Обобщенно-личное предложение
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Зотова Елена Алексеевна

По УМК  Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenno-lichnoe_predlozhenie.docx68.06 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8.

УМК  Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич.

Учебник: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.  М. Просвещение  2017 г.      

Раздел: Простое предложение.

Подраздел: Односоставные предложения с главным членом – сказуемым.

Тема урока: Обобщенно-личные предложения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понятия: односоставные предложения, определенно-личные и неопределенно-личные предложения, грамматическая основа, разговорная речь.

Методы и приемы: беседа, репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый.

Технологии: ИКТ, развивающего критического мышления, здоровьесберегающая.

Межпредметные связи: русский язык и литература.

Цель: создать условия для формирования умения различать обобщенно-личные предложения по смысловым и грамматическим признакам.

Планируемые результаты:                                                                              

Предметные: знать основные синтаксические признаки обобщенно-личных предложений, их значение, сферу употребления;

Метапредметные: применять для решения учебных задач урока мыслительные операции (сравнение,  анализ, выявление причинно-следственных связей), делать обобщения и выводы (познавательные УУД); определить  цель деятельности на уроке, решать учебные задачи, оценивать свои действия (регулятивные УУД); участие в учебном диалоге с учителем и одноклассниками, выдвижение версий, выражение мыслей (коммуникативные УУД).

Личностные:

Преодоление трудностей, возникших при изучении данной темы; применять знания при составлении устного или письменного ответа; использовать полученные навыки  в ГИА.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

2 минуты

Приветствует обучающихся, приглашает занять свои места. Создает положительный настрой на работу.

Эпиграф

Берегите друг друга
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте
.
Ольга Высотская

Зачитывает эпиграф.

Приветствуют учителя, рассаживаются по местам, проверяют готовность к уроку.

Познавательные:  Желание узнать новое, проявление внимания, положительный настрой на работу

Актуализация знаний

3 минуты

Беседует с ребятами о содержании эпиграфа (предлагает с пониманием подойти к работе, лояльно принимать версии ответов).

 Предлагает в листах обратной связи записать фамилии и проставить дату. Объявляет о том, что на этом уроке ребята работают на листах обратной связи.

Демонстрирует слайд 1 с ребусом и просит дать ответ.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0040/0002f9f7-5cbdf938/img7.jpg

Сообщает о том, что этот термин будет иметь решающее значение в теме урока.

Предлагает предположить тему урока.

Определяют тему отрывка.

Изучают структуру листов, записывают данные.

Разгадывают ребус (пословица).

Высказывают предположения.

Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника.

Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся. Последовательное размышление и грамотные выводы.  

Познавательные УУД

Сформировать умение осознанное высказываться в устной форме, формулировать свойства.

Целеполагание

2 минуты

1 минута

1 минута

2 минуты

Если ребята правильно назвали тему, то проговаривает верный вариант и просит занести в листы обратной связи и выполнить задание 1. Если же тема не сформулирована, то уточняет темы предыдущих уроков, а далее предлагает выполнить  задание 1.

Слайд 2.

Делит задание на 2 части: нечетные предложения выполняет вариант 1, четные – вариант 2.

Объявляет о взаимопроверке в парах и выставлении первых отметок.

Предлагает устно подвести итог выполненной работе: какие предложения оказались в задании (нечет.- о/л, четн.- н/л). Задание 2: какими признаками обладают сказуемые в представленных предложениях. Выясняет «третьего лишнего» среди предложений.

Предлагает определить смысловое и грамматическое значение предложений-пословиц (обобщенное значение) и назвать тему урока. Совместно с ребятами обговаривает цель урока. Запись темы.

Возможна запись темы урока.

Работа над заданием 1 в листах обратной связи.

Выполняют задание: выделяют грамматические основы, определяют типы односоставных предложений.

Обмениваются листами и проверяют работу. Сверяют ответы с доской и выставляют отметки за это задание.

Характеризуют типы сказуемых, называют грамматические признаки определенно-личных и неопределенно-личных предложений. Называют «третьего лишнего» (пословицы).

Высказывают мнения.

Записывают тему урока, определяют цель урока.

Познавательные УУД

Сформировать умение строить логическое рассуждение, умение осознанно  высказываться в устной форме.

Регулятивные УУД 

Целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Изучение нового материала

1 минута

Беседа: Известен, кто выполняет действие? Может ли выполняться всеми?

Предлагает определить наклонение и форму глаголов-сказуемых в представленных пословицах.

К какому выводу мы приходим?

Отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на вопрос.

Познавательные УУД

формирование интереса к данной теме, формировать умение строить логические рассуждения.

Личностные УУД

формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные УУД: 

уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, контролировать полученный результат. 

2 минуты

Задание 3: Составить определение обобщенно-личных предложений, свериться с  таблицей на стр. 102.

Вывод: по форме сказуемые об/л предложений похожи на о/л и н/ предложения ( 1 и 2 л.ед и мн.ч.изъявит. и повелит. Наклонения или 3л. Мн.ч. изъявит накл)

Подводит к общему итогу: Об/л. предложения типичны для пословиц, поговорок, афоризмов и крылатых выражений.

Составляют определение.

Обращаются к таблице на стр.102,

Развитие умений

3 минуты

1 минута

Работа с учебником: упр.160.  Задание 4. Работа в парах: выбрать предложения  с действием,  имеющим отношение к обобщенному лицу, и записать глаголы-сказуемые, определив наклонение и форму глагола.

Какие слова можно вставить по смыслу, чтобы убедиться в предположении? (все, всякий, каждый).

Советуясь с соседом по парте, вычленяют предложения обобщенного значения и записывают сказуемые, определяя форму.

