Конспект урока по теме "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бойкова Юлия Алексеевна

"Безличные глаголы" 6 класс-урок открытия новых знаний (морфологические признаки безличных глаголов, их семантические группы, роль в текстах художественной литературы) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Цели: Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
  2. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.
  3. Обучать конструированию предложений с безличными глаголами.

Развивающие:

  1. Формировать умение отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
  2. Развивать умение оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

  1. Развивать культуру речи учащихся, культуру ответа.
  2. Развивать творческое воображение учащихся.

Задачи урока:

  1. знать значения безличных глаголов;
  2. знать формы безличных глаголов;
  3. уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
  4. уметь пользоваться безличными глаголами в речи.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок- исследование.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый, эвристический.

Ход уроков

  1. Организационный момент и вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитес , настойтесь на позитивный лад. Садитесь.

Как радостно в этот весенний денек

Увидеть так много улыбок,

Давайте откроем наш новый урок,

Чтоб уберечься от глупых ошибок.

  1. Актуализация знаний. «Угадай-ка!»

– Отгадайте часть речи:

1) эта часть речи может быть любым членом предложения, может изменяться по падежам, числам, но не по родам; обозначает предмет;

2) эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число, ни действие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения;

3) эта часть речи ничего не называет, а только указывает, заменяет другие части речи;

4) эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда без НЕ не употребляется; обозначает действие.

 не забыть бы сдать, не видят дороги, не придется участвовать, не хочется отставать, старое не забывается, не был в школе, не нарушайте тишину, не разбейте вазу, долго негодовали, ненавидел ложь,сразу невзлюбили, недоставало сил, ребенок не доставал рукой до полки, не спится.

-Давайте же вспомним определение глагола.

 Дети дают определение: Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- Давайте составим предложение с последним глаголом

  (Ночью мне не спится). Запишем предложение и подчеркнем его члены.

3. Самоопределение к деятельности.

- Итак, глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит. Но в нашем предложении нет совершителя действия.

- Назовите, пожалуйста, субъект действия в следующих предложениях.

I) Мы готовимся к прилёту птиц.

2) Вдалеке послышался шум.

3) Кто-то постучал в дверь.

4) Мечтаю о поездке на море.

5) Хочется на море.

-        В каких предложениях субъект действия не указан? (В четвёртом и пятом.)

—        Можно ли дополнить эти предложения так, чтобы появился субъект действия? (Четвёртое можно (Я мечтаю о том, чтобы все были счастливы), а пятое нет.)

-        Какой можно сделать вывод? (Глаголы могут обозначать действие, которое происходит само по себе.)

Фразу можно дополнить: Мне (нам, им, ему, ей) хочется найти ответ на этот вопрос. Но и в этом случае нет субъекта.

- Как можно назвать глаголы без лица? (Безличные)

- Да, правильно. Ребята, давайте нарисуем лицо.

Есть лицо                                                                                       нет лица 

4. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.

Вместе с учениками определяется, что тема урока «Безличные глаголы».

Наши цели:

         - узнать, что такое безличные глаголы, значение безличных глаголов;

         - определить формы безличных глаголов;

         - уметь отличать безличные глаголы от личных.

5. Изучение нового учебного материала.5

1). Проверим наше предположение по учебнику. Чтение определения в учебнике.

Откроем учебник на стр. 135., прочитаем его.

2) - Давайте посмотрим, в каких формах могут употребляться безличные глаголы? Запишем следующие предложения.


Уже вечереет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Скоро будет смеркаться раньше – буд. вр., 3 л., ед. ч.
На той стороне подмыло берег – прош. вр., ед. ч. ср. р.,

Какой можно сделать вывод? (Безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа).

- Ребята, запишем наш вывод в виде таблицы:

3 лицо

Настоящее время

3 лицо- он, она, оно- чаще всего употребляется с местоимением ОНО  вечереет

 будет   смеркаться

Будущее время

Средний род

Прошедшее время

Суффикс –Л-  подмыло


3) Обратимся к следующему заданию, посмотрим, чем отличаются безличные глаголы от личных.
Дерево темнеет вдали.                                                 В лесу быстро темнеет.

Ребёнок не спит.                                                              Ему не спится.

Ветер клонит деревья.                                                    Его клонило в сон.

Задания:
-сравните предложения (найдите главные члены предложения);
-установите значение (семантику) представленных глаголов;


Мы с вами нашли ещё один признак – поставить подлежащее в предложение с безличным глаголом невозможно. Можно сделать следующий вывод: Безличные глаголы образуются от личных глаголов.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,                        (физминутка)

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.

4) - Ребята , а у нас еще есть видеообращение (видеовопрос Пестовских Д.)
Чтобы ответить на него, посмотрим, кто у нас в классе самый зоркий.

Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы.

 В воздухе пахло свежескошенной травой.

 Подморозило и воздух стал свежим.

 Веет с поля ночная прохлада.

