Программа внеурочной деятельности "Сочинение: уроки творчества"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Тетеревятникова Наталья Филипповна

Программа курса  внеурочной деятельности «Сочинение: уроки творчества» представляет систему поэтапной работы по подготовке к экзаменационному сочинению по русскому языку (в рамках подготовки к ЕГЭ) и итоговому сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx59.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РО «НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМ. 4 КРАСНОЗНАМЁННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

11 класс

«Сочинение: уроки творчества»



Целевая аудитория – воспитанники II года обучения (11 класс)

Возраст обучающихся – 16 – 17 лет (11 класс)

Срок реализации программы - 1 год

Автор программы – Тетеревятникова Н.Ф., учитель русского языка и литературы

Год создания программы – 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе внеурочной деятельности

«Сочинение: уроки творчества»

  1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Программа курса  внеурочной деятельности «Сочинение: уроки творчества» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, рассчитана на обучающихся 11 класса и представляет систему поэтапной работы по подготовке к экзаменационному сочинению по русскому языку (в рамках подготовки к ЕГЭ) и итоговому сочинению по литературе.

Курс призван развивать содержание базисного курса русского языка, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне (2 часа в неделю), что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (русский язык и литература) на профильном уровне и получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по предмету на профильном уровне (сочинение), а также выпускного сочинения по литературе.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Требованиями Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

Актуальность программы определяется социальным заказом на интеллектуального, нравственного человека; личность, мыслящую творчески, нестандартно, умеющую видеть и творчески решать возникающие проблемы. Общество заинтересовано в повышении качества филологического образования; свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании разнообразных организационных форм образовательного процесса – различного типа уроков, системой внеурочной деятельности.

Практическая значимость. Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, аргументировать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты (авторские статьи, фрагменты рецензий) имеют социально актуальную проблематику.

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней  школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).

Задания помогают формировать:

  • лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
  • языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
  • коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Связь с уже существующими программами.

Программа внеурочной предметной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2014.

Вид программы – авторская.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях по русскому языку учащиеся активно занимаются учебно-исследовательской и творческой деятельностью. Благодаря данной работе повышается мотивация к обучению предмета, так как обучающиеся получают знания и практические навыки, необходимые  для успешного решения учебных и жизненных проблем.

Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями выпускных аттестационных испытаний (ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение по литературе) через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи курса:

  • формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;
  • развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
  • формировать умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по учебной дисциплине (творческие умения), отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.

Метапредметными результатами изучения курса «Сочинение: уроки творчества»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • формулировать вопросы.

Личностные результаты освоения программы:

  • мотивация учения;
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Отличительными особенностями предлагаемого курса являются:

  • интеграция теоретико-практических представлений о сочинении как форме экзаменационных испытаний по предметам гуманитарного цикла;
  • направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;
  • ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части 2 Единого государственного экзамена по русскому языку;
  • чёткая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся, в том числе при написании сочинений проблемного характера на литературном материале.

Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.

Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением и необходимых для успешной сдачи ЕГЭ.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Элективный курс «Сочинение: уроки творчества» разработан с целью повышения эффективности подготовки воспитанников второго года обучения школы-интерната к государственной итоговой аттестации.

Количество часов – 34.

Целевая аудитория – обучающиеся 11 классов.

В результате изучения элективного курса «Сочинение: уроки творчества» выпускники научатся:

  • понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
  • определять тему и микротемы текста, важнейшие мысли, позицию автора;
  • оценивать и комментировать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
  • аргументировать собственное мнение по проблеме прочитанного текста;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
  • выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  • соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
  • создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;
  • самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Элективный курс «Сочинение: уроки творчества» способствует развитию связной речи обучающихся, формированию практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры выпускников школы. Курс реализует задачи развития интеллектуальных и творческих способностей личности, национального самосознания, мировоззрения, гражданской позиции и раскрытия духовного потенциала  выпускников  школы – будущих курсантов военных училищ.

Методологической базой элективного курса выступают лингвистика (стилистика, культура речи) и литературоведение.

