Урок "Диалог со счастьем"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Нестерова Наталия Валериановна

Урок подготовки к сочиненинию 15.3 на основе лингвокультурологического подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_so_schastem.rar925.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Класс: 9

Тема «Диалог со Счастьем» (подготовка к сочинению 15.3)

Цели: Общеобразовательные: познакомить учащихся с концептом «счастье».
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: воспитывать читательскую культуру подростка, позволяющую
постигать эстетику и этику слова.
Задачи урока:
1) дать объяснение понятию «счастье»;
2) проанализировать концепт «счастье» на примере фольклорных и поэтических текстов;
3) подготовить к написанию сочинения 15.3  «Что такое счастье?»

Ход урока

  1. Орг. момент
  • Вы знаете, ребята, я не устаю поражаться тому, как удивительна наша жизнь. Ведь еще вчера мы представления не имели друг о друге, а сегодня мы одна команда. Меня зовут Нестерова Наталья Валерьевна, и я очень рада новому знакомству. Надеюсь, так же как и вы. Да?

  1. Создание творческой мотивации
  • Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами стихотворение Феликса Кривина. Давайте выполним задание к нему.
  • Используя материал для справок, вставьте вместо пропусков абстрактные существительные, обозначающие чувства. Назовите изобразительный прием, лежащий в основе стихотворения. Предложите свой вариант названия.

Хмурится ___________ на кого-то,
___________ бушует,
закипает _____________,
плачет _____________,
трудится ________________,
и __________________ не смыкает глаз.
Мечется по миру ________________________,
всем сердца и души теребя...
Мирно спит одно ________________________,
сытое, влюбленное в себя.                                         
 

Материал для справок: горе, надежда, забота, обида, беспокойство, страсть, гнев, самодовольство.

  • Правильно, стихотворение называется «Чувства». В основе стихотворения лежит метафора
  • Человек испытывает множество чувств. Так о каком же мы будем сегодня говорить? Посмотрите на слайд.  
  • Догадались ли вы, кто это? Это Фортуна - богиня счастья и удачи
  • Правильно. Разговор у нас сегодня пойдет о счастье.
  • Скоро нам предстоит сдавать ОГЭ. Третья часть экзамена - это сочинение-рассуждение. Одной из тем сочинения является «Что такое счастье?»
  • Сегодня мы с вами поработаем только над тезисом и комментарием, так как время наше ограничено.

 

  1. Составление «Портрета Счастья» (заполнение таблицы)
  1. Словарный портрет
  • Чтобы составить словарный портрет, обратимся к словарям (толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов)

Счастье – 1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения;
2) успех, удача. (Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой)

Счастье – 1) состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни,
от удовлетворения жизнью; то же, как воплощение чувства любви;
2) успех, удача (случайная);
3) участь, доля, судьба. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова)

Счастье – 1) рок, судьба, часть и участь, доля;
2) случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле;
3) благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь.
(Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля)

  • Обратимся к этимологии слова «счастье» (Слайд)

Справка: Сча́ стье Праслав. *sъčestь̂je объясняют из *sъ- : др.-инд. su-«хороший» + *čestь «часть», т. е. «хороший удел». Сча́ стье — первонач. «доля, совместное участие» (Этимологический словарь М. Л. Фасмера).

  • Знаете ли вы, что слово «счастье» своим появлением обязано хлебу? Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье».

  1. Метафорический портрет (решение лингвокультурологических задач)

ЛКЗ №1. Письменно составьте световые метафоры со словом счастье, используя подходящие слова из данного ниже списка:
Светиться, засиять, луч,  потемнеть, озариться, вспыхнуть, купаться, испариться.
Ключ: светиться от счастья, засиять от счастья, луч счастья, солнечное счастье, озариться от счастья, счастье испарилось.

ЛКЗ №2. Письменно составьте водяные метафоры со словом счастье, используя подходящие слова из данного ниже списка:
Океан, потемнеть, тонуть, захлебнуться, , озариться, вспыхнуть, купаться.
Ключ: океан счастья, брызги счастья, бурное счастье, тонуть в счастье, захлебнуться счастьем, неисчерпаемое счастье, купаться в счастье, водопад счастья.

