Исследовательская работа по русскому языку на тему "Фразеология"
проект по русскому языку (5 класс)

Нанарова Оксана Александровна

Изучено значение фразеологизмов, их происхождение, употребление в речи, предложено  решение  практических задач. Материалы и выводы могут быть использованы при  проведении уроков при изучении раздела "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon frazeologiya.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интересная фразеология» Работу выполнили ученицы 5 «А» класса- Политова Софья, Энгель Софья , Бурнашова Софья, Митько Елизавета и Каслина Милана

Слайд 2

Введение Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение. Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, человек в своей речи использует фразеологизмы. Фразеологизмы в русском языке в повседневной речи употребляются достаточно часто. Порой люди не замечают, что произносят эти устойчивые выражения - настолько они привычны и удобны. Употребление фразеологизмов придает речи живость и красочность. К сожалению, речь современных детей отличается бедностью словарного запаса, в ней зачастую вовсе отсутствуют фразеологизмы. Фразеологизмы помогают четко выразить мысль, придают речи образность.

Слайд 3

Актуальность В повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. Некоторые не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их значений.

Слайд 4

Цели проекта Доказать, что фразеологизмы важны для речи человека, объяснить, значение форазеологизмов и их происхождение

Слайд 5

Задачи Исследовать фразеологические словари Провести анализ самых часто используемых фразеологизмов и узнать их значение Произвести поиск необходимой информации о фразеологизмах

Слайд 6

Объект исследования Устная речь и материалы анкетирования носителей языка Методы работы Поисковые методы, изучение и анализ литературы фразеологизмы Предмет исследования

Слайд 7

Практическая значимость проекта Создание фразеологического словаря Презентация «Фразеологический словарь» Продукт

Слайд 8

Гипотеза Мы предполагаем ,что в фразеологизмы-это проявление мудрости народа и его лингвистического чутья

Слайд 9

1) Что такое фразеологизмы Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы) . Фразеологизмы могут быть многозначны. Пример: поставить на ноги: 1. вылечить, избавить от болезни. 2. вырастить, воспитать, довести до самостоятельности. 3. заставит активно действовать, принимать деятельное участие в чём–либо. 4. укрепить экономически, материально.

Слайд 10

2)Какими бывают фразеологизмы По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими , другие-заимствованными. Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения. Главным источником русской фразеологии являются свободные словосочетания , которые , употреблялись в переносном значении, становяться фразеологизмами.

Слайд 11

Фразеологизмы исконно русского характера 1)Соль земли (наиболее выдающиеся представители народа, цвет общества), Не от мира сего (не приспособленный к жизни, далёкий от её забот), 2)На сон грядущий (перед сном), 3)Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь). 4) Смотреть сквозь пальцы

Слайд 12

Происхождение фразеологизмов Основная часть фразеологизмов русского языка исконно русского происхождения, источником их является, например, профессиональная речь ( точить лясы, бить баклуши, без сучка и задоринки, снять стружку, сесть на мель, играть первую скрипку) . Некоторые попали в литературный язык из жаргона (втирать очки, карта бита, идти ва-банк — у картежников) и разговорной речи. Некоторые фразеологизмы пришли из диалектов и связаны с трудом крестьянства (поворачивать оглобли, из кулька в рогожку, на воде вилами написано) .

Слайд 13

Немало фразеологизмов пришло из античной мифологической литературы (авгиевы конюшни, ахиллесова пята, дамоклов меч, прометеев огонь, танталовы муки) . Иногда заимствованные фразеологизмы употребляются без перевода: alma mater (лат. мать-кормилица) ; tabula rasa (лат. чистая доска; нечто нетронутое, абсолютно чистое) . Источником исконной фразеологии становятся обороты из произведений писателей: счастливые часов не наблюдают (Александр Грибоедов) ; дела давно минувших дней (Александр Пушкин) ; а ларчик просто открывался (Иван Крылов) ; рыцарь на час (Николай Некрасов) ; живой труп (Лев Толстой) ; человек в футляре (Антон Чехов) ; Человек — это звучит гордо! (Максим Горький)

Слайд 15

Некоторые фразеологизмы заимствованы из старославянского языка: нести свой крест, соль земли, манна небесная, Фома неверующий и отображали суеверные представления наших предков Так, например, фразеологизм ни пуха ни пера (пожелание кому-либо удачи, успеха в каком-либо деле). Первоначально это было пожеланием удачи охотнику, отправляющемуся на охоту, высказанное в отрицательной форме, чтобы не «сглазить», если пожелать прямо удачи. С языческими верованиями связано, как полагают, выражение «после дождичка в четверг», т.е. никогда. Четверг у славян был днём Перуна, бога грома, и в засуху в этот день ожидали дождя, но поскольку мольбы не достигали Перуна, родилось это выражение, окрашенное печалью и сожалением. От пословиц также образовалось множество фразеологизмов: «гоняться за двумя зайцами» (за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь), «бабушка надвое сказала» (бабушка гадала да надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет).

Слайд 16

Устное народное творчество также богатый источник русской фразеологии. Из народных сказок пришли фразеологизмы: сказка про белого бычка – «бесконечное повторение одного и того же» , при царе Горохе – «очень давно», Кощей бессмертный – «очень худой и страшный человек» и другие. Основным источником фразеологизмов исконно русского происхождения является, например, профессиональная речь (точитъ лясы, бить баклуши, без сучка и задоринки, снять стружку, сесть на мель, играть первую скрипку) . После Октябрьской революции, в советское время, возникает много фразеологизмов, связанных с техникой (спускать на тормозах, набирать высоту, винтика не хватает), с развитием спорта (забивать гол в свои же ворота, приходить к финишу, запрещенный прием, второе дыхание).

