"Чувство меры в процессе словесного творчества"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Методическая разработка урока или факультативного занятия по русскому языку, предназначенная для дополнительного изучения дисциплины "Русский язык". Материал подобран в рамках общего направления "Русский язык и культура личности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык и культура личности.

 « Чувство меры в процессе словесного творчества»

Учитель: Дорогие ученики! Я предлагаю Вам совершить очередное путешествие в страну Прекрасного. Мир великолепной русской природы. Мир искусства. И прежде всего, в первую очередь, искусства слова, русской речи. Мир очаровывающей Красоты и Гармонии.

Прекрасное…Красота…Мы сегодня особенно часто будем произносить эти слова .Как вы их понимаете? Поскольку это чрезвычайно важные понятия, попытайтесь дать свое определение… Сравните с определением, которое дает толковый словарь (Прекрасное – это то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалу. Прекрасный – очень красивый. Красота – совокупность, сосуществование качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное (приятное, доставляющее удовольствие)). Мы можем соотносить этот признак с конкретными предметами, явлениями, поступками и можем вообще говорить о прекрасном.

Прочтите поэтические строчки (возможно музыкальное сопровождение – «Осенняя песнь» П.И.Чайковского).

Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен, и тих,
Давно скворцы свои дома забросили,
И где-то с грустью вспоминают их.

Проходит осень тихо по земле.
Кружатся листья, как воспоминанья.
Как искры в остывающей золе,
Мерцают звезды. Тускло их мерцанье.


Ах, все уйдет —жалей иль не жалей.
Все превратится в памятную небыль:
И это одиночество полей,
И тишина покинутого неба.

От злых ветров бросает речку в дрожь,
И в стаю сбились лодки на причале.
И только лес божественно хорош
В цветах любви, надежды и печали.
                                    А. Дементьев

Вопросы: Какое настроение вызывает стихотворение? Что бы Вы особо выделили? Какие образы? Что является предметом особого внимания автора?  С помощью каких средств языка это передается? ( Лес и его оценка, характеристика.)

Обратите, пожалуйста, внимание на слово «божественно»…Какой подбор звуков! Слово-колокол. Форма передает содержание (божественный- очаровательный, прекрасный, не поддающийся объяснению, таинственный). Гармония формы и содержания. Выделите в стихотворении гласные ударные звуки, сопоставьте с настроением, которое возникает при чтении…Эти сопоставления не случайны.

Французский поэт А.Рембо в сонете «Гласные» устанавливает определенные отношения между звуком и цветом. Внимательно прочитайте.

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый.
О — синий: тайну их скажу я в свой черед,
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е — белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И — пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.

У — трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.

О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной —
О — дивных глаз ее лиловые лучи.

А.Рембо открыл новое и невероятно интересное свойство гласных звуков. Любопытно, что в результате многочисленных экспериментов ученые установили следующие звуко-световые соответствия:

А – ярко-красный;

О - яркий светло-желтый или белый;

И - светло-синий;

Е – светлый желто-зеленый;

Ы – тусклый темно-коричневый или черный.

Обратите внимание, что в чистые цвета окрашены только три звука /А/, /И/, /О/. Но ведь все богатство цветов и их оттенков можно получить смешением в разных пропорциях трех основных цветов – красного, синего и желтого. Нет ли здесь удивительного соответствия между природой цвета и звуковым устройством языка, что формирует, создает определенный смысл, содержание?

Цвет эмоционален. Он может самостоятельно воздействовать на человека. Так, яркие цвета действуют активно, при этом одни возбуждающе (ярко-красный), другие успокаивающе (зеленый); менее активны цвета приглушенных тонов. Тона голубые, синие, фиолетовые мы воспринимаем как холодные; красные, оранжевые, желтые – как теплые; более светлые тона кажутся нам легче, более темные – тяжелее. С этими ощущениями связано эмоциональное и ассоциативное восприятие цветов (лес в «цветах любви, надежды и печали».) Подумайте, в каком значении автор употребил слово (мн.ч. Р.п. - цветах  - подразумевает двоякое толкование)?

Огромную силу эмоционального воздействия приобретают цвета во взаимодействии друг с другом, объединяясь в цветовой организм – живописную картину, пейзаж.

Сейчас сентябрь, начало осени. Начало учебного года. А знаете ли Вы, что сентябрь был и началом календарного года. До 1348г.  Новый год отмечался на Руси 1 марта, а с 1349 по 1699гг. – 1 сентября (это связано с началом и завершением сельскохозяйственных работ). И только Петр I своим указом установил приход очередного года по европейскому образцу.

Ознакомьтесь, какие интересные пословицы и поговорки сложил русский народ о сентябре, об осени.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Сентябрь – новосёл осени.

В сентябре синица просит осень в гости.

Сентябрь лето красное провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь – лестопроводец.

Сентябрь – листопадник.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре шуба за кафтаном гоняется (тянется).

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Сентябрь –пора мокропогодна и сверх прочих плодородна.

Холоденек хмурень-сентябрь, да щедро кормит.

Пожелтел листок - осенняя весточка.

Осенью яснее лета.

Закружила осень в лесу рыжие метели.

Осень листьями, словно золотом, дорогу себе устилает.

Итак, давайте посмотрим, с помощью каких языковых средств передается движение (изменения, чудесные метаморфозы в природе). Выразительно прочитайте текст 1, соблюдая интонацию перечисления (цепочки новых явлений и причин, их вызывающих) и выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова и выражения.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли.

 Полетели иволгами на ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

 Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят.

 Елочки листьями украсились, грибы под листьями спрятались.

 Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.

 Шумит золотой дождь. (Сладков Николай Иванович )

Вопросы и задания к тексту 1.

  1. Обозначьте слова и конструкции со значением причины, источника движения и следствия.
  2. Найдите конструкции со значением восходящей и нисходящей градации.
  3. Как Вы понимаете значение слова «смерч»?
  4. Сопоставьте слова «зашумел» и «шумел». Какое значение вносит приставка?
  5. Самостоятельно проанализируйте смысловую роль при ставок в других словах. Как это связано с содержанием и структурой текста?
  6. Выделите словообразовательные средства, передающие авторское отношение к предмету речи.
  7. С какой целью автор рассредоточил предложения в последнем абзаце (оформил отдельными предложениями)?
  8. В прямом или переносном значении употреблено слово «золотой»? Поясните.

Вывод по итогам работы:

- Прекрасная русская земля…прекрасное в жизни и в искусстве… прекрасное в слове, словесном творчестве.

Мы сегодня видели Красоту и творили по законам Красоты. Так что же такое Красота?

Красота существует как объективная реальность, а не создается в мыслях и чувствах человека. Каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора и найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного.

Людям доступно чувство красоты. Мы можем ощущать, воспринимать и созидать, творить красоту: передавать в слове, поступке, во всех видах деятельности. Задумайтесь над этими словами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию словесного творчества

Игры для развития словесного творчества...

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Дистанционное обучение родителей "Роль театрализации в развитии словесного творчества "

Как развить словотворчество с помощью театрализованной деятельности....

Мастер – класс «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказ...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

Заседание клуба любителей русской словесности «Творчество И.Д.Василенко»

laquo;Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня ...