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё). Это способствует формированию читательского опыта учащихся, является подспорьем при выборе аргументов в сочинении;

- вести поэтапную работу при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

проектировать уроки с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения.

В каждом классе есть несколько групп детей с разной мотивацией к обучению. Конечно, этот фактор я учитываю при проектировании урока. Мотивированные на учение дети, как правило, работают самостоятельно (самостоятельное изучение темы, карточки по теме, сообщение, работа со словарем и др.) или выступают в роли консультантов, помощников. Олимпиадное задание в русле определенной темы – обязательное домашнее задание для сильных учащихся, для всех остальных – по желанию.

- организация контроля (со стороны учителя), самоконтроля (со стороны учащегося)

Грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине, к тому, что нужно учить, к требованиям по предмету. Кроме этого, ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Учитель обязан систематически проверять рабочие тетради, выполненные учеником карточки, творческие работы и т.д.

Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием структуры ЕГЭ, содержания заданий, умеют выполнять задания первой части КИМа. В 10-11 классе остается текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению.

В старшей школе система подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает в себя:

Урочную деятельность

Внеурочную деятельность

Индивидуальную работу

Уроки русского языка в 10-11 классах.

Формат ЕГЭ требует от учителя изменений в рабочей программе: увеличены часы на систематизацию знаний по лексике, орфографии, морфологии (10 класс), на систематизацию знаний по синтаксису и пунктуации (11 класс), введен блок «Проблемный анализ текста» (10-11 классы).

Отдаю предпочтение мультимедийным урокам.

Мультимедийные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, спроектированные на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание.

Практика использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет сделать следующий вывод - использование ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

6. Обучение через игровую или практическую деятельность.

7. Повышение интереса учащихся к учёбе.

8. Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.

От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы. Я использую простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной теме я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал.     Для тренировки  берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, некоторым ученикам то или иное задание  надо решить по алгоритму 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. 

Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую ,      материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.

Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. Система внешнего мониторинга показывает реальную картину качества знаний учащихся, помогает скорректировать работу.

Репетиционные курсы в 10-11 классах.

Репетиционные курсы необходимы как в 10, так и в 11 классах. В 11 классе отдаю предпочтение программе курса , предназначенного для подготовки старшеклассников к написанию сочинения. Программа содержит тематическое планирование, систему подготовки к сочинению.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа включает в себя консультирование «сильных» учащихся, работу по анализу написанных учащимися сочинений (в 11 классе обязательным для учащихся является создание одного сочинения в неделю), работу со слабоуспевающими учащимися.

К индивидуальной работе с учащимися отношу онлайн-консультации и Интернет-ресурсы.

Онлайн-консультации провожу при помощи электронной почты. Такая работа позволяет ученику в домашних условиях получать необходимые знания. Эта форма работы только начинает развиваться в нашей школе, но у нее, безусловно, большое будущее.

Интернет-ресурсы - отличная возможность саморазвития, бесплатного и комфортного восполнения пробелов по предмету. Для работы в таком режиме я на сайте «Решу ЕГЭ» создала журнал учащихся 11 и 10 классов, из предлагаемого банка заданий формировала работы для каждого учащегося. Быстро, удобно, комфортно.

Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Позитивная динамика результатов экзаменов убедительно доказывает, что  данная система  эффективна.

     Дорогие коллеги,  я поздравляю вас с новым учебным годом! Искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег,  успешного воплощения самых смелых творческих замыслов. 




