Театрализованный праздник "Моя Россия".
классный час по русскому языку (7 класс)

Меринова Светлана Васильевна

Сценарий праздника предназначен для проведения классного часа или игры  по русскому языку  для учащихся 7 - го класса. Ребята должны показать свои знания в разных областях : знание русских обычаев, русской традиционной кухни,  русского фольклора.Они должны уметь  безошибочно называть предметы крестьянского быта, знать историю русских городов и их гербы. показать русские национальные костюмы ( мужской и женский).Но самое главное - знание великого русского языка ( пословицы, поговорки, исконно русские фразеологизмы, устаревшие слова). Праздник проходит в игровой форме, лучше проводить его среди команд разных классов. 
Ребята за две недели до празжника получили задание: подобрать костюмы, дать название команде, изучить историю городов России, ознакомиться со старославянским алфрвитом, обратиться к словарям в поисках устаревших слов, архаизмов, историзмов.
Такое мероприятие помогает ученикам расширить свой кругозор, обогатить словарный запас, развить свою память и проявить смекалку в решении мудреных вопросов, связанных с бытом русского человека.
Праздник проходит в  веселой и непринужденной обстановке, с русскими песнями и плясками, с посиделками и играми. Команда - победительница получает приз - орфографические словари  (  по числу игроков) и сладкий подарок, а также грамоту, выполненную в старинном летописном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannyy_prazdnik.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                      Театрализованный праздник «Моя Россия»

За две недели до проведения праздника команды ( из 10 человек) получают д/задание: команда выступает в русских  костюмах, изучить историю городов русских ( Золотое Кольцо).придумать название своей команде  ( таблички),  изучить «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля ( знать исконно русские слова,  подготовить русскую пляску).

                                                 Ход урока

1.Оформление кабинета: столы расположены по группам ( две команды – две группы), места для команды болельщиков ( команда 5 – 7 человек),столы для жюри. На доске нарисована изба с открытым оконцем, а перед доской стоят столы, на которых стоят предметы русского быта: печка, шершун,  ухват, горшки .туес большой и малый, короб из бересты, самовар с баранками ( настоящий), посуда глиняная, ложки деревянные, каравай на рушнике  с солонкой. Отдельно ( по боковым столам) стоят предметы для игры: фигурки – символы городов русских ( медведь, олень, лягушка ,кораблик из бересты, Снегурочка, купец на лодье),на боковых досках ( пока закрытых)висят картинки фразеологизмов»Волка ноги кормят», « Капля камень точит», «Держать нос по ветру», «Ни солоно хлебавши» и т.д .
  На другой стороне доски – перепутанные названия городов русских и их гербы ( по заданию их надо связать одним магнитом).
2.   Звучит русская песня. Помощники ведущего  начинают в русских костюмах (Соня, Георгий или Гасан):
                             Мы сегодня гостей принимаем,
                             У ворот хлебом – солью встречаем.
                             Приглашаем за стол поиграть
                             Да про жизнь  на Руси рассказать.
Каковы были предки у нас,
Как жилось им несладко подчас.
Как умели и петь, и плясать,
В поле жито и сеять , и жать.
                              А еще воевать с ворогами,
                              Чтобы мир у нас был  с вами.
                               Землю нашу любить и беречь,
                               Чтобы в поле пшеницы не счесть.

3.Слово учителю: рассказ об условиях игры.
    Сегодня мы собрались на праздник «Моя Россия».Что будет на празднике? Скучать не придется .Мы полностью окунемся в таинственный мир наших предков, попытаемся разобраться в тех вещах, которые окружали их, понять, чем жили русичи, что ели, во что одевались, какие песни пели, во что играли.
  Нас ждет путешествие в далекий 16 век .И конкурсы: песни, пляски, загадки .Команда – победительница унесет с собой не только почетный приз, но и каравай.

Итак, праздник начинается .Представление жюри.

Конкурс 1.Домашнее задание: представление команд, команды представляет капитан, объяснение названий и русский танец.
Оценка : 0 – 3 баллов
.
Учитель: разогрелись? Теперь еще веселее станет. Сейчас командам предстоит вспомнить строки из стихотворений, где есть слово «Русь», «Россия».
Оценка: одна строчка – 1 балл.

Конкурс 2: вы любите играть? Сейчас каждая команда выведет самого смелого участника.
Наши предки всегда  были очень любопытны. И когда  эта игра  перешла границу нашей страны, она сразу прижилась. Веселая, остроумная,  шутливая, она требовала моментального ответа, то есть смекалки А русский человек как раз за словом в карман не полезет, а ответит на шутку моментально..И сейчас я предлагаю вам французскую игру «Буриме».  Вот вам листочки, еа  которых написаны только конечные рифмы, вам надл  строчки досочинять. Времени у вас – 2 минуты

-----------------------------------------------------------------------------------------Русь

----------------------------------------------------------------------------------клянусь

----------------------------------------------------------------------------------оберегать

----------------------------------------------------------------------------------защищать.

Оценка:0 – 4 баллов.

Конкурс 3:И это еще не горячо. Что такое завалинка? ( Ответит тот, кто раньше поднимет руку  - 1 балл),А что можно делать на завалинке?( Ответ – 1 балл) Правильно .Вот   сейчас мы  и пригласим на завалинку самых  болтливых соседушек ( два человека из команды).

Конкурс песенников ( один начинает, потом второй по строчкам из русских  народных песен, поочередно одна команда, потом вторая).
Оценка – 1 балл за песню.

Конкурс 4: порезвились, потешились. Теперь пора и хозяйкам нас угощать. Хозяйки – к столу ( выходят две девочки).Одна идет за дверь.
Учитель
: здесь всего достаточно, чтобы обед сварить. Но уж больно все  перепутано. Вам, хозяюшка, надо взять ЭТО, открыть  ЧТО –ТО, достать из ЧЕГО –ТО  ЧТО-ТО. Потом Это закрыть, поставить ЕГО на место ПРАВИЛЬНО, Все что в руки берете, правильно называете. А потом и блюдо, что готовили  называете.
Должны звучать слова:»Подхожу к
печке, беру ухват, открываю заслонку, достаю горшок с варевом .Потом закрываю заслонку, ставлю ухват на место( рожками вниз).В горшке щи русские или каша толокняная, или греча рассыпчатая или репа пареная.
Оценка: за каждое правильно  названное слово 1 балл, за правильно поставленный ухват – 1 балл.
Высшая оценка – 10 баллов.
Конкурс 5:вопросы хозяйкам
 ( отвечают только девочки, кто раньше поднял руку).Щи да каша – пища наша. Так говорили на Руси.А что же еще  красовалось на крестьянском столе?
1) группа вопросов:

Репа ( пареная, печеная)
Капустка( квашеная)
Грибки ( маринованные , в сметанке жаренные)
Огурчики с собствееого огорода( свежие и соленые)
Рыбка ( запеченная, уха)
Пироги (кулебяки, расстегаи, однодумки,курник)..
Блины
Квас
Оценка – 1 балл за каждое слово.
2 группа вопросов:

 - что такое квашня?
- какое отношение это слово имело к женщинам?
- сколько килограммов теста за один раз замешивали женщины для хлебов?
- назовите все пословицы и поговорки русского народа  о хлебе и о тесте?

Конкурс 6: ну – ка угадай. Попробуем поговорить о предметах быта: какие предметы были бы в диковинку нашим предкам ( 1 минута на обдумывание).Отвечает один человек.
Оценка – 1 балл за каждое слово. Команды отвечают поочередно,  дают записи жюри.
 Что же в диковинку нам?
Учитель показывает предметы:
2 балла ШЕРШУН: что это такое? Как называлось и зачем использовалось?
2 балла ПТИЦА СЧАСТЬЯ: что это такое? Какова история этой вещи?
2 балла ТУЕС С КРЫШКОЙ: что это такое? Где использовалось? Как называлось?
2 балла БРАТИНА:-------------------------------------------------------------------------------------
2 балла КОРОМЫСЛО:------------------------------------------------------------------------------
2 балла РОЖОК :------------------------------------------------------------------------------------
2 балла БЕРЕСТЯНЫЕ УКРАШЕНИЯ ( плетеная повязка и чистый обруч, браслет): Что это такое? Кто носил и зачем?
2 балла ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ: назовите предмет и скажите, что с их помощью можно было делать?
КТО – ТО ПОПРОБУЕТ СЫГРАТЬ НА ЛОЖКАЖ?

ЖЮРИ ОБЪЯВЛЯЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Конкурс 7: меткое русское слово ( фразеологизмы),Народ скажет  - как привяжет. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами. Я попрошу вас объяснить значение и рассказать историю исконно русских фразеологизмов. А потом вы  будете по рисункам определять , какой фразеологизм здесь зашифрован.

1 группа вопросов ( 1 балл за каждый правильный ответ).
БИТЬ БАКЛУШИ.
ШЕВЕЛИ ПОРШНЯМИ
ОРАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ
ОДИН КАК ПЕРСТ
НИ ЗГИ НЕ ВИДНО
2 группа вопросов ( оценка – 1 балл  за каждый ответ).Ребята по рисунку угадывают фразеологизм.

Конкурс 8: гербы городов Древней Руси .Жили наши предки в деревнях да в городах. И каждый город имел свой герб ,Сейчас я приглашаю двух человек от каждой команды ( ребята за крыльями досок соединяют пары – герб и название города одним магнитом).
 ГОРОДА : Ростов, Суздаль, Тверь, Тула, Кострома, Москва, Муром, Переяславль – Залесский, Мышкин, Углич, Владимир.
Учитель: мы тоже скучать не будем. Назовите родной город того предмета, на что я показываю  ( Оценка – 1 балл за каждый ответ).
СНЕГУРОЧКА – Кострома
ЦАРЕВНА - ЛЯГУШКА – Ростов Великий
МЫШЬ ИЗО ЛЬНА – Мышкин
ГОЛУБОК ИЗ ЧЕРНОЙ ЛОЩЕНОЙ ГЛИНЫ – Ростов Великий
КОЛОКОЛЬЧИК – САМОВАР – ТУЛА
БЛОХА – ТУЛА
ЛАДЬЯ ИЗ БЕРЕСТЫ – Кострома.

