технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (6, 8 класс)

Гоголева Надежда Филипповна

Технологическая карта урока по русскому языку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений»

Этап

УЭ (по модульной технологии)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма работы

1.Организационный момент. Мотивация

деятельности

УЭ-0

Интегрирующая цель:

-определить уровень знаний по теме «Предложения с обособленными определениями и приложениями»; систематизировать знания о согласованных и несогласованных определениях;

Включение в деловой ритм. Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

УЭ-1

Входной контроль (повторение изученного)

Цель: определить уровень знаний по теме «Предложения с обособленными определениями».

Добрый день, ребята!

Скажите, пожалуйста, вы любите собирать пазлы?  На партах у вас в конвертике есть детали, из которых нужно создать картину. Что у кого получилось? Правильно, это олимпийские символы. (Сл.2) Сл3.Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждали в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. Сегодня на уроке вы узнаете некоторые интересные факты об Олимпийских играх. Инструктаж. Ребята, сегодня мы будем работать на Маршрутных листах. Подпишите их.

Сл 3 Номер задания 3. Запишите предложение, которое характеризует вашего символа, вставляя пропущенные буквы, поставьте знаки препинания. Объясните. Правильно, обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Почему во 2-м предложений нет запятой? (Иглу (ударение ставится на букву и) – это жилище эскимосов в виде купола-полушария, построенное из снежных плит). В третьем предложении определения обособленные, но нераспространенные. Значит, обособленные согласованные определения бывают и распространенные и нераспространенные.

Для раскрепощения учащихся использует прием «Яркого пятна»

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки. 

Собирают пазлы

Маршрутные листы

 (Лист оценки)

Прием «Яркого пятна» (критического мышления)

Фронтальная работа

.

Самостоятельная работа.

3. Постановка учебной задачи

 и проект выхода из затруднения

УЭ-2

Работа с теоретическим материалом

III. Цель: создать проект выхода из затруднения

А вы знаете, когда и при каких условиях обособляется распространенное или нераспространенное согласованное определение? Нужно ли нам уточнить эти условия, чтобы не допускать ошибок при постановке ЗП? Для чего нам это нужно знать? Правильно, чтобы грамотно, образно выражать свои мысли.

- Чем будет заниматься?

- Сформулируйте цель урока (выяснить условия обособления согласованных распр. и нераспр. определений и научиться ставить ЗП)

Запишите на 2 строчке маршрутного листа, а на первой строчке сформулируйте тему урока. (Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений).

5 сл. Уточним еще раз, чем будем заниматься. Ребята, символы Олимпиады вы знаете, а какие виды спорта включены в Олимпиаду?

Сл.6.Какие буквы пропущены? Какие это слова, да словарные.

Сл.7 Посмотрим, правильно ли поставили ударение.

Сл.8 Проведем наш «Биатлон» в форме игры «Попади в цель». (Оформляем №4) Ваша задача: попасть в цель, т.е. правильно ответить на

Сл.9 следующие вопросы:

  1. Обособляются согласованные определения, если стоят после определяемого существительного.
  2. Не обособляются согласованные распространенные определения, если стоят после существительного.
  3. Обособляются определения, если относятся к имени собственному.
  4. Обособляются определения, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки).
  5. Обособляются согласованные определения, если относятся к личному местоимению.

Слайд 10 Проверьте и оцените себя.

Сл. 11 почему нужно было поставить ноль?.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Организовывает самостоятельную работу учащихся

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства

Самостоятельная работа

Самопроверка

Фронтальный опрос.

Диалог

4. Первичное закрепление

УЭ-3

Закрепление теоретического материала

IV. Цель: научить работать с разными источниками информации: перетрансформация теоретического материала

 Работа с теорет. материалом

Сл. 11. Как вы думаете, если у вас была бы таблица с условиями постановки ЗП при обособленных определениях, легче было бы выполнить эту работу? Мы смогли бы на основе данных вопросов создать таблицу «Условия обособления согласованных определений»?  Попробуем? (слайд)

СЛ.12  Вот что получилось. Все условия выявили?