Предварительный просмотр:

Рабочая программа,

реализующая ФГОС ООО,

внеурочной деятельности

«Развитие речи»

для 5 9 классов

(базовый уровень)

с.Бай-Даг

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Развитие речи»  составлена для обучающихся 5-9 классов на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленной на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • подвести  учащихся к осознанию потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
  • научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.
  • научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности   (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
  • научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала;
  • научить самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия  и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления;
  • сформировать умение строить логическое рассуждение при пунктуационном разборе сложного предложения, устанавливать причинно-следственные связи при определении вида придаточных;
  • научить  правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, работа в группе, в паре, рефлексия).
  • научить видеть структурно-семантические особенности сложноподчиненных предложений с придаточным условия;
  • научить конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным условия;
  • научить находить сложноподчиненные предложения с придаточным условия в текстах разных стилей речи;
  • научить использовать в своей речи данные синтаксические конструкции.
  1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

5 класс

В результате изучения курса русского языка учащиеся  научатся:

  • определять основные изучаемые единицы языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
  • особенности ударения в русском языке;
  • основные правила орфоэпии;
  • основные способы образования слов;
  • основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
  • правила русской орфографии;
  • морфологические признаки частей речи;
  • нормы употребления в речи языковых единиц;
  • виды словосочетаний;
  • виды предложений;
  • основные группы пунктуационных правил;
  • признаки текста.

В результате изучения курса русского языка учащиеся 5 класса получат возможность научиться:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
  • правильно произносить широко употребляемые слова;
  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
  • определять способы образования разных частей речи;
  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • определять синтаксическую роль всех частей речи;
  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
  • строить пунктуационные схемы предложений.

6 класс

 В результате изучения данного курса учащийся  должен

иметь представление:

  • о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
  • о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

В результате изучения курса русского языка учащиеся 6 класса научатся:

  • определять основные понятия культуры речи, основные качества речи;
  • показатели индивидуальной культуры человека;
  • языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
  • основные нормы литературного языка; - назначение речевого этикета;
  • значение различных видов словарей в жизни человека;
  • качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

7 класс

В результате изучения курса русского языка учащиеся  научатся:

  • приводить примеры из художественной литературы о значении, красоте и богатстве русского языка как языка родной страны и культуры. составлять тексты собственного сочинения различной тематики.;
  • отличать устное общение от письменного;
  • составлять диалог, монолог, полилог;
  • находить образные средства в тексте;
  • различать широкие и узкие темы;
  • составлять различные планы к любому из предложенных текстов;
  • правильно читать текст, определять микротему абзаца;
  • находить и определять средства связи предложений в тексте;
  • определять типы связи предложений в тексте, составлять текст с использованием каждого из типов;
  • определять стиль речи и доказывать свою точку зрения;
  • анализировать текст, выделять в нем проблему и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
  • получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
  • научатся работать над сжатием исходного текста;
  • смогут проводить различные виды анализа текста. 

8 класс

В результате изучения курса русского языка учащиеся научатся:

  • находить в словах изученные орфограммы,
  • уметь обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

9 класс

В результате изучения курса русского языка учащиеся научатся:

  • применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;
  • строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст разными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение - работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.

  1. Содержание программы внеурочной деятельности

5 класс

Секреты устной речи. Фонетика. Интонация (7 часов)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи.

Какова роль интонации в устной речи.

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Контрольная 1. Практическая 1.

Загадки русского словообразования.

Морфемика. Словообразование. Этимология (6 часов)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

Этимология слов. Работа со словарями.

Сказочные превращения.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

 Контрольная 1. Практическая 1.

Секреты письменной речи.

Графика. Орфография. Пунктуация (5 часов)

Зачем нужно знать алфавит.

В чём секрет правописания морфем.

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Контрольная 1. Практическая 1.

Тайны русского слова. Лексика. Фразеология (5 часов)

На какие группы делится словарный состав русского языка

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

О чём рассказывают фразеологизмы

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Практическая 2.

Секреты морфологии и синтаксиса (6 часов)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

В чём секрет глагола и его форм.

Как отличать грамматические омонимы.

Какими бывают предложения.

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

 Практическая 2.

Речевой этикет (3 часа)

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Практическая 2.

Обобщающее занятие (2 часа)

Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник, который  проводит мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Контрольная 1. Практическая 1.

6 класс

Из истории русского языка. (4 часа)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса.

Беседа 1. Практическая работа 1.

«Вначале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века.

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

Литературный язык и местные говоры.

Лексические диалектные различия и их типы.

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

 Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Молодёжный сленг и отношение к нему.

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. 

Практическая работа 3.

«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим?

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

Как правильно употреблять слова.

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Напиши письмо Другу.

Практическая работа 2.

Качества хорошей речи (7 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

Ударение в словах.

Орфоэпические нормы русского языка.

История современных знаков препинания.

Трудно ли говорить по – русски?

«Наш дар бессмертный - речь».

Итоговое занятие.

Практическая работа 3 . Беседа 1.

7 класс

Язык и речь (5 часов)

Язык и речь. Почему человек умеет говорить.

Русский язык среди других языков мира.

Изобразительные возможности языка.

Речь устная и письменная.

Монолог. Диалог. Полилог.

Практическая работа 1.

Единицы языка (3 часа)

Слово как универсальная единица языка.

Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений.

Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

Практическая работа 2.

Текст и его основные понятия (7 часов)

Текст. Тема текста.

Микротема и абзац. Темы широкие и узкие.

Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема.

Средства связи предложений в тексте.

Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

Основная мысль текста.

Текст как целостное композиционное единство.

Практическая работа 3.

Стили речи (15 часов)

Стили речи.

Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.

Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.

Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

Художественный стиль речи и его структура.

Сжатие текста художественного стиля.

Приемы сжатия. Составление текста по образцу.

Сочинение-рассуждение по художественному тексту.

Структура сочинения - рассуждения.

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Научный стиль речи и его структура.

Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.

Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

Практическая работа 7.

Система работы над текстом (4 часа)

Основные виды работы с текстом.

Виды анализа текста.

Комплексный анализ поэтического текста.

Комплексный анализ прозаического текста.

Практическая работа 2.

8 класс

О слове (5 часов)

Из истории письменности.

Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.

Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь. Работа с этимологическим словарём.

Практическая работа 4.

Старое и новое в слове (9 часов)

Народное слово в литературном языке.

Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.

Практическая работа 3.

Слово и его системные отношения (5 часов)

Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.

Лингвистические словари.

Практическая работа 3.

Лексическое богатство русского языка (10 часов)

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы и  антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Работа с толковыми словарями.

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Практическая работа 7.

Речевая культура. (5 часов)

Языковые нормы:орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.

Практическая работа 1.

9 класс

Вводное занятие (1 час)

 Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ГИА в новой форме.

Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе (2 часа)

Практическая работа 1.

Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста (8 часов)

Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка  рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка  к написанию сжатого  изложения. Обучение приемам   компрессии    текста. Отработка приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

Практическая работа 3. Контрольная работа 1.

Сочинение на лингвистическую тему.

Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы (4 часа)

Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.

Практическая работа 1. Развитие речи 1.

Сочинение-рассуждение по тексту.

Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы (4 часа)

Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.

Практическая работа 1. Развитие речи 1.

Работа с тестовыми заданиями ОГЭ (6 часов)

Решение заданий.

Понимание текста. Целостность текста. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология». Выразительно-изобразительные средства языка.

Практическая работа 2.

Работа с тестовыми заданиями ОГЭ (5 часов)

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.  Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Практическая работа 1. Контрольная работа 1.

Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к контрольной работе (4 часа)

Контрольная работа в формате ОГЭ

(сжатое изложение, тестовые задания, сочинение) 2 часа


  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

5 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Общее кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности

учащихся

Контрольных

работ

Лабораторных, практических работ

11

Секреты устной речи. Фонетика. Интонация.

7

1

1 п/р

Наблюдение, лингвистические игры, индивидуальные задания.

22

Загадки русского словообразования.

Морфемика. Словообразование. Этимология.

6

1

1 п/р

Подготовка сообщений, практические задания.

3

Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация.

5

1

1 п/р

Индивидуальная и групповая работа, исследование, проблемно-поисковые задания.

4

Тайны русского слова. Лексика. Фразеология.

