АРП по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7kl._pismo.docx58.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 201__ г. №______

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ  

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

7 класс

на 2018/2019 учебный год

Составитель: М.В. Ганзвинт,

учитель русского и литературы,

первая квалификационная категория

РАССМОТРЕНО:                                                                                                             СОГЛАСОВАНО:

МО учителей -  предметников                                                                                        Методическим советом

Протокол   от «___»___________2018г. №___                                                             Протокол   от «___»___________2018г. №____                                          

Руководитель МО                                                                                                            Председатель методического совета ____________________Н.В. Семенец                                                                            _______________________Л.Е. Лапутько

Пояснительная записка

Основанием для разработки рабочей учебной программы по предмету «Письмо и развитие речи» является:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 (с изменениями от 08.06.2015 года № 576) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 № 1087;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 30 августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в  2018 – 2019 учебном году»;

- приказ от 17.08.2018 № 242 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

- приказ от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;

- приказ от 31.08.2018 № 269 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;

Цели и задачи образования

Актуальность обоснованности изучаемого курса.

Обучение русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с ОВЗ, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.

Обучение письму начинается с формирования у обучающихся каллиграфических навыков.  В процессе работы по развитию каллиграфического навыка решаются задачи привития интереса к языку, к письменной речи как способу самовыражения, укрепления мелкой моторики руки.

Специфика

Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цели предмета:

1) Развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и

синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические

высказывания.

      Программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.

Задачи предмета:

1) Овладевать речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения,

обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащать словарный запас, уметь пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие обучающихся.

       Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных коррекционных задач, с целью усиления практической направленности обучения, которая включает следующие

основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний  в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.

                Успех в обучении обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими учебных навыков, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное, глагол, включены в содержание 5 класса) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку обучающихся с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья - семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.

С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) обучающиеся учатся конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления обучающихся с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

Изучая тему «Слово», обучающиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Обучающиеся  группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание обучающихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным

эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Обучающихся следует учить точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.

Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению

словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь обучающихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У обучающихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления обучающихся с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

При изучении темы «Текст» у учащихся 5—9 классов формируются следующие

умения:

• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

• выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;

• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты:

исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном

употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.

Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые

рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.

Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.

Основные технологии, методы, формы и режим занятий                                            

Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Формы организации образовательного процесса: урок, интегрированные уроки. Основными видами классных и домашних письменных работ, учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 7 классе – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 5 и 6 классах, но и в предыдущих. Задания для обучающихся создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ обучающихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Технологии обучения:

Традиционные педагогические технологии:

  • технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
  • технологии коррекционно - развивающегося обучения (умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
  • технологии компенсирующего обучения (обучение без принуждения: адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия, упрощенное называние; одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); оптимальность темпа с позиции полного усвоения, предъявление упражнений по нарастающей сложности);
  • игровые технологии (вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе: дидактические, настольные, подвижные, компьютерные игры, театрализация сказок, потешек, стихов и т.п.);
  • технология уровневой дифференциации обучения.

Методы и приёмы обучения

Методы обучения письму:

На уроках русского языка используются следующие методы урока:

  • словесные– рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
  • практические – упражнения, карточки, тесты

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные типы уроков:

  • урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
  • урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
  • урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
  • комбинированный урок;
  • нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)

Приёмы работы: (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей)

  • постановка перед учащимися цели урока;
  • дидактические игры;
  • проблемная ситуация;
  • игровые приёмы;
  • занимательные упражнения;
  • создание увлекательных ситуаций;
  • сравнение (один из важных приёмов обучения);
  • материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
  • использование «опорных схем»;
  • приём наглядности и иллюстрированности;
  • приём обратной связи;
  • приём контроля качества знаний, умений и навыков;
  • приём контроля и самоконтроля и т. д.

Место учебного предмета в учебном плане


Согласно учебному плану школы учебный предмет «Письмо и развитие речи» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Количество часов на изучение предмета в 7 классе - 4 часа в неделю.

Количество учебных недель - 34.

Количество часов на изучение в 7 классе за учебный год - 136 часов.

Количество часов по четвертям: I четверть – 37 часов, II четверть – 28 часов, III четверть – 39 часов, IV четверть – 32 часа.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В программе по письму и развитию речи предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников.

Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к обучающимся в объёме программного материала.