В соответствии с Концепцией школьного филологического образования основополагающими принципами элективного курса выступают:

  • научность (достоверность и обоснованность положений, системность и упорядоченность знаний и пр.)
  • герменевтический подход (понимание явлений языка и литературы, активизация интеллектуального и духовного опыта читателя в ходе интерпретации текста/произведения, учёт ценностей и свободного выбора личности в процессе творческого овладения предметом);
  • культурно-антропологический подход (осмысление роли субъектов речевой деятельности, осознание значимости индивидуально-личностных качеств писателей, критиков, учёных-филологов и других участников литературного процесса, оценка их вклада в сокровищницу русской и мировой культуры, внимание к высоким образцам человеческого служения Отечеству, творчеству и свободе, истине и справедливости).

Освоение Элективного курса «Сочинение: уроки творчества» осуществляется на основе субъектно-деятельностного подхода в обучении.

Представленный дидактический материал  реализует  личностно-ориентированный характер обучения (понимание индивидуального характера эстетического восприятия произведений искусства, максимальная опора на личный опыт и возможности школьника в процессе изучения русского языка и литературы; учёт индивидуальных, в том числе творческих, способностей при формировании языковой личности школьника, уважение к личности ученика).

Технологии проведения занятий.

Для получения высоких практических результатов отбираются активные творческие  формы и методы обучения: семинар, конференция, исследование, практикум, творческая мастерская; case-study (анализ конкретных учебных ситуаций); кластер, опорный конспект; дискуссия; проблемная лекция и проблемное консультирование; проект.

Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуализированно.

Освоение теоретического и практического материала  отдельных тем элективного курса осуществляется на основе учебных презентаций, разработанных учителем-предметником.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел программы.

Количество часов

1

Введение.

1

2.

Текст как речевое произведение

3

3.

Теория и практика написания выпускного сочинения.

12

4.

Теория и практика написания сочинения-рассуждения по проблеме публицистического  текста

14

5.

Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла

4

  1. АННОТАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Сочинение: уроки творчества»

I. Введение (1 ч).

Введение. Цели и задачи элективного курса «Сочинение: уроки творчества».  Место элективного курса в системе филологического образования. Связь элективного курса с учебными предметами: литература, русский язык. Сочинение как вид письменной работы по русскому языку и литературе.

II. Текст как речевое произведение. (3).

Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Тема и микротемы текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Тема и основная мысль текста. Главная информация текста. Функционально-смысловые типы текстов. Оценка текста. Рецензия. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

III. Теория и практика написания выпускного сочинения. (12 ч).

Требования. Критерии оценивания. Проблема цитирования в сочинении. Структура, план. Литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) как основа аргументации своей позиции.  Уровни осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. Логика изложения и качество письменной речи как необходимые условия успешности текстообразования. Тематические направления 2018 – 2019 учебного года. Разработка тематического направления «Доброта и жестокость». Разработка тематического направления «Отцы и дети». Разработка тематического направления «Мечта и реальность». Разработка тематического направления «Месть и великодушие». Разработка тематического направления «Искусство и ремесло».

IV. Теория и практика написания сочинения-рассуждения по проблеме публицистического  текста  (14 ч).

Композиционное оформление, стилистические особенности публицистического текста. Структура и композиция  сочинения-рассуждения по проблеме оригинального текста. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция. Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности  сочинения данного типа. Актуальные социально значимые проблемы и их отражение в современной публицистике. Типология проблем публицистического текста. Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий проблемы публицистического текста. Виды комментария. Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования. Выражение собственной позиции. Аргументация личной позиции по проблеме публицистического  текста. Аргументация в сочинении. Приёмы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения. Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения. Точность и выразительность речи. Проблема вербального воплощения коммуникативного замысла. Выразительность речи. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Языковые средства выразительности. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения в авторском тексте. Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.  Этические ошибки. Фактические ошибки. Тренинг по профилактике  ошибок в сочинении. Выполнение творческих заданий. Анализ сочинения по критериям ЕГЭ. Рецензирование. Редакторская правка.

V. Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла (4ч.).

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к экзаменационным эссе по предметам гуманитарного цикла. Особенности  экзаменационного эссе по английскому языку Структура, аргументация и речевое оформление эссе по обществознанию Структура, аргументация и речевое оформление эссе по истории.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Форма/Вид занятия по ФГОС

Виды деятельности

Дата

11 «А»

11 «В»

11 «З»

Введение

Знакомство с элективным курсом «Сочинение: курс интенсивной подготовки»

Урок открытия нового знания (УОНЗ)

беседа

Аналитическая беседа

Теория и практика написания выпускного сочинения

Особенности выпускного сочинения как особого жанра творческой работы

УОНЗ

Знакомство с требованиями, критериями оценивания, структурно-композиционными особенностями выпускного сочинения, методическими рекомендациями к сочинениям разных тематических направлений

Разработка тематического направления «Доброта и жестокость»

Особенности тематического направления «Доброта и жестокость»

семинар

Составление кластера, обсуждение проблемных вопросов по теме;

подбор литературных примеров проявления доброты и жестокости; литературный портрет, рисование словом;

эссе

«Доброта и жестокость» литературных героев

Урок рефлексии (УР)

практикум

Разработка тематического направления «Отцы и дети»

Дискуссия «Отцы и дети»

дискуссия

Составление кластера, обсуждение проблемных вопросов по теме

Анализ тематического направления «Отцы и дети»

семинар

Обсуждение классических произведений литературы с точки зрения отражения в них проблемы взаимоотношения поколений (анализ сюжета, отдельных эпизодов, поступков героев); эссе; рецензирование

Разработка тематического направления «Месть и великодушие»

Анализ тематического направления «Месть и великодушие»

УОНЗ диалог

Обсуждение проблемных ситуаций; подбор литературных аргументов и афоризмов по проблематике сочинения данного направления

«Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом». (А. Дюма)

УОНЗ диалог

Анализ произведений русской и мировой классики, в которых исследуются месть и великодушие как реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей; анализ поведения героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане. Эссе

Разработка тематического направления «Искусство и ремесло»

«Памятник нерукотворный…». Дискуссия о предназначении искусства

дискуссия

Обсуждение поэтических произведений, в которых поднимается вопрос о роли художника и предназначении искусства;  

Эссе

«Рука к перу, перо к бумаге…». Феномен творчества

Творческая мастерская

Литературные опыты слушателей элективного курса

«Рукописи не горят». Судьбы произведений искусства  

конференция

Сообщения по теме семинара (работа творческих групп)

Разработка тематического направления «Мечта и реальность»

Анализ тематического направления «Мечта и реальность»

семинар

Кластер; обсуждение проблемных вопросов; подбор литературных примеров-аргументов к сочинению; написание эссе

Образы мечтателей в искусстве

конференция

Защита проекта;

Сообщение // выступление // доклад по теме конференции

Текст как речевое произведение

Текст: замысел и воплощение

Проблемная лекция

Лингвистические наблюдения;

рецензирование текста; лингвистический анализ текста

Текст: структура и композиция

Проблемная лекция

Информационная обработка текста

практикум

Теория и практика написания сочинения-рассуждения по проблеме публицистического  текста  

Лингвистические особенности публицистического текста

УОНЗ

Проблемное консультирование

Лингвистические наблюдения;

рецензирование текста; лингвистический анализ текста

Актуальные социально значимые проблемы и их отражение в современной публицистике.

УОНЗ

Проблемный урок

Анализ конкретных учебных ситуаций

Комментарий  к проблеме публицистического текста как элемент сочинения-рассуждения

Практикум  

лингвостилистический анализ текста

комплексная работа с текстом

интеллектуально-лингвистические упражнения

тезирование

составление граф-схем

«Не могу остаться равнодушным». 

Писатель – читатель: диалог мнений

урок

творчества

Обоснование собственного мнения по проблеме публицистического  текста.

УОНЗ

беседа

Лингвистические наблюдения;

рецензирование текста; лингвистический анализ текста

комментированное чтение

Проблема вербального воплощения коммуникативного замысла.

