Конспект урока на тему «Разноспрягаемые глаголы».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznospryagaemye_glagoly.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  на тему «Разноспрягаемые глаголы»

6а класс, учебник: Русский язык : учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Баранов М. Т., Ладыженская Л. А. Тростенцова Л. А., М. : Просвещение.

  1. Тип урока: урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков.
  2. Цели урока:

2.1 .Образовательные:

– повторить и систематизировать полученные ранее знания  о глаголе;

       - повторить алгоритм определения спряжения глаголов и написание личных окончаний;

- познакомиться с разноспрягаемыми глаголами;

- выявить особенности разноспрягаемых глаголов.

2.2. Развивающие:        

– формировать умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы в устной и  письменной речи;

– учитывать особенности склонения разноспрягаемых глаголов.

 2.3.Воспитательные:

– воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;

2.4. Метапредметные:

А. Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью;

- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.

Б. Информативные:

-  сформировать умение читать схемы и не делать ошибок в окончаниях.

В. Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2.5. Предметные:

А. Познавательные:

– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;

- вспомнить определение глагола, как части речи, его морфологические и синтаксические признаки;

Б. Практические:

- сформировать умение правильно склонять разноспрягаемые глаголы;

- сформировать умение опознавать разноспрягаемые глаголы в тексте и научиться анализировать их.

Перед уроком, на доске написать число, классная работа и тему урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент (поздороваться, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей.). 1-2 мин.
  2. Проверка домашнего задания.5-7 мин.

III.  Фронтальный опрос по пройденному материалу. При затруднении, ответ формируется с помощью учителя. 3-4 мин.

- Что такое глагол? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)

- Какими членами предложения они могут являться? (в предложении глаголы выступают в роли сказуемого)

- Какого вида бывают глаголы и как их различить? (глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного – что делать?)

- Как они изменяются? (изменяются по временам: наст., прошед., буд.. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам(в ед.ч.) и числам).

- Сколько спряжений глагола вы знаете?(Глаголы могут быть двух спряжений: первого и второго.)

- Какие глаголы относятся к первому спряжению?(все глаголы на –ЕТ, -АТ, -ЯТ и 2 глагола-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

- Какие глаголы относятся ко второму спряжению?(все глаголы на – ИТ, 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 4 на –АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать. ) (повторяем таблицу спряжений и личных окончаний глагола)

- Какие окончания имеют глаголы первого спряжения при изменении по лицам?(Ед. ч.: 1лицо

- -У, -Ю, 2лицо- -ЕТЕ, 3лицо- -ЕТ; Мн.ч.: 1лицо- -ЕМ, 2лицо- -ЕТЕ, 3лицо- -УТ, -ЮТ)

- Какие окончания имеют глаголы второго спряжения? (Ед. ч.: 1лицо- -У, -Ю, 2лицо- -ИШЬ, 3лицо- -ИТ; Мн.ч.: 1лицо- -ИМ, 2лицо- -ИТЕ, 3лицо- -АТ, -ЯТ)

I спр.

II спр.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + 2 глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

  1. Все на -ИТЬ (кроме брить и стелить);
  2. 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
  3. 4 на –АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать.

Личные окончания

-ЕТ,

-УТ,

-ЮТ

-ИТ,

-АТ,

-ЯТ

  1. Работа по теме урока.

Слово учителя: «Сегодня цель нашего урока: познакомиться с разноспрягаемыми глаголами и научиться не делать ошибок в их окончаниях. Запишите дату, классная работа и тему урока».

Вы уже знаете, что глаголы делятся на две категории: I и II спряжения, но есть такие глаголы, которые сочетают в себе признаки и первого, и второго спряжения, такие глаголы называются разноспрягаемыми.

  1. Откроем учебники на стр. 197 внимательно посмотрим на таблицу в зеленой рамке.

БЕЖАТЬ

ХОТЕТЬ

      я        бегу               

     ты      бежишь

     он      бежит             

     мы     бежим                      II спр.

     вы      бежите

     они    бегут                    I спр.

               я           хочу

              ты          хочешь                        I спр.

              он          хочет

             мы         хотим

             вы          хотите                        II спр.