 В одну минуту дорогу занесло.

- Выделите грамматическую основу предложений. Найдите в одном из них пунктограмму. Обоснуйте ответ.

(Подморозило, и воздух стал свежим).  Учитель записывает предложение на доске, просит составить схему и дать характеристику.

Можем ли мы теперь ответить на вопрос Пестовских Димы?

Как?

(ответы детей)

5) Ребята, а давайте теперь подумаем, к каким явлениям жизни относятся безличные глаголы - сказуемые. Я читаю предложения, вы на слух выбираете безличные глаголы.

1.Сегодня мне нездоровится. Знобит и лихорадит. Я встал с постели и почувствовал, что в ушах звенит и рябит в глазах. Приехал врач, осмотрел меня, выписал   лекарства. На следующее утро уже не знобило, не лихорадило, в ушах не звенело и в глазах не рябило. На душе посветлело.

- Что же обозначают безличные глаголы во 2 тексте?

 (Состояние человека).

2. Прочитаю стихотворение А. А. Фета «Вечер»

    Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою

Засветилось на том берегу.              (А.Фет)

- сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов?

 (Они обозначают явления природы).

Сделаем вывод, что глагол безличный имеет свои значения.

• Явления природы.

• Физическое и душевное состояние человека.

6. Закрепление изученного

1)Самостоятельная работа. Карточки для работы в парах.

Учащиеся распределяют безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

   ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало. 

2) Изучение роли безличных глаголов в худ.текстах (дети рассматривают слайды с изображением природы и читают стихи русских поэтов, выделяют предложения с безличными глаголами, отмечают их роль в поэтических текстах)

За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.

                                   ( И.Бунин)

Смеркается . В бору темнеет.

Пожар зари над ним краснеет.

Во влажной почве  лист сухой

Без звука тонет  под водой.

                                     (И.Никитин)

3) отрывок из стихотворения Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

4)стихотворения учеников

- Ребята, у нас в классе есть свои маленькие поэты. Накануне они получили задание написать небольшое стихотворение, используя глаголы. Конечно, они не знали, что эти глаголы безличные. Послушаем, что получилось.

(выступления детей)  

- Ребята, какая основная мысль в стихотворениях юных поэтесс? (… красота природы)

-Сделаем вывод о роли безличных глаголов (глаголы помогают образно изобразить состояние природы)

7. Рефлексия

1. - Теперь мы с вами немного поиграем.

Прием «Немой опрос»

 (Раздаются карточки: на одной стороне лицо – это личные, на другой стороне овал – это безличные. Надо поднять одну из карточек)
1.Приближался рассвет.

2.Вечерело.

3.Весь день идёт дождь.

4.Как быстро рассвело!

5.Мне долго не спалось.

6.Сегодня все хорошо работали!

7. В ушах зазвенело.

8. Выпал снег.

9. Подморозило.

10.Мне не спится.

11. В зимнюю пору смеркается рано.

12.Мой друг тоже не спит.

13.Мы выходим из дома.

14. Нам легко дышится.

15. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.

 16. Пахнет хвоей.

17. Стоит тишина.

2. –Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали ?

Что показалось сложным? Что было самым интересным?

Что из изученного пригодится вам в жизни?


Домашнее задание (по выбору): 

  1. Придумать стихотворение из четырёх строк на весеннюю тему с безличными глаголами.

      2. Написать сочинение – миниатюру на тему «Осенний вечер» по опорным словам: становится тихо, не шелохнется, солнце село, смеркается, темнеет, посвежело, повеяло прохладой, запахло, не спится, любоваться, мерцают.

     3. С данными глаголами составить предложения так, чтобы они были употреблены в личном и безличном значении.

            Дует, везет, темнело, звенит.

Выставление оценок.

Спасибо за активную работу на уроке.

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

   ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало. 

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

   ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало. 

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

   ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало. 

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

   ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало. 

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

   ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало. 

                                             

                                                   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока рус.яз Глагол

Конспект урока    русского языка   во  2-а  классев рамках Федерального государственного образовательного стандартаУМК «­­­­­Система Л.В.Занкова»учителя началь...

Конспект урока. "Определение спряжения глаголов с ударной приставкой –вы."

Цели данного урока:- найти способ определения спряжения глаголов с ударной приставкой вы-;- развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности....

Конспект урока "Повелительная форма глагола" 9 класс

Способствует формированию представления о повелительной форме глагола.Формирует умение образовывать глаголы повелительной формы, распознавать их среди других глаголовСпособствует обучению школьников у...

Конспект урока по теме "Глаголы must& have to"

Данный урок является первым уроком из серии уроков по УМК М.З. Биболетовой по изучению модальных глаголов. Как правило вводные уроки, да еще и по грамматике, не нравятся детям. Но для того, чтобы моим...

Конспект урока по теме: "Глагол как часть речи"

Урок изучения нового материала,первый урок по теме "Глагол"...