УР практикум

редактирование текста интеллектуально-лингвистические упражнения

Варианты вступления и заключения в тексте сочинения

УР

практикум

Написание вариантов вступления и заключения разных типов

Логические переходы и рамочные конструкции в сочинении

урок творчества

лингвистические упражнения

Проблема речевых клише и шаблонов

УР

диалог

Анализ сочинений обучающихся с точки зрения самостоятельности речевого оформления сочинения

Пути преодоления грамматических и речевых ошибок в творческой работе

УР

Анализ конкретных учебных ситуаций

Рецензирование творческих работ

Урок развивающего контроля (УРК)

рецензирование текста; лингвистический анализ текста сочинения

Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла

Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла

проблемный урок

Лингвистические наблюдения;

изучение КИМов по предметам

Особенности  экзаменационного эссе по английскому языку

урок творчества

Лингвистические наблюдения;

рецензирование текста; лингвистический анализ текста

Структура, аргументация и речевое оформление эссе по обществознанию

урок творчества

Практикум по определению и формулированию проблемы, основной мысли высказывания, личной позиции и аргументации собственного мнения по проблеме, формулированию выводов экзаменационного эссе

Структура, аргументация и речевое оформление эссе по истории

урок творчества

Знакомство с требованиями к сочинению на ЕГЭ по истории; анализ реальных сочинений с точки зрения требований к экзаменационному сочинению


  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

В результате реализации данного элективного курса обучающийся

должен знать:

– способы формулирования проблемы текста;

– виды вступлений и заключений;

— виды комментария;

– основные особенности выпускного сочинения;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение по тексту;

– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

– выполнять лингвостилистический анализ текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

Дополнительная образовательная программа «Сочинение: уроки творчества» рассчитана на один год обучения.

 Особенности возрастной группы детей 16-17 лет

В центре психологического развития юноши стоит профессиональное самоопределение. Принципиальное отличие позиции юноши в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы.

Старшеклассники  характеризуются возрастанием познавательной активности. Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательного материала по русскому языку и организационных форм занятий.

Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

Особенность набора детей - свободная;

Сформированы  группы из учащихся 11-х классов 16-17 лет,

Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 34 часа в год, количество часов и занятий в неделю – 1 час. Продолжительность занятий 45 мин.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;
  • применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка;
  • создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Уровень результатов работы по программе:

Результаты первого уровня - приобретение обучающимися знаний логического мышления, необходимых при изучении русского языка; приобретение навыков нестандартного мышления.

Результаты второго уровня - развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня - обучающийся может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Система отслеживания и оценивания результатов – результативность написания сочинения-рассуждения по русскому языку и литературе, а также экзаменационных эссе по истории и обществознанию.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 
  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2016.
  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 233 с.
  4. Казбек-Казиева М.М.  Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007.
  5. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература. Проект. – М.: Русское слово, 2015. – 112 с.
  6. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
  7. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013 – 96 с.
  8. Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 96 с.
  9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. — 4 е изд. — М.: Просвещение, 2014 — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
  10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
  11. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.
  12. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
  13. Формирование универсальных учебных действий  в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолов. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Магия творчества"

Пояснительная запискаУм ребенка – на кончиках его пальцев.В. И. Сухомлинский. Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" (5 класс)

     Рабочая программа  внеурочной деятельности «Художественное  творчество»  предназначена для формирования ценностного отношения  обучающихся к искусству, в...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество в дизайне"

Внеурочная деятельность "Художественное творчество в дизайне"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Палитра творчества"

Рабочая программа «Палитра» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству.Ак...

Программа внеурочной деятельности "Прикладное творчество" для учащихся 5-6 классов

Реализация программы внеурочной деятельности "Прикладное творчество"  позволяет  учащимся 5-6 классов проявит свом творческие способности....

Программа внеурочной деятельности "Тропинки творчества" (изодеятельность, лепка, аппликация и др.)

Программа внеурочной деятельности "Тропинки творчества" (изодеятельность, лепка, аппликация и др.)...