Слайд 17

Многие фразеологизмы имеют своим источником богослужебные книги (святая святых, исчадие ада, по образу и подобию, глас вопиющего в пустыне, земля обетованная).

Слайд 19

Развитие языка отражается в изменении лексики и фразеологии. Если исчезает явление, с которым связано общее значение фразеологизма, или устаревают слова, составляющие фразеологизм, устаревает весь фразеологический оборот. Новые фразеологизмы отражают события нашей жизни. Каждое важное событие находит свое отражение в русской фразеологии: возьмем выражение «выйти на орбиту», появившееся в связи с развитием полётов, означающее «добиться успехов».

Слайд 20

Фразеологизмы в других языках Часто фразеологизм является достоянием только одного языка, но, несмотря на, это они схожи по смыслу, например: 1)Белая ворона-Баран на пяти ногах ( французский язык) 2)обманывать самого себя- красть ,колокольчик затыкая себе уши(китайский язык) 3)ждать у моря погоды-дожидаться зайца под деревом(китайский язык )

Слайд 26

Прометеев огонь

Слайд 31

Геркулесовы столбы

Слайд 36

Древнерусские фразеологизмы

Слайд 49

Древнеримские фразеологизмы пришедшие в наш язык

Слайд 54

Библейские фразеологизмы

Слайд 55

Создание фразеологизмов знаменитыми людьми 1)Антон Чехов - На деревню дедушке ; Двадцать два несчастья. 2)Николай Лесков – Подковать блоху. 3)Александр Крылов – Рыльце в пуху. 4)Лев Толстой – Плоды посвящения ; он пугает, а мне страшно. 5)Николай Гоголь – Я тебя породил, я тебя и убью

Слайд 56

Задание для класса: определите значение фразеологизмов Соль земли Крокодильи слёзы Водить за нос Бить баклуши Белая ворона Беречь как зеницу ока Когда рак на горе свистнет Сесть в калошу Подложить свинью

Слайд 57

Задание 2 « Собери фразеологизм» Как сельдей в Изобилия Крокодильи Баклуши Бить Слезы Рог Ведра Льет как из Свинью Подложить бочке Как баран на новые Уши Развесил Ворота

Слайд 58

Задание 3 «Найди лишний фразеологизм» 1)Соль земли , не от рода сего, как зеницу ока , крокодильи слёзы. 2)Собачий холод, кот наплакал, крокодильи слезы, бить баклуши 3)Рог изобилия, пруд пруди, кот наплакал , золотая жила 4)Делать из мухи слона , бить баклуши, водить за нос, собачий холод 5)Водить за нос, золотые руки , соль земли , уши развесить

Слайд 59

Продолжи Не в своей ..…….. Спустя ……. Душа в …….. Взять быка за ……… Как рыба в …….. Как рукой ……. Жить ………. Рог …… У черта на ……..

Слайд 60

Вставь пропущенные слова Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся) ; как ... на голову (снег, дождь, град) ; намылить ... (руки, шею, голову) ; выеденного ... не стоит (огурца, яйца, яблока) ; как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной) ; как ... на сене (овца, собака, корова) ; сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего) ; как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

Слайд 61

Заключение Работая над этой темой, мы получили более полное представление о фразеологизмах, научились находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также мы научились работать со словарями, использовать информацию из интернета. Изучая эту тему, мы узнали много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа, его традициях, обычаях. На основании аналитического сопоставления исследовательских материалов сформулированы выводы- 1)Знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи 2)Они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной. Цель нашей исследовательской работы достигнута -мы узнали откуда произошли фразеологизмы и какими они бывают, создали фразеологический словарь Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены -Мы изучили словари, сделали анализ фразеологизмов.Выдвинутая гипотеза подтверждена – фразеологизмы действительно украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой. Итогом работы стало создание фразеологического словаря в картинках. Материалы и выводы могут быть использованы при проведении уроков, семинарных занятий, во внеклассной работе по русскому языку , истории и литературы

Слайд 62

Список использованной литературы Википедия-http://encyclopaedia.bid/википедия/Фразеологизм Электронный словарь фразеологизмов-http://www.onlinedics.ru/slovar/frazeolog.html Mail.ru -https://otvet.mail.ru/question/47607851 Словарь фразеологизмов-http://fraze.ru/index.php/frazeologizm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Лингвистический анализ названий улиц города Ржева Тверской области"

Анализ языкового материала (названий улиц города Ржева) с лингвистической точки зрения: - фонетические, словообразовательные, морфологические, грамматические особенности онимов, названий улиц.Выя...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Исследовательская работа по русскому языку на тему «Утерянные буквы русского алфавита.»

Актуальность моего  исследования определяется тем, что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и д...

Научно-исследовательская работа по русскому языку по теме "Лексический анализ годонимов города Тары"

В данной работе мы исследовали нименования годонимов-улиц г. Тары. Изучив архивные документы, мы  узнали, что в нашем городе 201 улица, из них переулков - 7, площадей и скверов - 3. часть улиц но...

Исследовательская работа по русскому языку на тему "Волшебные слова". 5 класс

  С  раннего детства нам говорят о том, что существуют «добрые, волшебные слова»,  и мы свято верим в их магическую силу.  Что это за слова?  Почему они называются волш...

Исследовательская работа по русскому языку на тему "Волшебные слова". 5 класс

  С  раннего детства нам говорят о том, что существуют «добрые, волшебные слова»,  и мы свято верим в их магическую силу.  Что это за слова?  Почему они называются волш...

Исследовательская работа по русскому языку на тему "ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!"

Исследовательская работа по русскому языкуГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!...