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

       • списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

       • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (85-90 слов);

       • участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

       • коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 70 слов);

       • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;

       • различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

       • находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

       • пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

2-й уровень

       • списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;

       • писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;

       • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

       • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

       • проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

       • учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Содержание учебного предмета.

Повторение

Звуки и буквы. Текст.

Предложение. Текст.

Состав слова.Текст.

Правописание гласных и согласных в корне. Правописание приставок. Сложные слова.

Части речи. Текст.

Существительное. Три склонения существительных в единственном числе. 1-е склонение существительных в единственном числе. 2-е склонение существительных в единственном числе.3-е склонение существительных в единственном числе.

Прилагательное. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.Склонение прилагательных женского рода.

Глагол. Время и число глаголов. Неопределенная форма глагола. Частица нес глаголами.

Местоимение.Лицо и число местоимений.

Предложение. Текст.

Простое предложение. Сложное предложение.

Повторение. Состав слова. Части речи.

Текст.

Подтверждение основной мысли текста фактами. Установление последовательности фактов в тексте. Составной план текста.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин,

материалам наблюдений.

Составление рассказа, по опорным словам, после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес, поздравление, записка, письмо, объявление, объяснительная записка.

Повторение пройденного за год.

Словарь 7класс

Антракт, бассейн, велосипед, география, естествознание, кабинет, километр, лекарство, мастер, мороженое, насекомое, недавно, портрет, порядочный, почтальон, приветливый, рецепт, сантиметр, спектакль, стадион, станок, театр, температура, тренер. (24 слова).

Тематическое планирование

Раздел и темы учебного предмета

Кол-во часов

Количество контрольных работ

Раздел1.

Повторение. Предложение.

17

1

Раздел 2.

Состав слова. Текст.

19

1

Раздел 3.

Части речи.

79

4

Раздел 4.

Предложение. Текст.

15

2

Раздел 5.

Повторение.

6

1

Итого часов за год:

136

9

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. «Русский язык» 7 класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ 2-е изд.-М.: Просвещение, 2017 - 256с.
  • Таблицы по темам, схемы, карточки, различные виды словарей, словарные слова с иллюстрацией, опорные таблицы по русскому языку, презентации.
  • Доска ученическая, компьютер МАС, мебель «Дидактика».

Оценочные материалы

При оценке результатов освоения программы должны учитываться психофизические особенности каждого ребенка, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность, эмоциональность реакции ребенка. Система оценки уровня усвоения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения письму и развитию речи. Составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, тематических контрольных работ и промежуточных (административных) контрольных работ.

В начале года проводится стартовая диагностика.

Текущий контроль осуществляется в устной и письменной форме. Письменные работы текущего контроля проводятсяв соответствии с графиком. Работы для текущего контроля состоят из одного или нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Промежуточный (административный) контроль проводится в конце учебного года. Основные виды письменных работ: списывание, диктанты. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой, по 5-балльной системе.

График контрольных работ

№ урока

Тема контрольной работы

Дата проведения

планируемая

фактическая

1 четверть

16

Административная контрольная работа на начало учебного года.

28.09

34

Контрольный диктант по теме:

«Состав слова».

30.10

2 четверть

62

Контрольный диктант по теме:

«Существительное».

25.12

3 четверть

82

Контрольный диктант по теме:

«Прилагательное».

08.02

103

Контрольный диктант по теме «Глагол».

19.03

4 четверть

115

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

16.04

121

Административная контрольная работа на конец учебного года.

26.04

130

Контрольный диктант по теме «Предложение».

20.05

134

Контрольный диктант за год.

27.05

Календарно – тематическое планирование.

п\п

      Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Требования к ЗУН

Словарь

план

факт

Должен знать

Должен уметь

I четверть

36

Повторение. Звуки и буквы. Текст.

7

1

03.09

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Знать алфавит.

Знать различие и правописание гласных и согласных букв.

Правописание разделительных мягкого (Ь) и твердого (Ъ) знаков в словах.

Умение отличать звук и букву, гласные и согласные буквы.

Уметь проверять написание ударной и безударной гласной.

Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной.

Алфавит

2

04.09

Разделительные мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах.

1

3

06.09

Правописание безударных гласных в словах.

1

Безударные гласные

4

07.09

Правописание звонких и глухих согласных в словах.

1

Звонкие, глухие согласные

5

10.09

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

1

6

11.09

Самостоятельная работа по теме: «Повторение».