Предполагают местоимения обобщенного значения.

Коммуникативные: задавать вопросы, отвечать на вопросы, критически относиться к своей позиции, строить монологические высказывания.

Личностные УУД

Формировать умение оценивать жизненные ситуации.

Познавательные УУД

обобщать, выделять главную мысль, делать выводы.

Находить в действиях причину, называть признаки явления.

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Формировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3 минуты

   

Засиделись? Предлагает размяться и разделиться на группы по темам пословиц и поговорок: о дружбе (6), о труде (5), о добре (5), о семье (5).

Определяют тему своей пословицы и формируют группы для дальнейшей работы. Пересаживаются.

Познавательные УУД:

 формирование интереса к данной теме.

Личностные УУД:

 формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные УУД:

 уметь слушать и понимать речь других.

РегулятивныеУУД:

  1. формирование умения работать самостоятельно, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

4 минуты

1 минута

Объявляет задание. В группах обсудить пословицы и поговорки. Определить виды предложений (по видам сказуемых). На основе упр. 165 представить отличительные особенности об/л предложений.

2 минуты

Давайте вернемся к нашему эпиграфу и определим его тип.

Приходят к выводу, что эпиграф является об/л предложением.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги. Основываясь на баллах учеников, выставляет оценки; комментирует деятельность учащихся на уроке.

Слушают  учителя, , задают уточняющие вопросы.

Познавательные УУД 

систематизировать и обобщить закрепленные знания; оценить уровень подготовки.

Рефлексия

5 минут

Предлагает закончить урок рефлексией. Группы выбирают начало предложения и заканчивают его:

- сегодня я узнал…

- было трудно…

- я смог…

- меня удивило…

- мне захотелось…

-было интересно узнать… .

Продумывают предложенные строчки и озвучивают ответы.

Личностные УУД

Формирование умения оценивать ситуации

Познавательные УУД

Выделять существенную информацию

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Формирование позитивной самооценки.

Домашнее задание

Напоминает о том, что домашнее задание листах обратной связи в блоке 2.

Приложение.

О дружбе

С другом держись, а недруга берегись.

Друга на деньги не купишь.

Товарища в беде не оставляй.

Нет друга – ищи, нашёл – береги.

Какую чашу другу налил, такую и сам пей.

Для друга выпрягать из плуга.

Стой за друга всегда, всегда и везде!

О труде

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Работай до поту, поешь в охоту.

Люби дело — мастером будешь.

Откладывай безделье, а не откладывай дело.

О семье

В дружной семье и в холод тепло.

В семье разлад, так и дому не рад.

На что и клад, когда у мужа с женой лад.

Не имей сто динаров, имей двух родственников.

Люблю своих детей, но внуки милей.

О добре

Добру расти, худу по норам ползти

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Доброму гостю добрые и яства.

Добра желаешь, добро и делай!

Доброму слову — добрый ответ.

Лист обратной связи

Фамилия, имя __________________________________________________

Дата __________________________________________________________

Тема урока  _____________________________________________________

Блок1. Работа в классе

Этапы урока. Типы заданий.

Содержание заданий

Разбалловка

Баллы - отметки

Задание 1.  2 минуты

Выделите  грамматические основы, определите типы односоставных предложений. Нечетные предложения выполняет вариант 1,

четные – вариант 2.

1)Пойди, поклонись рыбке. (А.С. Пушкин)

2)Ведут ко мне коня. (А.С.Пушкин)

3)Люблю грозу в начале мая… (Ф.Тютчев)

4) Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю.Лермонтов)

5) Волка шапками не закидаешь.

6)Не по словам судят, а по делам.

5 – нет ошибок

4 – одна ошибка

0 – 2 и более ошибок

Задание 2. 1 минута

Сопоставьте сказуемые и ответьте на вопрос: какими признаками обладают сказуемые в представленных предложениях?  Найдите  «третье лишнее» среди предложений.  

Определили признаки – 5 баллов

Задание 3. 2 минуты

 Составить определение обобщенно-личных предложений

(учебник стр. 102)

Самостоятельно – 5 баллов,

с  учебником – 3 балла

Задание 4.  3 минуты

Работа в парах. Из упр.160. (из первых 4) выбрать предложения  с действием,  имеющим отношение к обобщенному лицу, и записать глаголы-сказуемые, определив наклонение и форму глагола.

1)

2)

3)

4)

5 – нет ошибок

4 – одна ошибка

0 – 2 и более ошибок

Задание 5.  3 минуты

В группах обсудить пословицы и поговорки. Определить виды предложений (по видам сказуемых). На основе упр. 165 представить отличительные особенности об/л предложений.

Активная работа – 5 баллов, далее по убывающей

Рефлексия.  5 минут

Итого:

Отметка:

Блок 2. Домашнее задание: упр.163.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.

ЦЕЛЬ: 1. Дать понятие о каждом из  типов предложений, указанных в теме;    о способах выражения главного члена в форме сказуемого;2. Научить отличать неопределенно-личные от о...

Карточки неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения 8 класс

Задание направлено на выработку умения различать неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме обобщенно-личные предложения.

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме обобщенно-личные  предложения....

Обобщенно-личное предложение

По УМК  Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич...

Обобщенно- личные предложения

ТемаОбобщенно- личные предложенияЦельПродолжить формирование знаний об односоставных предложениях, дать понятие об обобщенно-личных предложениях, формировать умения различать односоставные и двусостав...

Обобщенно-личные предложения

Презентация для урока русского языка в 8 классе...

Обобщенно-личные предложения

Конспект урока в 8 классе...