Самоанализ урока.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Панова Дарья Сергеевна

Самоанализ урока русского языка в 7 А классе на тему "Простые и составные предлоги".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 7 классе.

Составил учитель русского языка и литературы Панова Д. С.

Урок русского языка проводился в 7А классе. Учащиеся этого класса имеют средние способности по предмету. Многие имеют кратковременную память. Но во время работы в паре они чувствуют себя более комфортно. Поэтому во время планирования урока учитывались реальные учебные возможности детей. Атмосфера в классе доброжелательная, дети настроены на продуктивную работу.

Тема урока: «Предлоги простые и составные»

Цель урока: Дать представление о простых и составных предлогах,; проверить знание учащихся по теме «Предлог»; продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Были поставлены следующие задачи:

1.Обучающие:

- сформировать умения определять простые и составные предлоги, выявлять их в тексте и в речи различных стилей

- выполнять упражнения на орфографическую зоркость.

2.Развивающие:

-развивать логическое мышление и языковое чутье.

-способствовать  развитию навыков самостоятельной, парной работы;

-умения находить наречие в тексте, использовать в своей речи наречия.

3.Воспитательные:

-воспитывать и формировать трудовые, нравственные, эстетические качества учащихся;

- воспитывать коллективизм, гражданское самосознание; воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.

Были сформированы следующие УУД:

Личностные - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, формирования границ собственного знания и «незнания».

Познавательные:

- структурирование знаний;

– анализ объектов с целью выделения признаков.

- выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме.

- чтение и слушание с  извлечением нужной информации,

- самостоятельное нахождение информации в учебнике.

Метапредметные:

1.Развитие познавательных УУД:

выделять и формулировать  познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи, создавать алгоритм деятельности.

2.Совершенствование коммуникативных УУД:  

формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать  речевые  средства для решения различных коммуникативных задач.

3.Совершенствование регулятивных УУД:  

планировать решение учебной задачи, осуществлять текущий контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный  и полученный  результат, оценивать продукт своей деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: частично поисковый, проблемно-деятельностный.

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Оборудование: доска, мел, учебник, раздаточный материал.

Демонстрационный материал: картинки из книг, раздаточный

материал для индивидуальной работы и работы в парах.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

2. Лингвистическая разминка

3. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Целеполагание и построение и построение выхода из затруднения

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Домашнее задание

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.

На этапе актуализации знаний я способствовала возникновению на уроке проблемной ситуации. Формировались регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

В соответствии с требованиями к современному уроку, тема и цели занятия были сформулированы  обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.

На мой взгляд, выбранная  структура урока  является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.

Открытие новых  знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки умения находить предлоги в тексте подобран разнообразный дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, проблемные вопросы, самостоятельная работа учащихся, парная работа, исследовательская работа с текстом. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло заинтересованность  учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.

Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы (психологический настрой учащихся, постановка целей и задач на урок, фронтальный опрос учащихся) совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока. Также на уроке применялись методы обучения: наглядные , практические , проблемно-поисковый.

На данном уроке использовались технологии:

Первая стадия – вызов. На этой стадии я попыталась вовлечь детей в активную работу ( незнакомый текст, проблемный вопрос). Предлагалось прочитать высказывание, записанное на доске, лингвиста В.А. Богородицкого: «Предлоги – это слова «словечки отношений». Ответ на вопрос: как вы понимаете это выражение?

Второй этап – осмысление. Обучающимся были представлены иллюстрации из художественного произведения, по мотивам которых необходимо было составить предложения с предлогами.

На этапе – рефлексия нужно было дополнить предложения:

Я узнал сегодня на уроке…

Интересным показалось…

Полезным было…

Мне трудно было…

Я понял…

Я справился с заданиями…

Я выполнил…

- учебно-исследовательская технология (работа по исследованию текста);

- здоровьесберегающие технологии - чёткая дозировка учебной нагрузок, смена видов деятельности;

- технология коллективного сотрудничества – развивает умение работать в паре;

- технология личностно-ориентированного образования – даёт возможность каждому учащемуся реализовать себя на уроке, показать свои способности;

Иллюстрация текста, используемая в течение   урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла внимание учащихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению их в работу.

Для развития мотивации учащихся формировались навыки рефлексии и на промежуточных этапах, и в конце урока.

Для развития коммуникативной среды учащихся использовались приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы учащиеся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала учащихся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его.

На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся. Поскольку учащиеся класса обладают разными знаниями, умениями и навыками, то работа была рассчитана на три варианта ( простой, средний, сложный уровень). Было задано дифференцированное домашнее задание: параграф в учебнике упражнение или Составить тест по теме «Предлог»  для одноклассников (на выбор).

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась в тетрадях и на специально разработанных карточках, которые были составлены как для отработки нового материала, так и для подготовки к ВПР.

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке, а так же работу одноклассника в тетради.

Наблюдалось преобладание поискового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим. Это явилось следствием созданной адаптивной образовательной среды,  позволившей не только организовать плодотворную деятельность, но и способствовавшей творческому саморазвитию личности.

  Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока. На учебном занятии для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовалась коллективная, парная, самостоятельная, индивидуальная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся. Коллективная, парная формы работы способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и индивидуальная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам, а также в индивидуальном  выборе практической деятельности.

Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; адаптивная образовательная среда, поддерживающая стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. На анализируемом уроке моя учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности учащихся.    

Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовало хорошее владение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками; соответствующее эмоциональное состояние, созданное в начале урока. Высокий уровень познавательной активности учащихся обеспечивался за счет нетрадиционной формы проведения урока.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.

Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...