             они        хотят    

- Что необычного в этих глаголах? (они спрягаются одновременно и по первому, и по второму спряжению. Хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения(с гласной е), а во мн.ч. – окончания 2спряжения (с гласными и, я). Глагол бежать во всех формах, кроме 3л, мн.ч., имеет окончания 2 спряжения, а в 3л мн.ч. – окончание 1спряжения -УТ)

- Может ли мы сказать, что это глаголы только первого спряжения или второго?  Почему? (нет, так как они совмещают в себе признаки и 1, и 2 спряжения)  

А теперь запишем спряжение глаголов ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ к себе в тетради и сделаем вывод:

Они спрягаются частично по первому, частично по второму спряжению, эти глаголы      называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ.

2) К доске выходят 3 ученика (каждому по два предложения). Необходимо записать предложения, найти и подчеркнуть как члены предложения разноспрягаемые глаголы. Выделить окончание, указать их время, лицо, число. После выполнения, ученики комментируют свои записи.

1) Облака бегут (наст. вр., 3л., мн. ч., по I спр.) быстрей, небо стало выше.

2) Мы не хотим (наст. вр., 2л., мн. ч., по II спр.) войны.

3)По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (наст. вр., 3л., ед. ч., по II спр.).

4)Люди планеты хотят (наст. вр., 3л., мн. ч., по II спр.) жить в мире со всеми.

5) Он хочет (наст. вр., 3л., ед. ч., по I спр.) научиться всему хорошему.

6) Многие книги дарят (наст.вр.,3л., мн.ч., по II спр. ) нам радостные минуты.

*(7.Конь бежит (наст.вр., 3л, ед.ч., по II спр.) - земля дрожит (наст.вр., 3л, ед.ч., по II спр.), из ноздрей дым валит. )

3) Слово учителя: «Есть еще 2 не совсем обычных глагола – ЕСТЬ и ДАТЬ. Посмотрите их спряжение на стр. 197 в черной рамке.»

ЕСТЬ                                                                  ДАТЬ

(ем, ешь, ест; едим, едите, едят)              (даю, даешь, дает; даём, даёте, дают)

- Какие особенности вы заметили в спряжении этих глаголов?

Корень глагола есть, в некоторых случаях, можно сказать, сливается с окончанием, в ед.ч. у глаголов есть и дать особые окончания, непохожие на окончания обычных глаголов. Особые формы спряжения имеют и производные этих глаголов: съесть, поесть, отдать, продать и т.д. , а так же следует отметить чередование согласных в корнях всех разноспрягаемых глаголов.

Обратите внимание на окончания глаголов и сделайте вывод: глаголы  ЕСТЬ и ДАТЬ спрягаются особым способом. Поэтому они называются особо спрягаемыми.

  1. Слово учителя: «В следующем задании я буду диктовать глаголы, а вы должны будете подчеркнуть  разноспрягаемые глаголы.» 2 ученика комментируют выделенные глаголы.

Захотеть, строить, вбежать, поесть, желать, забежать, варить, задать, хвалиться.

  1. Домашнее задание записывается на доске – упражнение 474. Попросить посмотреть его в учебнике и спросить : «Все ли вам понятно в данном задании?». Если что-то вызывает трудности, то объяснить.
  1. Подведение итогов урока. Фронтальный, итоговый опрос.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?( 2 глагола разноспрягаемых: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ.

2 глагола особо спрягаемых: ДАТЬ, ЕСТЬ)

- Какими особенностями они обладают? (при спряжении имеют окончания и I, и II спряжения)

 (Выставление оценок.) Слово учителя: «Мне понравилось, как вы работали на уроке, спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме Разноспрягаемые глаголы

року ИИииамапапппвавввИпо теме Разноспрягаемые глаголы.pdfПрезентация к уроку по теме Разноспрягаемые глаголы.pdf...

План-конспект урока по теме модальные глаголы вероятности с Present Perfect

Данный конспект урока вместе с презентацией по заданной теме разработан для того, чтобы понятно и доходчиво обьснить тему  "Употребление модальных глаголов с Present Perfect"....

Конспект урока на тему "Изменение глаголов по временам".

Конспект урока русского языка для обучающихся по программе VIII вида (1 вариант)....

Конспект урока по теме "Наклонения глагола. Изъявительное наклонение."

quot;Наклонения глагола. Изъявительное наклонение."...

Конспект урока по теме "Безличные глаголы"

quot;Безличные глаголы" 6 класс-урок открытия новых знаний (морфологические признаки безличных глаголов, их семантические группы, роль в текстах художественной литературы)...