Технологическая карта урока по теме СОЮЗ 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Шафранская Зимфера Гафуровна

Конспект урока по теме: СОЮЗ как служебная часть речи. Урок "открытия" новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Союз как часть речи»

Предмет

Русский язык

Класс

7 «б»

Тема

Союз как служебная часть речи

УМК

Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич, О.Ф.Вакурова, «Русский язык. 7 класс»- М.: Просвещение, 2017.

Автор урока

Шафранская Зимфера Гафуровна

Образовательное учреждение

МБОУ «Тахталымская СОШ», с. Халитово

Республика/край

Российская Федерация

Район

Кунашакский  район

Город/поселение

с. Халитово

Описание урока:

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цели урока

Предметные: углубить  знания о союзе как части речи, развить умение распознавать в тексах союзы, выделять простые и составные союзы,  выявлять их функцию;

Коммуникативные: вырабатывать умения давать развернутые ответы на поставленные вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли в устной и письменной речи,  

Регулятивные:  формирование умения работать в группе в паре, осуществлять само – и взаимопроверку, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты собственной деятельности;

Личностные: формирование грамотной устной и письменной речи

Познавательные: дополнять готовые информационные объекты, характеризовать языковые единицы

Дидактические средства

для учителя: компьютер, проектор, презентация;

для обучающегося: тетрадь, учебник, маршрутный лист,  лист самооценки.

Этап урока, цель этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Приветствие учащихся и гостей

Внимание  на эпиграф

Здравствуйте, дорогие мои ученики! Добрый день, уважаемые коллеги и гости нашего урока!

Улыбнитесь, ребята, друг другу,

Теперь улыбнитесь гостям!

Приступим с  улыбкой  за работу!

Успехов желаю я вам!

Отличного всем настроения!

Приветствуют учителя, гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция

Актуализация. Работа на определение темы урока и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;

обобщение ЗУН;

организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении задания.

Слайд №1

(дружба народов)

 

Обратите внимание на эпиграф (предложение из стихотворения М.Карима

«Не русский я, но россиянин»). Прочитайте, пожалуйста, эпиграф.

 -Как вы понимаете смысл приведённой строчки из стихотворения башкирского писателя, поэта М.Карима?

Читают предложение.

Поэт – башкир, живущий в России, а Россия – многона- циональная страна, где все мы живём дружно и мирно. Мы, люди разных наций, живущие здесь, называемся россиянами.

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Постановка проблемы.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

Словарная работа.

Слайд №2

(словарная статья)

тесная связьобъединение Союз двух государств.   Профессиональный союз. Брачный союз. лингв.грам. - часть речислужебное слово, объединяющее между собой однородные члены предложения, части сложного предложения и самостоятельные предложения 

 Соединительный союз.  Противительный союз.

Синонимы альянскоалиция,    партнёрство,   объединениесоединение

1 задание: Каждой группе нужно будет придумать предложение со словом союз.

(в марш-ых листах есть начало)

Словарь Ожегова предлагает несколько трактовок  слова «союз».

А что такое союз с точки зрения грамматики (морфологии) русского языка?

Это многозначное слово?

Определите роль союза в эпиграфе.

Союз.

Союз – служебная часть речи.

Выясняют, что такое союз как часть речи, учатся находить союзы в тексте, определить функции союзов.

Ответы на вопрос: союз НО связывает два однородных члена предложения – однородные сказуемые.

Групповая

Индивидуальная

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Объявление темы, постановка цели урока.

Работа с учебником.

 

   

Учитель просит  группы  выполнить  практическое задание.

Физминутка.

Выступление ученика с сообщением.

Выполнение  практического задания.

Какова будет тема нашего урока?

Какая будет стоять перед нами цель? С какой целью мы изучаем союзы?

Для чего?

Зачем изучаем?

Запишите в маршрутный лист сегодняшнее число и тему урока.

Обратимся теперь к учебнику.Откройте страницы   160-161. Прочитайте теоретический материал параграфа, познакомьтесь с информацией, расположенной на полях.

  (3 пункт)

Ответьте, пожалуйста, союз является членом предложения?

Союз - изменяемое слово?

2 задание: (пословицы)

А теперь выполним упражнение 296, руководствуясь полученными знаниями.

А сейчас я хочу попросить вас сложить ладони вместе, потереть их, т.е. разожгите костёр. Теперь поделитесь этим теплом с соседом справа, с соседом слева, скрепите пальцы сильно-сильно, добавьте к этому свою улыбку!

-Стало теплее? Стало веселее?

Пусть  союз вашего класса, ваша дружба будет крепкой!

Понравилось вам?

Это интересно было?

Молодец! Спасибо!

3 задание: (по группам)

1 группа - Найдите предложения, в которых союз соединяет однородные члены.

2 группа -  Вставьте подходящие по смыслу союзы

3 группа - Найдите предложения, в которых союз соединяет простые предложения в составе сложного.

Друзей выбираем мы сами, но лучших оставляет время.

Друг – подарок, который вы дарите себе.

Дружба приумножает радости и дробит печали.

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Господь даровал нам родных, (но)  друзей мы  выбираем сами. 

 

Союз как служебная часть речи.

-Узнать, что такое союз.

-Знать для чего служит союз.

-Правильно ставить знаки препинания.

 

Читают материал параграфа и  информацию из истории языка и дополняют словами правило о союзе.

Ответы детей: нет, не является.

Нет, союзы не изменяются.

Один ребенок из каждой группы декламирует ответы на вопросы. Каждая группа делает свои предположения по заданию.

Планируют путь выхода из затруднения.

Выполняют действия, повторяя за учителем.

Да, интересно!

У меня тоже есть очень интересная информация!

(интересные факты из рубрики «Это интересно»)

Каждая группа делает свои предположения по заданию.

Фронтальная//Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая работа

фронтальная

Индивидуальная.

Групповая работа

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Прием «Умозаключение по аналогии»

4 задание:

Напишите сочинение-миниатюру,  используя  технологию РАФТ

Рассказчик (ученый , охотник, полицейский, писатель ,журналист)

Адресант(читатель, сосед, нарушитель, ребенок, слушатель)

Форма (научная статья, анекдот, инструкция, рассказ, интервью)

Тема : Если с другом вышел в путь…

В своем сочинении обязательно примените данные союзы(в произвольном порядке):  

как только, чтобы, потому  что, а, и, но

Работают с маршрутным листом,

взаимодействуют в группе, решая общую задачу.

Анализируют предложения , аргументируют ответ.

Групповая работа

Регулятивные: оценка, контроль, коррекция

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Самопроверка

5 задание:

Тест по теме «Союз» 1 вариант

1. Найдите неправильное утверждение.

 1) Союз  - это неизменяемая часть речи.

 2) Союзы не являются членами предложения.

 3) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения

2. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

 1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

 2) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.

 3) Солнце заблистало и наступило радостное утро.

3. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.

 1) Снег падал и засыпал дорожки сада.

 2) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом.

 3) Снег падал и покрывал снегом деревья.

Устно выполняют задание

1-3

2-1

3-2

Фронтальная

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Ребята, как вы думаете, достигли мы поставленных целей?

1 цель: -Узнать, что такое союз.

2 цель: -Знать для чего служит союз.

3 цель: -Правильно ставить знаки препинания.

Ответы детей

индивидуальная

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Подведение итогов, проведение самооценки

Пришло время оценить свою работу: если вы считаете, что утвердительно ответили на все 5 пунктов, поставьте галочки

1) Я активно работал на уроке

2) Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся

3) Я знаю, что такое союз

4) Я знаю, для чего служат союзы

5) Я могу составить текст . применив различные союзы

Оценка 5 – по 5-ти пунктам

Оценка 4 – по 4-ём

Оценка 3 – по 3-ём

Анализируют результаты, слушают высказывания одноклассников,

сами оценивают свою работу и конечный результат

 групповая

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ___________________

ДАТА______________

НЕ РУССКИЙ Я, НО РОССИЯНИН

М.КАРИМ

1.Союз - тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц. Заключить союз с  противоборствующей стороной

2.Тема урока____________________________________

Цели :А.______________________________________________________________________________

Б.___________________________________________________________________________________

В.___________________________________________________________________________________

3.Союз – это ___________________ часть речи, служит для связи _________________ членов предложения  и ________________предложений в составе ________________. Союз не ___________ и не является ___________________________________________.

4.Выполните упражнение 296.

1_______ аукнется, ____________ откликнется. 2.Дерево  держится корнями, _____ человек друзьями. 3. Нужно наклониться, ______________из  ручья напиться. 4.Мал золотник ,  _____ дорог. 5. Труд человека кормит, ______ лень портит. 6. Злой не верит, ______ есть добрые люди.  7.Богачи едят калачи, да не спят  _____ в день, _______ в ночи.

5.  Найдите предложения, в которых союз соединяет однородные члены.

Друзей выбираем мы сами, но лучших оставляет время.

Друг – подарок, который вы дарите себе.

Дружба приумножает радости и дробит печали.

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Господь даровал нам родных , но друзей мы выбираем сами.