Я раздам готовый материал нашей совместной работы, но вам нужно выявить, все ли условия перечислены.

Сл.13. Учебник стр. 150. Дети на карточках дописывают.

Открывает полный вариант таблицы

Организовывает работу с учебником

 Работают над составлением таблицы

Работают с учебником

Работа совместная с учителем.

Таблица строится на доске 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

УЭ-4

Самопроверка

V.Цель: сделать выводы, определить уровень усвоения материала, с целью планирования дальнейшей работы.

Практическая работа.

Конькобежный старт «Кто быстрее».

СЛ. 14. Расставьте ЗП.

Игра «Кто быстрее»

Задание: расставьте знаки препинания

(1)Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. (2)В 1896 г. был впервые исполнен олимпийский гимн,  написанный греческим композитором Спиросом Самарасом. (3) Стихи Костиса Паламаса, переведенные на многие языки мира,  знали участники и болельщики Олимпиады. (4) На церемонии открытия московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д.Шостаковича, ставшая ее музыкальной эмблемой. (5)А на церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу, улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова. (6) Гимн «Сочи-2014» исполняют певцы, представляющие разные музыкальные жанры: София Ротару, Филипп Киркоров, Дима Билан, Валерия, Юлия Савичева и другие.

Сл.15  Проверка

Для того чтобы правильно поставить ЗП или выделить определение, что нам нужно сделать? (создать алгоритм?)

Алгоритм работы:

1. найти определение (распространенное или нераспространенное).

2.Выявить, чем выражено определяемое слово.

3. Определить, где расположено определение относительно определяемого слова.

Организует практическую деятельность по применению усвоенных знаний

Организовывает работу над составлением алгоритма

Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку, пользуясь готовым ответом

Составляют алгоритм

Запасной вариант

Работа с упр.:306 (учебник).

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

 

УЭ-5

Осмысление

VI. Рефлексия.

 (Возвращаемся к целям и задачам урока)

  • Что повторили сегодня?
  • Чему научились?
  • Какой этап урока показался самым интересным?
  • Что было трудно?

СЛ.16  

СЛ.17 Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я все понял, могу этот материал объяснить другому;-5

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;-4

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;-3

Г) я ничего не понял-2.

Есть еще один способ оценивания работы - составление синквейна

Сл. 18 Домашнее задание

Если за урок набрали менее 7 б- повторить параграфы 28-32, упражнение: 306;

если  13 и более- написать сочинение-миниатюру, употребив обособленные согласованные определения. 

СЛ. 19. Можно и я оценю вашу работу.  Синквейна

Сл.20 Напомню, как создается синквейн. (На разд. Есть)

СЛ.21 Допишите слово в синквейне, составленному по нашему уроку. 

Сл. 22. Правильно. 

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Сл. 23. Ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы станете настоящими болельщиками Олимпийских игр. Все мы знаем, что победители Олимпиады получают медали. Сегодня за хорошую работу вы тоже их заслужили. Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.  

Тема:  «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык постановки запятой в сложном предложении.

Задачи:

  1. общеобразовательные:

- вспомнить и обобщить знания о сложном предложении;

- углубить понятие о структуре сложного предложения;

- понимать роль союза И в простом и сложном предложении;

2)  развивающие:

       - развивать умение анализировать структуру сложного предложения;

       - совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложном предложении;

       - развивать умение составлять сложные предложения по схемам;

 3)  воспитательные:

       - прививать интерес к русскому языку;  

       - воспитывать нравственные качества личности.

Планируемые результаты:

предметные:

         - владеть всеми видами речевой деятельности;

         - точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

метапредметные:

           - применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;  

           - использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

личностные:

           - формирование уважительного отношения к русскому языку;

           - воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

                                                                                                       Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организация. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие учителя.

Беседа с учащимися.

  1. Вспомните, какое предложение называется сложным?
  2. С какой целью в начале года мы повторяем изученный материал?
  3. Чем лично вам интересна и важна эта тема?

Приветствуют учителя.

Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности;

Регулятивные: целеполагание;

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте  на вопрос: «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?»

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

3.Выстраивание проекта и его реализация

Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях.

 

«Мозговой штурм»

Рефлексия на данном этапе.

Динамическая пауза (этап физической зарядки)

Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников.

Групповая практическая работа «Экспертиза»

Рефлексия данного этапа работы.

Самостоятельная работа (с привлечением при необходимости консультанта из группы)

Предлагаю выбрать «оператора», который будет наглядно в программе «Microsoft Office  PowerPoint 2007» фиксировать результаты нашей работы.

Задает вопрос:

«Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить запятые в сложном предложении?»

Предложите план нашей работы на уроке.

Для удобства работы предлагает учащимся распределиться на группы и в каждой выбрать координатора. Предлагает посмотреть на экран, на котором представлен кроссворд, и прочитать термины, включенные в него. (синтаксис, пунктуация, запятая, простое, сложное, основа, подлежащее, сказуемое)

Задает вопрос: как связаны эти слова с темой урока?

Дает задание: предлагаю вам выполнить задание «наоборот». Составьте вопросы, чтобы ответами служили вписанные в кроссворд слова.

Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились?

Ребята, давайте немного отдохнем. По моей команде изобразим одно из состояний.

«Воздух

«Земля»

«Огонь»

«Вода»

Предлагает прочитать задание к упр. 49

Дает групповые задания:

I группа: найти простые предложения, осложненные однородными членами, обозначить грамматические основы, построить схемы.

II группа: найти сложные предложения, обозначить грамматические основы, объяснить пунктуацию, построить схемы.

III группа: выполнить синтаксический разбор 4 предложения, морфологический разбор слова одинокие

В развитии  каких навыков тренировались, выполняя данное задание?

Слово учителя: насколько хорошо вы повторили и отработали учебный материал, покажет следующий вид работы. Упр. 51

Дифференцированное задание.

  1. Выполни 1-3 задания упр. 51
  2. Выпиши сложные предложения. Построй схемы.
  3. Спиши слова с выделенными орфограммами, графически объясни выбор.

Выбирают ученика-оператора;

Составляют план действий, озвучивают, оператор на слайдах фиксирует план.

 Примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме. (Что общего имеют и чем различаются простые и сложные предложения?)

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык постановки запятой в сложном предложении.

3.На примере создания собственных текстов проверить устойчивость приобретенного навыка.

Объединяются в группы, выбирают в каждой координатора

Знакомятся с кроссвордом, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание учителя,  обсуждают в группе, читают составленные вопросы.

Оператор фиксирует составленные вопросы на слайде.

Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают вывод.

Дышат глубоко, представляют себя губкой, которая каждой клеточкой впитывает кислород.

«Заземляются» - топают, подпрыгивают, крутятся на месте.

Активно двигают руками, ногами, туловищем, изображая языки пламени.

Делают движения руками, как пловцы

Один ученик читает вслух, остальные слушают и следят глазами.

Высказывают свое мнение, аргументируют его.

Самостоятельно анализируют предложения, находят простые и сложные предложения с союзом И, объясняют роль союза И обсуждают в группе, презентуют групповое задание, вносят номера предложений в таблицу вместе со схемами. Обобщают ответы, делают выводы.

Оператор вносит в таблицу результаты работы каждой группы.

Ученики самостоятельно выбирают задание из предложенных учителем и выполняют его, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.

Выборочная проверка задания.

Привлечение консультантов для проверки работы слабоуспевающих учеников. По желанию – взаимопроверка в группе.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования значения слов.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач)

Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Познавательные: объяснять языковые явления,  процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)

Задает вопросы:

Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.

Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.

Домашнее задание

Комментирует дифференцированное домашнее задание.

  1. Составить предложения указанных видов на тему «Наш класс». Упр. 49.
  2. Составить и записать сложные предложения по схемам. Упр. 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...