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

7

13.09

Работа над ошибками. Деловое письмо. Адрес.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

Адрес.

Предложение. Текст.

10

8

14.09

Предложения нераспространенные и распространенные.

1

Понятие и различие распространённых и нераспространённых предложениях.

9

17.09

Однородные члены предложения.

1

Знать понятие однородные члены предложения.

Уметь находить однородные члены предложения

Уметь составлять и распространять предложения.

Однородные члены предложения

10

18.09

Распространение предложений однородными членами предложения.

1

Сантиметр

11

20.09

Составление предложений с однородными членами.

1

Километр

12

21.09

Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.

1

Понятие основная мысль текста, факт

Уметь выделять основную мысль текста.

13

24.09

Обращение. Его место в предложении.

1

Понятие об обращении и его месте в предложении.

Уметь выделять обращения интонацией.

Обращение

14

25.09

Употребление обращения в диалоге.

1

15

27.09

Предложение. Закрепление знаний.

1

Театр

16

28.09

Административная контрольная работа на начало учебного года.

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

17

01.10

Анализ контрольной работы.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

Состав слова. Текст.

19

18

02.10

Корень. Однокоренные слова.

1

Знать значение понятий «состав слова», «приставка», «корень», «однокоренные слова», «суффикс»,

«окончание».

Уметь выделять части слова, подбирать однокоренные слова.

Уметь разбирать слово по составу.

Состав слова. Корень.

19

04.10

Приставка.

1

Приставка

20

05.10

Суффикс.

1

Суффикс

21

08.10

Окончание.

1

Окончание

22

09.10

Сочинение по репродукции картины Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси»

1

23

11.10

Работа над ошибками. Деловое письмо. Поздравление.

1

Поздравление.

24

12.10

Безударные гласные в корне.

1

Способы проверки написания безударных гласных.

Уметь подбирать проверочные слова.

25

15.10

Звонкие и глухие согласные в корне.

1

Парные согласные по звонкости и глухости.

Уметь подбирать проверочные слова.

Естествознание

26

16.10

Правописания в корне. Закрепление знаний.

1

Насекомое

27

18.10

Гласные и согласные в приставках.

1

Знать правило правописания приставок.

Недавно

28

19.10

Разделительный твердый знак (Ъ) после приставок.

1

Знать правило правописания твердого знака (Ъ)

Умение правильно употреблять твердый знак (Ъ) на письме.

29

22.10

Правописания в корне и приставке. Закрепление знаний.

1

Рецепт

30

23.10

Знакомство со сложными словами.

1

Знать правила правописания и образования сложных слов.

Уметь правильно использовать соединительные гласные для образования сложных слов.

Соединительная гласная

31

25.10

Правописание сложных слов.

1

32

26.10

Образование сложных слов.

1

33

29.10

Состав слова. Закрепление знаний.

1

34

30.10

Проверочный диктант по теме:

«Состав слова».

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

35

01.11

Работа над ошибками. Состав слова. Закрепление знаний.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

36

02.11

Деловое письмо. Записка.

1

II четверть

28

Части речи. Текст.

79

Существительное.

28

37

12.11

Различение частей речи.

1

Знать понятия: существительное, прилагательное, глагол.

Уметь различать существительное, прилагательное, глагол.

существительное, прилагательное, глагол.

38

13.11

Образование одних частей речи от других.

1

39

15.11

Значение существительных в речи.

1

Знать значение существительных в речи.

Грамматические признаки существительного.

Правила правописания существительных с шипящей на конце.

Уметь использовать существительные для сравнения одного предмета с другим.

40

16.11

Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.

1

41

19.11

Род и число существительных.

1

42

20.11

Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (ж, ш, ч, щ)

1

Шипящие согласные

43

22.11

Правописание существительных с шипящей на конце.

1

44

23.11

Существительные 1-го склонения.

1

Знать понятие начальная форма.

Окончания 1, 2, 3-го склонения существительных.

Уметь ставить существительное в начальную форму.

Изменять существительные по падежам.

Склонение

45

26.11

Определение склонения существительных в начальной форме.

1

Температура

46

27.11

Существительные 2-го склонения.

1

47

29.11

Существительные 3-го склонения.

1

48

30.11

Р.р. Изложение. «Смелый поступок».

1

49

03.12

Работа над ошибками. Деловое письмо. Письмо.

1

Письмо.

50

04.12

Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.

1

Различать существительные 1, 2 и 3-го склонения.

51

06.12

Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения.

