Конспект урока русского языка в 8 классе по теме обобщенно-личные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Хисамова Фания Фаузятовна

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме обобщенно-личные  предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Обобщённо-личные предложения

Цели:

1. Обучающая:

  • повторить изученное об односоставных предложениях ;
  • дать понятие об обобщённо-личных предложениях, о способах выражения сказуемого;
  • научить отличать предложения определенно- личные ,неопределённо-личные от обобщённо – личных;
  • показать роль обобщённо-личных предложений в речи;
  • закрепить полученные знания и провести их первичный контроль;
  • формировать умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающая:

  • развивать навыки устной речи;
  • развивать логическое мышление;
  • совершенствовать приемы учебной деятельности.

3. Воспитательная:

воспитывать внимание к слову, к товарищам, ответственное отношение к работе;

с помощью речевого коммуникативного дидактического материала подвести учащихся к осмыслению красоты и богатства русского слова.

Основной дидактический метод: проблемный, эвристический.

Оборудование: карточки с текстом;

Тип урока: урок-исследование

Эпиграф

Берегите друг друга
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
О.Высотская

Ход урока

І. Организационный момент

- Здравствуйте!

Вы хорошие, умные ребята. Мне очень хочется, чтобы сегодняшняя встреча с вами была не менее радостная и прошла в духе взаимопонимания, взаимоподдержки. Вы обязательно поймёте новую тему и выполните все задания. Начнем урок с улыбки. Улыбнемся друг другу и пожелаем ни пуха, ни пера.

Обращение к эпиграфу.

Проблемный вопрос: Почему именно такой эпиграф?

ІІ. Актуализация опорных знаний

  1. Лингвистическая разминка.

Послушать, съесть, глядеть, одеваться, предавать.

Слова какой части речи даны в диктанте?

(Зашифровано слово, которое нам понадобиться на уроке)

- Приставка  в первом слове- ПО, приставка во втором слоТве С, вторая буква третьего слова -Л, первая буква четвертого слова -О ,буква  из корня слова предавать- В+ суф.ИЦ и окончание Ы (Пословица).

- Найти «ошибкоопасные» слова - слова , в которых можно допустить ошибки при написании, назвать орфограммы.

- Для нашей с вами работы понадобятся и знания, полученные на предыдущих уроках. Чтобы возобновить их, выполним ряд заданий.

2. Мозковая атака

Какие предложения называются двусоставными? (В которых есть два главных члена предложения).

- Какие  предложения называются односоставными? (Один главный член-подлежащее или сказуемое).

-Какие предложения называются односоставными, двусоставными?    

3. Коллективная  практическая работа

Задание: Подобрать ключ  (Обозначить цифрами) к односоставным предложениям и двусоставным.  

предложения записаны двумя цветами)

  1. Друга на деньги не купишь.
  2. Никогда не бросай друга в несчастье.
  3. Ложь всегда губит настоящую дружбу.
  4. Я нашел настоящего друга.
  5. Нет друга - ищи, нашёл - береги.
  6. Верный друг никогда меня не подводил.
  7. Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
  8. Я никогда не оставлял своего друга в горести.
  9. Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.
  10. На сердитых воду возят.

Самопроверка   

- Какая подсказка ?

Двусоставные КЛЮЧ: 3,4,6,7,8

Односоставные КЛЮЧ :1,2,5,9.10

ІІІ. Восприятие и осознание теоретического материала по теме в процессе практической работы

1. Запись предложения на доске (односоставное, которое понравилось больше всех (мотивация почему?)

2. Исследование. Сопоставление, составление кластера(объяснение)

 (На доске перевернутый лист с надписью -Обобщенно- личные предложения слово,  слово обобщенно закрыто).

3. Синтаксический разбор предлолжения. (Выделение ГО)

-В наших данных односоставных  предложениях какой главный член присутствует?(сказуемое)

-А какие бывают типы предложений с главным членом сказуемым, какие вы выучили и знаете?(определенно-личные ,неопределенно-личные).Мы сегодня узнаем еще один тип односоставных предложений.

-Чем выражен главный член предложения сказуемое 

-Известно кто выполняет действие?

-Подразумевается тот, кто выполняет?

4. Определения типа односоставного.

-Может ли действие производится всеми, любым лицом? (может).

- Какие слова можно вставить ?

5. Составление кластера(Ребята в тетрадях, учитель на доске)

6. Вывод по кластеру- учащиеся

-Как могут называться такие предложения по значению?(Обобщенно личными )

-Где могут использоваться обобщенно-личные предложения?

-Это слово зашифровано в словарной разминке. (Пословица)

ІV. Сообщение темы урока

-Запись в тетрадях темы.

-Выяснение целей учащимися

1

2. Работа

 Обобщённо-личные предложения

Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:
а) действие может быть отнесено ко всякому лицу;
б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице).

3. Сопоставление материала учебника и выводов учащихся. Доработка кластера. Вывод

-Мы были на верном пути?

 V. Обобщение,систематизация  и контроль знаний.

1. Творческое моделирование.  ( Пазлы).

-Смоделировать народные высказывания, подобрав их продолжение с другой колонки 

  • 1. Не поспоришь - не подружишь.
  • 2. Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
  • 3.Из-за нового приятеля не теряй старого.
  • 4.Не давай денег, не теряй дружбы.
  • 5.Назвался другом - помогай в беде.
  • 6. Дружба от недружбы близко живет.
  • 7. Человек не орех: сразу не раскусишь.
  • 8.Без беды друга не узнаешь.

Взаимопроверка 1б),2а),3 г),4 д), 5 в), 6 е), 7) з, 8 )ж,

3. Обращение к эпиграфу

- Нравится вам это стихотворение?

-К кому обращается автор в стихотворении? (Ко всем читателям).

-Какое это предложение по строению грамматической основы? (Односоставное, определённо-личное).

-Где еще могут использоваться обобщенно-личные предложения кроме пословиц, о которых мы уже говорили? (В поэтической речи).

Вывод: В поэтической речи, в пословицах и поговорках определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение.

- Почему односоставные предложения часто употребляются в народных пословицах, загадках, сказках. (Использование односоставных предложений в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу. Односоставные предложения обогащают нашу речь).

4. Поэтическая минутка. ( Чтение учителем стихотворение А.Барто «Первая любовь»).

-Какую пословицу можно подобрать к этому стихотворению? Дружба от недружбы близко живет.

5. Тренировочные упражнения.

-Письмо по памяти .

Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, I
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, ІІ
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье. ІІІ
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
1964 В. Шефнер

 -Запись по вариантах ,повторное чтение .

 -Определите форму сказуемого.(По форме определенно-личные, по значению обобщено - личные).

-Какие предложения использует автор?

 -Какова их роль в речи?

Слово учителя. Эти предложения являются одним из ярких изобразительных  средств языка. Писатели и поэты часто прибегают к таким предложениям там, где личному надо придать значение общего. От этого живее воспринимается рассказ , совет, рекомендация.

IV. Обобщение и систематизация изученного на уроке

Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.

Односоставное определённо-личное предложение.

А) Зима.

Б) Умную голову почитают смолоду.

В) Как чувствуешь себя?

Г) Светает.

2. Односоставное неопределённо-личное предложение.

А) На Бога надейся, а сам не плошай.

Б) Цыплят по осени считают.

В) Мне грустно.

Г) Тишина.

3. Односоставное безличное предложение.

А) Вот и мама!

Б) У соседа ума не займёшь.

В) А судьи кто?

Г) В саду темно.

4. Односоставное назывное предложение.

А) Дрожит как лист на осине.

Б) Сильнее кошки зверя нет.

В) По росту одежду кроят.

Г) Какое дивное утро.

Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?

1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением(В.Гаршин.)

А) нужно относиться с уважением

Б) нужно

В) относиться

Г) нужно относиться

2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)

А) осматривай

Б) осматривай со стороны

В) деяние со стороны

Г) со стороны его вреда и пользы

3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)

А) следует доводить

Б) следует доводить до конца

В) следует

Г) доводить

4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)

А) никого так не презирают

Б) никого так не презирают в народе

В) не презирают

Г) не презирают в народе

5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)

А) нет

Б) нет ничего

В) непреодолимого нет ничего

Г) на свете нет ничего

6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.

( Н. Новиков.)

А) презирать и гнушаться

Б) стыдно

В) стыдно презирать

Г) стыдно презирать и гнушаться

11Подведение итогов. Выставление оценок.

- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?

Приложения.

1. Не поспоришь

а) не оставляй в горести.

2. Знал дружка в радости,

б) не подружишь.

3. Из-за нового приятеля

в) помогай в беде.

4.Не давай денег,

г) не теряй старого.

5. Назвался другом -

д) не теряй дружбы.

6. Дружба от недружбы

е) близко живет.

7. Человек не орех:

ж) друга не узнаешь.

8. Без беды

з) сразу не раскусишь.

5. Тренировочные упражнения.

-Письмо по памяти .

Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, I
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, ІІ
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье. ІІІ
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
1964 В. Шефнер

ЛИЦО ДРУЖБЫ

Дружба бывает всякою,
Много у дружбы лиц,
Разных и одинаковых,
Как в поднебесье птиц...

Дружба бывает вечною,
Ей не страшны года!
Дружба бывает встречною,
Где лишь одна выгода...

Дружба бывает прочною,
Как «Не разлей вода!».
Дружба бывает крепкою,
Высокою, как стена...

Дружба бывает терпкою,
С горечью и холодком...
Дружба бывает дерзкою,
Со смехом и огоньком...

Дружба бывает громкою,
Словно раскатный гром...
Дружба бывает скромною,
Невзрачной со всех сторон...

Дружба проста, как истина...
Хочешь кричать – кричи!
Дружба должна быть искренней...
Хочешь молчать – молчи!

Дружба должна быть быстрою...
Только скажи – приду!
Дружба должна быть верною...
Доверься – не подведу!

В дружбе нет места ревности –
Только одна любовь!
Она молодеет с возрастом,
Её не стареет кровь!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...