5

2 п/р

Подготовка сообщений, практические задания.

5

Секреты морфологии и синтаксиса. Морфология. Синтаксис.

6

2 п/р

Подготовка сообщений, практические задания.

6

Речевой этикет.

3

2 п/р

Индивидуальная и групповая работа.

7

Обобщающее занятие

1

1 п/р

Лингвистические игры.

6 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Общее кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности

учащихся

Контрольных

работ

Лабораторных, практических работ

11

Из истории русского языка.

4

1 п/р

Наблюдение, лингвистические игры, индивидуальные задания.

22

«Вначале было слово…»

13

1 п/р

Подготовка сообщений, практические задания.

3

«Слово – понятие, слово – творчество».

10

1 п/р

Индивидуальная и групповая работа, исследование, проблемно-поисковые задания.

4

Качества хорошей речи.

7

3 п/р

Подготовка сообщений, практические задания.

7 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Общее кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности

учащихся

Контрольных

работ

Лабораторных, практических работ

11

Язык и речь.

5

1 п/р

Конспектирование, составление планов, тезисов. Работа со словарями. Подбор высказываний писателей и поэтов о русском языке. Составление монологов, диалогов, полилогов по предложенной теме.

22

Язык и его единицы.

3

2 п/р

Подготовка сообщений, практические задания. Моделирование, конструирование текстов. Работа со словарями.

3

Текст и его основные понятия.

7

3 п/р

Создание собственных текстов, выразительное чтение вслух. Беседа по вопросам.

4

Стили речи.

15

5 п/р

Работа со словарями. Определение стиля по его характерным признакам. Подготовка сообщений.

5

Система работы над текстом.

4

2 п/р

Подготовка сообщений, практические задания.

8 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Общее кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности

учащихся

Контрольных

работ

Лабораторных, практических работ

11

О слове.

5

4 п/р

Конспектирование, составление планов, тезисов. Работа со словарями. Работа с источником информации.

22

Старое и новое в слове.

9

3 п/р

Ролевая игра. Моделирование, конструирование текстов. Работа со словарями.

3

Слово и его системные отношения.

5

3 п/р

Выполнение и защита практических работ.

4

Лексическое богатство русского языка.

10

7 п/р

Работа со словарями. Подготовка сообщений.

5

Речевая культура.

5

1 п/р

Подготовка сообщений, практические задания.

9 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Общее кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности

учащихся

Контрольных

работ

Лабораторных, практических работ

11

Вводное занятие.

1

Выполнение и защита практических работ.

22

Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.

2

1 п/р

Опрос по индивидуальным задания, контроль знаний - тестирование Выполнение и защита практических работ.

3

Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста.

8

1

3 п/р

Опрос по индивидуальным задания, контроль знаний - тестирование Выполнение и защита практических работ.

4

Сочинение на лингвистическую тему.  Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы.

4

1 п/р, 1р/р

Выполнение и защита практических работ.

5

Сочинение-рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы.

4

1 п/р, 1р/р

Выполнение и защита практических работ. Типология ошибок.

Работа с тестовыми заданиями  ОГЭ.

6

2 п/р

Выполнение и защита практических работ.

Работа с тестовыми заданиями  ОГЭ.

5

1

1 п/р

Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к контрольной работе.

4

1

Выполнение и защита практических работ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ГИА

Из опыта работы. Тематическая тетрадь по алгебре 7 кл...

Система подготовки к ГИА в 9 классе

В материале показано как можно организовать подготовку к ГИА.Метериал в виде презентации....

Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

Система подготовки к ГИА

Система содержит основные направления подготовки к ГИА  по истории в 9 классе. В ней обозначены оптимальные формы организации учебной деятельности, проблемный подход в изучении некоторых вопросов...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе

Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....

Система подготовки лидеров в детском общественном объединении

Система подготовки лидеров в детском общественном объединенииВ работе представлен следующий материал: основные понятия, основные формы работы с активом: тренингишкола активапрофильная смена...

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...