1

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.

Заменять существительные с ударным окончанием существительными с безударным окончанием.

52

07.12

Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием.

1

53

10.12

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.

1

54

11.12

Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.

1

Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения.

Заменять существительные с ударным окончанием существительными с безударным окончанием.

55

13.12

Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения.

1

Лекарство

56

14.12

Сочинение по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна -Лебедь».

1

57

17.12

Работа над ошибками. Деловое письмо. Объявление.

1

Объявление.

58

18.12

Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.

1

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.

Заменять существительные с ударным окончанием существительными с безударным окончанием.

Стадион

59

20.12

Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения.

1

Бассейн

60

21.12

Текст. Установление последовательности фактов в тексте.

1

Устанавливать последовательную связь предложений.

61

24.12

Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.

1

Тренер

62

25.12

Проверочный диктант по теме:

«Существительное».

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

63

27.12

Работа над ошибками. Выполнение упражнений на закрепление.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

64

28.12

Существительное. Закрепление знаний.

1

III четверть

40

Прилагательное.

19

65

10.01

Значение прилагательных в речи.

1

Знать понятие, грамматические признаки прилагательного.

Знать правило о согласовании имён прилагательных и существительных.

Знать об особенностях изменения прилагательных по числам.

Уметь различать по вопросам прилагательное от других частей речи.

Подбирать прилагательные по признаку, сочетать прилагательные с существительными.

Распознавать родовые окончания имён прилагательных.

Велосипед

66

11.01

Описание предмета и его частей.

1

Портрет

67

14.01

Использование прилагательных для сравнения предметов.

1

68

15.01

Словосочетания с прилагательными.

1

Почтальон

69

17.01

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

1

70

18.01

Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

1

71

21.01

Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах.

1

Изменения имён прилагательных по родам и числам.

Определять падежи прилагательных по окончаниям, согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

72

22.01

Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.

1

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

73

24.01

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

1

74

25.01

Сочинение по репродукции картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

1

75

28.01

Работа над ошибками. Изменение прилагательных женского рода по падежам.

1

Изменения имён прилагательных по родам и числам.

Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

Определять падежи прилагательных по окончаниям, согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

76

29.01

Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах.

1

77

31.01

Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.

1

78

01.02

Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.

1

79

04.02

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

1

Приветливый

80

05.02

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

1

Спектакль

81

07.02

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

Антракт

82

08.02

Проверочный диктант по теме:

«Прилагательное».

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

83

11.02

Работа над ошибками. Прилагательное. Закрепление знаний.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

Глагол.

21

84

12.02

Значение глаголов в речи.

1

Понятие о глаголе.

Значение глагола в речи.

Уметь использовать глаголы для сравнения предметов.

85

14.02

Использование глаголов для сравнения предметов.

1

86

15.02

Различение глаголов по времени.

1

Вопросы времен глагола.

Различать глаголы по времени.

Время глагола

87

18.02

Р.р. Изложение. «Храбрая курица».

1

88

19.02

Работа над ошибками.

Изменение глаголов по временам.

1

Правило изменения глаголов в прошедшем времени по родам.

Уметь изменять глаголы по временам и числам.

Различать окончания женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени.

89

21.02

Различение глаголов по числам.

1

90

22.02

Изменение глаголов по числам.

1

География

91

25.02

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

1

92

26.02

Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени.

1

93

28.02

Время и число глаголов. Закрепление знаний.

1

94

01.03

Самостоятельная работа по теме: «Время и число глаголов».

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

95

04.03

Работа над ошибками. Выполнение упражнений на закрепление.

1

96

05.03

Текст. Составной план текста.

1

Знать понятие составной план текста.

Уметь составлять план.

97

07.03

Понятие о неопределенной форме глагола.

1

Понятие о неопределенной форме глагола.

Уметь ставить глагол в неопределенную форму с помощью вопросов.

98

11.03

Правописание глаголов в неопределенной форме.

1

99

12.03

Постановка глаголов в неопределенную форму.

1

100

14.03

Использование частицы не в значении отрицания

1

Правописание частицы не с глаголами.

Уметь применять изученные правила на практике.

101

15.03

Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами.

1

102

18.03

Правописание частицы не с глаголами.

1

Порядочный

103

19.03

Проверочный диктант по теме «Глагол».

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

104

21.03

Работа над ошибками. Глагол. Закрепление знаний.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

105

22.03

Глагол. Закрепление знаний.