ЛКЗ №3. Прочитайте текст. Выпишите глагольные метафоры счастья. Назовите его текстовые синонимы.

С малых лет Настена, как и всякий живой человек, мечтала о счастье для себя, наделяя его своим, с годами меняющимся представлением. Пока ходила в девках, и счастье её тоже гуляло легко и свободно, в любой момент оно могло нагрянуть отовсюду, все четыре стороны для него были распахнуты. Так и грезилось: она стоит посредине, а оно, заигрывая, подлетает то слева, то справа, дразнит, щекочет мимолётным ласковым касаньем, зовёт за собой и до поры, оставив обещание, отлетает. Так его было много, столько в нём чудилось красивой, непознанной радости, столько любви и удовольствия, что не терпелось тут же окунуться в него и купаться, купаться, тратя напропалую каждый день и каждый час, чтобы не оставить после себя сиротою… (В. Распутин).

ЛКЗ №4. Найдите в текстовых фрагментах сравнения и определите способ их
выражения.
1) Счастье — словно взгляд из самолета. / Горе видит землю без прикрас. / В
счастье есть предательское что-то — / горе человека не предаст. (Е. Евтушенко)
2) Да, я вижу, да, я знаю: в этой жизни счастья нет. / Счастье брезжит, как мерцанье умирающих планет. (К. Бальмонт)

3)А счастье катится, как обруч золотой,
Чужую волю исполняя… (О. Мандельштам)

4)Что такое семейное счастье? Это редкое, очень прихотливое растение, за которым нужен постоянный, очень заботливый уход. (Л. А. Авилова. А. П. Чехов в моей жизни (1910-1940)

5) Но почему он оставлял это свободное место в душе? В ожидании, что счастье влетит в него, как ласточка. (Фазиль Искандер. Понемногу о многом)

6) Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. Счастье сидело в ней пушистым котенком. (А. С. Грин. Алые паруса (1922)

ЛКЗ №5. Подберите эпитеты к слову Счастье («Прием пяти чувств»)

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите их в три  столбика.

Ассоциации

Звуковые

Цветовые

Вкусовые

ЛКЗ №6.  Давайте посмотрим, как проявляется концепт «счастье» в художественной
картине мира русских поэтов. Познакомимся со стихотворением Э. Асадова «Что такое счастье?». В чём для каждого заключается счастье? Каким бывает счастье? Какого человека, по-вашему, можно назвать счастливым?

Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

 Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

  • Послушайте стихотворение И. Бунина «Вечер» (читает учитель)

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

  • В чем для поэта заключается счастье?
  • А что для вас, ребята, счастье? (ответы детей)

  1. Создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество)
  • Я думаю, что собрали достаточно материала для нашего тезиса и комментария. Самое время приступить к творчеству.
  • Тезис, ребята, можно написать разными способами. Сейчас мы с ними познакомимся. (Слайд)
  • Давайте попробуем все способы (по группам или парам)
  • Наш тезис, ребята, нужно прокомментировать. Для этого следует обратиться к «Портрету Счастья», рассмотреть источники счастья и подобрать метафоры. (Пишут комментарий: для одних счастье – это…, для других счастье – это…)

  1. Рефлексия
  • Понравился ли вам наш сегодняшний разговор?
  • Что вы открыли для себя за эти 20 минут?
  • А вы счастливы?
  • Я вам всем желаю бесконечного счастья!

Д/з: 

  1. Напишите дома письмо другу-иностранцу  «Встреча со Счастьем»
  2. Прочитайте строки Н.Н. Асеева. Готовы ли вы подписаться под ними? Какую «формулу счастья» хотелось бы вам предложить миру?

Что такое счастье? Соучастье

В добрых человеческих делах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-экспромт "В чем счастье человеческое"

Классный час-экспромт «В чем счастье человеческое» познакомит учащихся 5-6 классов с понятием «счастье». ...

"Счастье учителя в учениках"

Эссе представлено на  районном конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2005"....

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

"Что такое счастье?"

Презентация к замечательному стихотворению Эдуарда Асадова.Перед просмотром советую увеличить размер фото в презентации. (Фотографии и картинки сжаты, чтобы загрузить на сайт)...

Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)

Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья

Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...