Жюри выслушивает ребят и ставит баллы ( 1 балл за каждый ответ).

Конкурс 9: ваше слово, грамотеи. Читаем письмо наших предков. Вот вам и древнее письмо. Не  береста, но именно на таких вот вощеных табличках учили писать детей ( таблички приготовлены загодя – бумага, натертая пластилином).
А почему вощеные ? ( Правильный ответ – 1 балл)
Сейчас вы будете на этих табличках писать. Я диктую, а вы пишите под диктовку….Только я забыла сказать, что буду диктовать на древне русском языке , а вы  пишите перевод на русском.
АЗ - я
БУКИ - буква
ВЕДИ - знать
ГЛАГОЛ - слово
ЖИВОТ - жизнь
ДОБРО – хорошо
Оценка – 2 балла за каждый правильный ответ.

Конкурс 10:.бирюльки.На бой приглашаются саамы рукастые, терпеливые и спокойные  ребята по одному из команды. Фигурки разложены на столе у жюри.
 Это самая любимая игра детей. Я предлагаю вам в нее сыграть .Чтобы левая рука вас не смущала, заложите ее за спину. За 3 минуты вам предстоит только с помощью крючка словить фигурку, зацепить ее , поднять и перенести на свой край стола. Время пошло.
Оценка ( по сложности фигурок от 1 до 3 баллов).

Конкурс 11 : пряхи да непряхи. Умелицы да ленивицы. Две девочки из команд выходят.
Учитель: парни с девками на вечорки ходили ( что такое вечорки – 1 балл), играли, смеялись, плясали, присматривались к будущей половинке, Девицы на посиделки не только веселиться шли, но и себя в работе показать: аккуратность и ловкость.

ВОПРОС: что на посиделки девушка с собой брала?( Ответ – 2 балла). Веретено да пряжу .Зачем веретено и пряжу? ( 2 балла). Нить сучить.
 Вот сейчас мы с вами , девушки, об этом и поговорим:
- что  такое трепало и чесало?
-  что могли трепать и чесать?
- почему эти слова знали  уже маленькие  девочки?
-  с какого возраста  девочка садилась за ткачество?
- - с чего начинался процесс ткачества? ( с веретена и прялки)
- сколько килограмм приданного должна была приготовить себе девица? ( Более 30 кг).
Вот сейчас мы и посмотрим, какие вы пряхи. Каждый получит свое рукоделие. Вам надо аккуратно и быстро, не пропуская ни одной дырочки, проложить стежки.
Время – 2 минуты.
Оценка – один стежок- 1 балл.
Жюри внимательно считать стежки. Один стежок – один балл.
Начали.
Жюри прошу пока подсчитать все баллы. Близиться завершение праздника.
Девочки закончили, жюри подсчитало работу.
Учитель: но и это еще не все. Парни любовались девицами, а теперь и им впору свою умелость показать.
 Девочки,  отдайте свое рукоделие любому парню из своей команды.
Парни, ваша задача такова: аккуратно и быстро распутать все, связанное девочками, пряжу смотать в  клубок и положить перед столом жюри.
4 парня : начали. Время – 2 минуты. Оценка – 2 балла.

Учитель: вот и заканчивается наш праздник. Погуляли, посмеялись, задумались, себя показали, на других посмотрели.  Сейчас – самый серьезный момент.
Предоставляем слово жюри. Ждем команду – победительницу.

Награждение команды ( в качестве приза  каждый член команды получает Орфографический словарь  и большую плитку шоколад., Команда , проигравшая конкурс – только шоколадки).

Учитель: теперь нам предстоит еще сделать фотографию победителей. И общее фото команд.
Спасибо за игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голоса жизни: познавательно-театрализованное представление

В театрализованной форме происходит знакомство учащихся начальных классов с миром птиц....

Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"

Урок – театрализованное представлениеФестиваль  «В гостях у Сказки»...

Сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя.

В данном материале представлен сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя по мотивам к/ф «Чародеи». Данная разработка поможет сэкономить время  классного руководителя, учащихся или ...

сценарий театрализованного представления, посвященного Дню России

Подходит не только для проведения Дня России, но и в качестве итогового урока по теме:" Смутное время". Также может быть использован в классном часе....

Сценарий театрализованного представления на тему: "Александр Невский - имя России"

Представлен сценарий театрализованного представления на тему: "Александр Невский - имя России"...

Интегрированный театрализованный проект "Вернуться в Россию - стихами" (поэзия русской эмиграции)

Проект посвящён творчеству поэтов, покинувших Россию и навеки сохранивших в своей душе любовь к Родине. Как жили они в далёких от Родины странах, вернулись ли они на Родину? Об этом проект.Цель проект...

Сценарий театрализованного праздника 8 марта. (подготовительная к школе группа с театрализованным уклоном)."Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля"

Яркий, эмоциональный, в современной обработке, (что не мало важно для наших детей) сценарий праздника к 8 марта. "Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля" Все роли исполняли исключительно...