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

IV четверть

31

Местоимение.

11

106

01.04

Личные местоимения.

1

Понятие местоимение.

Значение личных местоимений в речи.

Уметь отличать местоимение от других частей речи.

Личные местоимения

107

02.04

Значение личных местоимений в речи.

1

108

04.04

Местоимения 1-го лица.

1

Понятие и различие личных местоимений.

Различать местоимения 1, 2, 3 – го лица.

109

05.04

Местоимения 2-го лица.

1

110

08.04

Местоимения 3-го лица.

1

Кабинет

111

09.04

Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

1

112

11.04

Работа над ошибками.

Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.

1

Правописание личных местоимений.

Различать местоимения по лицам и числам.

Род, число, лицо местоимений.

113

12.04

Различение местоимений по лицам и числам.

1

Мороженое

114

15.04

Личные местоимения. Закрепление знаний.

1

115

16.04

Проверочный диктант по теме «Местоимение».

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

116

18.04

Работа над ошибками. Личные местоимения. Закрепление знаний.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

Предложение. Текст.

15

117

19.04

Простое предложение.

1

118

22.04

Однородные члены предложения без союза и с союзом и

1

Правила правописания знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Уметь применять знания на практике.

Станок

119

23.04

Однородные члены предложения с союзами а, но

1

Мастер

120

25.04

Однородные члены предложения с союзами и, а, но

1

121

26.04

Административная контрольная работа на конец учебного года.

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

122

29.04

Анализ контрольной работы.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

123

30.04

Обращение.

1

Понятие обращение.

Правила правописания знаков препинания при обращении.

Уметь применять знания на практике.

Обращение

124

06.05

Знаки препинания при обращении.

1

125

07.05

Простое предложение. Закрепление знаний.

1

126

13.05

Части сложного предложения.

1

Правописание знаков препинания в сложном предложении.

Различать простое и сложное предложения.

Составлять сложное предложения.

Сложное предложение

127

14.05

Знаки препинания в сложном предложении.

1

128

16.05

Составление сложных предложений.

1

129

17.05

Простое и сложное предложения. Закрепление знаний.

1

130

20.05

Проверочный диктант по теме «Предложение».

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

131

21.05

Работа над ошибками. Деловое письмо. Объяснительная записка.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

Объяснительная записка

Повторение.

6

132

23.05

Состав слова. Правописание в приставке и корне.

1

Знать ранее изученные правила.

Уметь применять знания на практике.

133

24.05

Существительное. Прилагательное.

1

134

27.05

Контрольный диктант за год.

1

135

28.05

Работа над ошибками. Глагол.

1

136

30.05

Местоимение.

1

Литература:


Основная

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011

  1. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. «Русский язык» 7 класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ 2-е изд.-М.: Просвещение, 2017 - 256с.

Дополнительная

  1. Галунчикова Н.Г.  Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное /  Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
  2. Галунчикова Н.Г.  Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное /  Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
  3. Галунчикова Н.Г.   Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол /  Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
  4. Галунчикова Н.Г.   Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова /  Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
  5. Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку. Тетрадь для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / И.В.Веркеенко.- М.: Владос, 2005
  6. Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 классы / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005
  7. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учеб.пособие для общеоразоват.организ., реализ. адаптированные  основные общеобразоват.программы/Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В.Коршунова.- М.: Просвещение, 2017
  8. Прокопенко М.Е. Русский язык и чтение. 5-7 классы/ М.Е.Прокопенко. – Волгоград, Учитель, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по теме: "История развития ЭВМ. Классы ЭВМ"

Данный материал может быть использован для организации лекции у учащихся по профессии "Операторы ЭВМ"....

Рабочая программа по русскому языку и литературе для учащихся с психофизическими особенностями в развитии 7 класса

Данная программа является рабочей и составлена на основе типовой программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Авторы программы Н.Г.Галунчикова и др.Данная программа является рабочей и составл...

Повторение по теме "Европа на новом этапе развития" 10 класс

тестовые задания типа ЕГЭ, в том числе и для работы с картой...

Презентация к уроку по теме "Потребности и их влияние на развитие" (7 класс)

Презентацию можно использовать для объяснения материала по теме...

Программа развития коллектива класса на 2008-2015 гг. "Семь шагов к успеху"

Актуальность данной программы: обуславливается тем, что государственный и социальный заказ, предъявляемый к школе, недвусмысленно обозначает необходимость обеспечения качественного воспитания личности...

Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися

Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися...