Конспект урока по русскому языку по теме "Союз"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема "Союз"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку
в 7 классе

«Союз. Повторение и обобщение изученного по теме»

Конспект  урока русского языка  в 7 классе по теме:

«Союз. Повторение и обобщение изученного по теме».

 Тип урока: урок – обобщение.

  Цели урока:

   Обучающие:

   - повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении;

   - совершенствовать умения и навыки:

обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;  

правильно писать;

   определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и     предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;

    правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие:

  - развивать

    навык грамотной устной и письменной связи речи;

    аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать    

    полученные знания с помощью языковых средств;

    общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные:

  - воспитывать уважение к истории родного края, любовь к классической литературе.

                                 Ход урока:

1. Организационный момент.

    Объявление темы урока, постановка цели.

 - Тема нашего урока: «Союз. Повторение и обобщение».

  Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить     изученный материал о союзе.

2. Синтаксический разбор предложения.

  - Записываем стихотворение В.Я.Брюсова:

  Алый бархат вечереет,

  Горделиво дремлют ели,

  Жаждет зелень, и июль

  Колыбельной лаской млеет.

- В чем заключается необычность стихотворения?

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

- Какой союз используется в стихотворении?

- Какую функцию он выполняет?

3. Актуализация знаний. (Работа в парах. Учащиеся проверяют знания теоретического материала друг у друга).

 - Какую часть речи мы называем союзом?

 - Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

 - На какие группы по значению и строению делятся союзы?

 - Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?

4. Слово учителя.

 - Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз и). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений.

Пример.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

- Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С.Пушкин союз И. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной выразительности, которое называется многосоюзием.

В четверостишии из стихотворения « Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Пример.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

- В отрывке из стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» многосоюзие используется для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

- А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.

Пример.

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

Из какого произведения эти строки?

(Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?

(Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?

(С помощью союза И)

- Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной выразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.)

5.Закрепительные упражнения.

 - Верно, ребята. А сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание.

 1) Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения о родном городе и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, что он соединяет.

Примеры схем.

1. [     ], а [     ]

2. [     ], (потому что   )

3. [ О и О ]

Задание выполняется в рабочих тетрадях.

Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

- Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.

 2) Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами.

Пример.

Неожиданно набежала туча.

(Возможные варианты предложений):

- Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь.

- Когда неожиданно набежала туча, мы отправились домой.

- Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.)

Дети читают свои варианты, объясняют пунктограммы.

- Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и в тексте.

- А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза.

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению – на простые и составные.)

- Правильно. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание.

 3) Из предложений, которые будут появляться на мониторе, выпишите в два столбика сочинительные и подчинительные союзы.

Пример.

Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко.

Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.

Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.

Дом невелик, да скучать не велит.

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек.

Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.

Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

Задание.

 Спишите предложения, расставьте знаки препинания:

- Огонь в лампе потускнел но через секунду снова разгорелся. (М.Горький)

- Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились в сырую траву. (К.Паустовский)

- Незнакомец был невысок ростом зато плечист. (А.Мусатов)

- Как вчера так и сегодня стоит теплая погода.

- Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А.С.Пушкин)

- Мы все должны любить свое отечество потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А.Толстой)

- Касьян не шевельнулся пока я не поднял коростеля. (И.С.Тургенев)

- Я знаю что ты хочешь поговорить со мной. (А.П.Чехов)

Проводится взаимопроверка.

Затем ученикам следует обязательно свериться с экраном, где появятся правильные ответы.

- А теперь охарактеризуйте каждый из союзов по значению и употреблению в речи.

Работа выполняется устно.

 6. Минутка здоровья

    (Выполняется гимнастика для глаз)

7. Самостоятельная проверочная работа.

    Часть 1. Конструирование предложений.

- Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам:

1) Почему в начале 20-х годов XX века возникла необходимость строительства ГЭС на реке Сызранке?

             [      ], ( потому что       )

2) С какой целью в 1688 году построена Спасская башня?

             [       ], ( чтобы               )

3) С именами каких выдающихся людей связан наш край?

             [ О, О и О ]

Часть 2. Тест.

  1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы:
  1. хотя, потому что, в течение, но
  2. чтобы, что, да, зато
  3. если, либо, то…то, из-за
  4. не то…не то, за то, пусть, несмотря на
  1. Найдите ошибку в морфологическом анализе союза:

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены.

     1) что – союз

     2) служит для связи частей сложного предложения

     3) сочинительный

     4) членом предложения не является

     3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом:

                1) Он исчез за поворотом так(же) внезапно, как и появился.

                2) Я то(же) собираюсь летом на юг.

                3) Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за(то) дерево.

                4) Что(бы) я делал без помощи своих друзей.

     4. В каком предложении слово ТОЧНО является союзом?

                1) Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба.

                2) Он говорил резко и точно.

                3) Все три раза Сейфула проводил поезда точно по расписанию.

                4) Сообщите точно, каким судам нужен ремонт.

     5. Укажите сложносочиненное предложение:

                1) Судя по тому, что ты говоришь, дела плохи.

                2) Тучи, словно горы, возвышались над горизонтом.

                 3) Он бы отдал свои вещи, да мать не разрешила.

                 4) В степи было пасмурно, хотя солнце поднялось.

      6. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится

          (Знаки препинания не проставлены)

  1. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край            

противоположного берега.

  1. Сердито бился дождь в окно и ветер дул, печально воя.
  2. Было еще влажно хотя дождь закончился больше двух часов назад.
  3. Горячее лицо с тоской искало ветра да ветра-то не было.
  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
  1. О людях не нужно судить по первому впечатлению, потому что оно бывает ошибочным.
  2. Там с утра над церковными главами голубеет небесный песок и

звенит придорожными травами от озер водяной ветерок.

  1. Мы снова встретились с тобой, но как мы оба изменились.
  2. Я снял с себя пальто и прикрыл её озябшие плечи.

        7. Рефлексия.

           Ребята задают вопросы одноклассникам:

           - Что такое союз?

           - Чем отличаются простые союзы от составных?

           - Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а    

             какие – только для связи предложений?

           - Как отличить союзы тоже, также, чтобы от сочетаний так же (наречие    

             с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами)?

  1. Домашнее задание:
  1. Подготовьте сообщение о союзе как о служебной части речи.

Приведите свои примеры. Определите стиль своего сообщения.

                 

         

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...