Различение причастного и деепричастного оброта пунктуация, орфография.Закрепление
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока на отработку навыков постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока32.85 КБ
Файл презентация к уроку732.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60» г.Чебоксары

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Различение причастного и деепричастного оборота.

Пунктуация, орфография. Закрепление»

Разработчик:

Леонтьева Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

2018/2019 учебный год

  1. Предмет: Русский язык
  2. Класс:  6 (общеобразовательный)
  3. Авторы УМК:  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.
  4. Тема урока: Различение причастного и деепричастного оборота. Пунктуация, орфография. Закрепление.
  5. Тип урока:  урок обобщения и систематизации  полученных знаний.
  6. Технологии: Система развивающего обучения. Компьютерная технология. Технология сотрудничества.
  7. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте».
  8. Задачи:
  • обучающие: отработка навыков выделения и нахождения причастного и деепричастного оборотов, а также одиночного употребления данных глагольных форм в предложении.
  • развивающие: развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и деепричастии предложении, осложненном и не осложненном оборотом.
  • воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).
  2. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютеры, мультимедийная презентация.
  3. Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать морфологические и синтаксические признаки причастий и деепричастий, правило постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.
  • Уметь находить причастия, деепричастия,  правильно выделять причастия, деепричастия и причастные и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с данными оборотами.

Личностные: 

  • Уважительное отношение к родному языку; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные: 

  • Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: 

  • Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: 

  • Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
  1. Приемы и методы обучения: решение проблемных ситуаций, творческие задания, комментирование, работа с текстом,  дидактическая игра, различные виды опроса.
  2. Методическая цель: проектирование урока с позиции требований ФГОС ООО

Средства реализации методической цели: 

  • самостоятельное целеполагание
  • работа со схемами, таблицами
  • учебное сотрудничество (работа в группах)
  • использование адресных форм организации учебной деятельности

Лист самооценки 

  1. Умение формулировать цель
  2. Умение читать схемы, следовать алгоритму
  3. Умение выделять причастный и деепричастный оборот

Ход урока

I. Этап формулировки темы и цели урока.

Слайд 1.

Прочитаем стихотворение. В чем заключается смысловая нелепость этого текста? (Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах)

***

Я видел павлина с хвостом огневым,

Я видел комету с лицом дождевым,

Я видел тучу, на грядке растущую,

Я видел репу, по кочке ползущую,

Я видел улитку, сома проглотившую,

Я видел речку, пивом бурлившую,

Я видел бочку с головку спички,

Я видел слезы на кукольном личике,

Я видел глаза с огнем в глубине,

Я видел дома над землей в вышине,

Я видел солнце в двенадцать ночи,

Я видел того, кто все видел воочию.

                                                (В.Лунин) [1]

(в данном стихотворении использован непрямой рялдок слов, который затрудняет понимание – смысловой отрезок разбит строками стихотворения.Знаки препинания  не позволяют читателю понять, что автор, на самом деле, говорит о реальных фактах.) Восстановим порядок в тексте:

Слайд 2.

Я видел павлина;

Я видел комету с хвостом огневым,

Я видел тучу с лицом дождевым,

Я видел репу на грядке растущую;

Я видел улитку по кочке ползущую;

Я видел речку сома проглотившую;

Я видел бочку пивом бурлившую;

Я видел слезы с головку спички,

Я видел глаза на кукольном личике,

Я видел дома с огнем в глубине,

Я видел солнце над землей в вышине;

Я видел  в двенадцать ночи

Того, кто все видел воочию.

Все ли в порядке в нашем тексте, чего в нем не хватает? Правильно, знаков препинания:

Слайд 3.

Я видел павлина;

Я видел комету с хвостом огневым,

Я видел тучу с лицом дождевым,

Я видел репу, на грядке растущую;

Я видел улитку, по кочке ползущую;

Я видел речку, сома проглотившую;

Я видел бочку, пивом бурлившую;

Я видел слезы с головку спички,

Я видел глаза на кукольном личике,

Я видел дома с огнем в глубине,

Я видел солнце над землей в вышине;

Я видел  в двенадцать ночи

Того, кто все видел воочию.

Ребята, что отмечено цветным шрифтом с подчеркиванием? Причастные обороты, которые стоят после  определяемого слова.

Какие глагольные формы мы изучали на предыдущих уроках? (причастия и деепричастия)

Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

Слайд 4.

Различение причастного и деепричастного оборота. Пунктуация при ПО и ДП.

Слайд 5.

Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока с помощью опорных слов на экране:

  • Повторить… (что такое причастие и деепричастие, их суффиксы)
  • Сравнить ...(причастие и деепричастие, причастный и деепричастный оборот)
  • Отработать навык ...(нахождения оборота, постановки запятых при обороте)
  • Закрепить ... (тему «Постановка знаков препинания при ПО и ДО»)
  • Обобщить ... (материал по разделам «Причастие», «Деепричастие»)

Запишите основную цель, которую вы ставите перед собой на уроке, в свой рабочий лист.

Цели  урока: 

  • продолжать учиться сравнивать и анализировать языковые явления,
  • работать со схемами, таблицами
  • составлять алгоритм действия, отрабатывая практические умения выделять причастный и деепричастный обороты, навыки доказательного ответа;
  • определять роль причастного и деепричастного оборотов в тексте;
  • учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах.

II. Организационно-деятельностный этап

Слайд 6.

Вспомним алгоритм нахождения причастий и деепричастий в тексте:

1. Суффиксы, отглагольное образование (работа пальчиком!)

2. Вопросы, отнесенность к определенным частям речи, синтаксическая роль

А теперь, я вижу, нам необходимо подвигаться, полностью проснуться. Поиграем лингвистическую эстафету «Кто быстрее?».  Мы разделимся на команду мальчиков и девочек. Мальчики будут выбирать причастия, девочки -  деепричастия. Строимся в промежутках между 1 и 3 рядом, встаем у последней парты. На первой парте я раскладываю множество карточек со словами, каждый выбирает себе только одну с нужной формой. Листочек держим в руках для проверки. По завершении игры мы посмотрим, кто набрал большее количество баллов. Будьте внимательны: не спутайте причастия и деепричастия с прилагательными и глаголами! Ну, и будьте осторожны в движении, мы не в спортзале.

Слайд 7.  

А кто прошел этап, может пока отгадывать ребус на экране.

Слайд 8.

Итак, наша эстафета завершилась, давайте проверим результаты, я запишу количество правильных ответов на доске. Поздравим наших  победителей аплодисментами. Кто правильно выбрал слово поставьте себе 1 балл напротив этапа «Игра «Кто быстрее».

Вернемся к ребусу. Кто разгадал ребус? Правильно, это глагол «сражаться». Образуем возможные причастия и деепричастия от него.

Слайд 9.

Не образуются от данного глагола страдательные причастия, а также деепричастия совершенного вида, потому что не позволяет вид.

Сражаться 

Причастия

Деепричастия

Действительн.

Страдательн.

СражаЮЩийся

СражаВШийся

-

СражаЯсь  

Кто справился, ставит себе 1 балл за ребус

Слайд 10.

Итак, давайте вспомним основные понятия, чтобы продуктивно поработать дальше.  (Причастный оборот, определяемое слово, деепричастный оборот, обособление). Проверим, насколько хорошо вы их знаете. (дети дают определение, на слайде отображаются )

Слайд 11

Вспомним графическое оформление и пунктуационные правила для ПО и ДО. (учащиеся дают ответы)

Слайд 12.

Теперь можно работать. Будем практиковаться в тетради и у доски.

  1. Низкий берег усыпанный кустарником тянется гладкой покатостью.
  2. Лиловые облака протягиваясь к западу едва пропускали красные лучи.
  3. Луна всплывая на синее небо осеребрила струи вьющейся речки и туманную отдаленность.
  4. Медленно поднимаясь на хребты волн быстро опускаясь с них приближалась к берегу лодка.
  5. Густой туман нахлынувший волнами из ущелий покрывал  долину совершенно.
  6. Впереди нас тёмно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне. [2]

Учащиеся записывают предложения, комментируют свою работу.

Слайд 13

Ребята, нам необходимо обратить внимание на то, что иногда деепричастия переходят в наречия и тогда одиночное деепричастие не нужно выделять знаками препинания. Это происходит тогда, когда слово можно заменить наречием и невозможно заменить глаголом. Кроме того, наречие всегда располагается после сказуемого, а деепричастие, как правило, до него.

Деепричастия

Наречия

Одиночное деепричастие легко заменяется глаголом, так как обозначает добавочное действие

1. Наречие обозначает признак действия, поэтому его нельзя заменить глаголом, а только другим наречием или словом другой части речи

2. В наречия переходят только деепричастия несовершенного вида. Находятся такие наречия обычно после глагола

Поспорив, они разошлись (поспорили и разошлись)

Они сидели молча (тихо)

III. Контрольно-регулировочный этап. Работа с текстом

Слайд 14

А теперь поработаем самостоятельно. Составим алгоритм работы с каждым предложением(учащиеся формулируют самостоятельно каждый шаг)

Алгоритм для работы с каждым предложением:

  • Находим причастия и деепричастия (проверяем: закрываем суффикс, восстанавливаем глагол)
  • Устанавливаем определяемое слово для причастия, сказуемое (основное действие для деепричастия), при необходимости рисуем схему
  • Подчеркиваем оборот, ставим знаки препинания

Текст напечатан для каждого (вместе с оценочным листом)

Море горело. Его дно будто состояло из хрусталя освещенного снизу лунным огнем.

Свет разливался до горизонта, небо сверкало как бы затянутое серебряным туманом.  После недолгой темноты море опять превращалось в незнакомое звездное небо брошенное к нашим ногам. Мириады звезд, сотни млечных путей плавали под водой. Они то погружались потухая на самое дно, то разгорались всплывая на поверхность воды. Глаз различал неподвижный, качавшийся свет в воде, и другой свет рассекающий воду быстрыми фиолетовыми вспышками. Камни и жестянки валявшиеся под водой покрылись тонкой огненной росой.

Мы присутствовали при одном из самых величественных явлений в мире. До рассвета мы просидел на застекленной террасе и говорили о разных морских чудесах.[3]

IV. Оценочно-результативный этап

В завершении нашего урока давайте обратимся к нашему «Листу ожидания».

Слайд 15

 Посмотрите на слайд, посмотрите, на какой ступени  достижений вы сейчас находитесь, и поставьте в своем листе соответствующий балл. Суммируйте накопленное количество. Это и будет вашей оценкой за работу на уроке. Самостоятельную работу с текстом я оценю отдельно.

  1. Оправдались ли ваши ожидания?
  2. Что вы получили на уроке?
  3. Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Постановка знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах»?
  4. Сможете ли вы применить свои знания в дальнейшем?

Слайд.16

Домашнее задание.

Упр. 541


[1] Взято из пособия С.И.Львовой «За страницами школьного учебника»: Русский язык. 7 кл.: пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2007. -  с. 86

[2] Упражнение взято из учебника Русский язык. 7 класс (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова). –М.: Просвещение, 2013. – с.84

[3] Текст взят из пособия Плитовой И.Н. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. – М.: Издательство «Экзамен:, 2015. – с.46


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

*** Я видел павлина с хвостом огневым, Я видел комету с лицом дождевым, Я видел тучу, на грядке растущую, Я видел репу, по кочке ползущую, Я видел улитку, сома проглотившую, Я видел речку, пивом бурлившую, Я видел бочку с головку спички, Я видел слезы на кукольном личике, Я видел глаза с огнем в глубине, Я видел дома над землей в вышине, Я видел солнце в двенадцать ночи, Я видел того, кто все видел воочию. ( В.Лунин ) Чем объяснить смысловую нелепость стихотворения?

Слайд 2

Я видел павлина; Я видел комету с хвостом огневым, Я видел тучу с лицом дождевым, Я видел репу на грядке растущую; Я видел улитку по кочке ползущую; Я видел речку сома проглотившую; Я видел бочку пивом бурлившую; Я видел слезы с головку спички, Я видел глаза на кукольном личике, Я видел дома с огнем в глубине, Я видел солнце над землей в вышине; Я видел в двенадцать ночи Того, кто все видел воочию.

Слайд 3

Я видел павлина; Я видел комету с хвостом огневым, Я видел тучу с лицом дождевым, Я видел репу, на грядке растущую ; Я видел улитку, по кочке ползущую ; Я видел речку, сома проглотившую ; Я видел бочку, пивом бурлившую ; Я видел слезы с головку спички, Я видел глаза на кукольном личике, Я видел дома с огнем в глубине, Я видел солнце над землей в вышине; Я видел в двенадцать ночи Того, кто все видел воочию.

Слайд 4

Совершенствование навыков постановки знаков препинания ПРИ ОБОРОТАХ. Закрепление изученного материала Различение причастного и деепричастного оборота.

Слайд 5

Сегодня на уроке Повторить... Сравнить ... Отработать навык ... Закрепить ... Обобщить ...