6.Напишите сочинение-миниатюру,  используя технологию РАФТ

Рассказчик (ученый , охотник, полицейский, писатель ,журналист)

Адресант(читатель, сосед, нарушитель, ребенок, слушатель)

Форма (научная статья, анекдот, инструкция, рассказ, интервью)

Тема : Если с другом вышел в путь…

В своем сочинении обязательно примените данные союзы(в произвольном порядке):  как только, чтобы, потому что, а, и, но

Лист самооценки

1.Я активно работал на уроке

2.Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся

3.Я знаю, что такое союз

4.Я знаю, для чего служат союзы

5.Я могу составить текст . применив различные союзы



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  ___________________

ДАТА______________

НЕ РУССКИЙ Я, НО РОССИЯНИН

М.КАРИМ

1.Союз - государственное объединение. Союз Советских Социалистических Республик

__________________________________________________________________________________

2.Тема урока____________________________________

Цели :А.______________________________________________________________________________

Б.___________________________________________________________________________________

В.___________________________________________________________________________________

3.Союз – это ___________________ часть речи, служит для связи _________________ членов предложения  и ________________предложений в составе ________________. Союз не ___________ и не является ___________________________________________.

4.Выполните упражнение 296.

1_______ аукнется, ____________ откликнется. 2.Дерево  держится корнями, _____ человек друзьями. 3. Нужно наклониться, ______________из  ручья напиться. 4.Мал золотник ,  _____ дорог. 5. Труд человека кормит, ______ лень портит. 6. Злой не верит, ______ есть добрые люди.  7.Богачи едят калачи, да не спят  _____ в день, _______ в ночи.

5.  Найдите предложения, в которых союз соединяет простые предложения в составе сложного.

Друзей выбираем мы сами, но лучших оставляет время.

Друг – подарок, который вы дарите себе.

Дружба приумножает радости и дробит печали.

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Господь даровал нам родных , но друзей мы выбираем сами.

6.Напишите сочинение-миниатюру,  используя технологию РАФТ

Рассказчик (ученый , охотник, полицейский, писатель ,журналист)

Адресант(читатель, сосед, нарушитель, ребенок, слушатель)

Форма (научная статья, анекдот, инструкция, рассказ, интервью)

Тема : Если с другом вышел в путь…

В своем сочинении обязательно примените данные союзы(в произвольном порядке):  как только, чтобы, потому что, а, и, но

Лист самооценки

1.Я активно работал на уроке

2.Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся

3.Я знаю, что такое союз

4.Я знаю, для чего служат союзы

5.Я могу составить текст . применив различные союзы



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ___________________

ДАТА______________

НЕ РУССКИЙ Я, НО РОССИЯНИН.

М.КАРИМ

1.Союз- общественное объединение. Союз башкирской молодежи

__________________________________________________________________________________

2.Тема урока____________________________________

Цели :А.______________________________________________________________________________

Б.___________________________________________________________________________________

В.___________________________________________________________________________________

3.Союз – это ___________________ часть речи, служит для связи _________________ членов предложения  и ________________предложений в составе ________________. Союз не ___________ и не является ___________________________________________.

4.Выполните упражнение 296.

1_______ аукнется, ____________ откликнется. 2.Дерево  держится корнями, _____ человек друзьями. 3. Нужно наклониться, ______________из  ручья напиться. 4.Мал золотник ,  _____ дорог. 5. Труд человека кормит, ______ лень портит. 6. Злой не верит, ______ есть добрые люди.  7.Богачи едят калачи, да не спят  _____ в день, _______ в ночи.

5.  Вставьте подходящие по смыслу союзы

Друзей выбираем мы сами, ……………….. лучших оставляет время.

Друг – подарок, …………………….. вы дарите себе.

Дружба приумножает радости …………………дробит печали.

Дружба кончается там, …………………… начинается недоверие.

Господь даровал нам родных , ……………………. друзей мы выбираем сами.

6.Напишите сочинение-миниатюру,  используя  технологию РАФТ

Рассказчик (ученый , охотник, полицейский, писатель ,журналист)

Адресант(читатель, сосед, нарушитель, ребенок, слушатель)

Форма (научная статья, анекдот, инструкция, рассказ, интервью)

Тема : Если с другом вышел в путь…

В своем сочинении обязательно примените данные союзы(в произвольном порядке):  как только, чтобы, потому что, а, и, но

Лист самооценки

1.Я активно работал на уроке

2.Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся

3.Я знаю, что такое союз

4.Я знаю, для чего служат союзы

5.Я могу составить текст . применив различные союзы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Русский язык. 7 класс. Технологическая карта урока: "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ".

Представлена технологическая карта  урока, в ходе которого дети должны не только освоить новое правило - слитное написание союзов, но и подготовиться к последующему изучению сложноподчиненных пре...

Технологическая карта урока по теме "СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ", 7 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет –русский языкКласс  - 7 Тема урока - СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫПланируемые образовательные результатыПредметныеМетапредм...