Слайд 7

РЕБУС От зашифрованного глагола образуйте и запишите все возможные причастия и деепричастия СРАЖАТЬСЯ

Слайд 8

ПОИГРАЕМ!!! ПРИЧАСТИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ГОР Я ЩАЯ ГОР Я ГОР Ю ЧАЯ ГОР И М ПОЛЗ У ЩАЯ П О ЛЗАЯ ПОЛЗ У ЧАЯ ПОЛЗ У Т ШИП Я ЩАЯ ШИП Я ШИП У ЧАЯ ШИП И М ВИС Я ЩАЯ ВИС Я ВИС Я ЧАЯ ВИС И М К О ЛОТАЯ РАСК А ЛЫВАЯ К О ЛЮЧАЯ К О ЛЕМ ТЕК У ЩАЯ ВЫТЕК А Я ТЕК У ЧАЯ ТЕКЛ А СП Е ЮЩАЯ ПОСПЕВ А Я СП Е ЛАЯ СП Е ЕМ ДР Е МЛЮЩАЯ ЗАСЫП А Я ДРЕМ У ЧАЯ ДР Е МЛЕМ ОК О НЧЕНА ЗАК А НЧИВАЯ КОН Е ЧНАЯ ЗАК О НЧИМ В Ы МЫТА В Ы МЫВ М О ЕЧНАЯ В Ы МЫЛА НАП И САННАЯ НАПИС А В П И СЬМЕННАЯ П И ШЕМ ПОС О ЛЕННАЯ ПОСОЛ И В СОЛ О МЕННАЯ ПОСОЛ И ЛА БЛЕСТ Я ЩАЯ БЛЕСТ Я О ГЕНЕННАЯ БЛЕСТ Е ЛА ЗАБ Ы ТА ЗАБ Ы В ЗАБ Ы ВЧИВАЯ ЗАБ Ы ЛА

Слайд 9

Сражаться Причастия Деепричастия Действительн . Страдательн . СражаЮЩийся СражаВШийся - СражаЯсь

Слайд 10

ПОВТОРИМ! Определяемое слово Причастный оборот Деепричастный оборот Обособление – это слово, к которому относится причастие – это причастие с зависимыми словами – это деепричастие с зависимыми словами – это выделение запятыми самостоятельной синтаксической конструкции

Слайд 11

ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБРОТЕ ПУНКТУАЦИЯ при

Слайд 12

Низкий берег усыпанный кустарником тянется гладкой покатостью. Лиловые облака протягиваясь к западу едва пропускали красные лучи. Луна всплывая на синее небо осеребрила струи вьющейся речки и туманную отдаленность. Медленно поднимаясь на хребты волн быстро опускаясь с них приближалась к берегу лодка. Густой туман нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину совершенно. Впереди нас (тёмно)синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне. ТРЕНИРУЕМСЯ!!!

Слайд 13

Деепричастия, перешедшие в наречия : Сидя, стоя, лёжа, захлёбываясь, не думая, не спеша, подбоченясь , вытянувшись, нехотя, играючи, не торопясь, не смолкая, молча, любя, шутя. Деепричастия Наречия Одиночное деепричастие легко заменяется глаголом, так как обозначает добавочное действие 1. Наречие обозначает признак действия, поэтому его нельзя заменить глаголом, а только другим наречием или словом другой части речи 2. В наречия переходят только деепричастия несовершенного вида. Находятся такие наречия обычно после глагола Поспорив, они разошлись (поспорили и разошлись) Они сидели молча (тихо)

Слайд 14

Работа с текстом Алгоритм для работы с каждым предложением: Находим причастия и деепричастия ( проверяем: закрываем суффикс, восстанавливаем глагол) Устанавливаем определяемое слово для причастия, сказуемое (основное действие для деепричастия), при необходимости рисуем схему Подчеркиваем оборот, ставим знаки препинания

Слайд 15

Оценим свою работу

Слайд 16

Лингвистический детектив «Найди слово»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастный и деепричастный обороты.Урок-практикум.

На уроке повторяются и закрепляются правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах. материал можно использовать при подготовке к ГИА и ЕГЭ, а также  на уроке повторения в...

Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"

Конспект урока русского языка  для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"....

обособление деепричастных обротов

Презентация к уроку русского языка на тему "Обособление деепричастных обротов" с целью Закрепить полученные знания и применять их на практике...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

диктант причастный и деепричастный оборот 9 класс

Диктант по теме "Причастный и деепричастный оборот" для 9-10 класса...

Тестовые разработки по теме "Причастные и деепричастные обороты" 7 класс

Тесты позволят проверить знания учащихся по теме "Причастие " и "Деепричастие", отработать навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах....

Тест "Употребление деепричастного оброта"

Тест сформирует умение видеть ошибку в построении предложения с деепричастным оборотом....