Сжатое изложение
учебно-методическое пособие по русскому языку

Калашникова Людмила Александровна

Содержание:

 

1.      Рекомендации по подготовке к сжатому изложению…………………………3

2.      3 способа сжатия текста………………………………………………………..4

3.      Как написать сжатое изложение? Советы и рекомендации (задание1)…..…5

4.      Упражнения на освоение приемов сжатия текста…………………………….6

5.      Критерии оценивания сжатого  изложения……………………………………9

6.      Тексты для самостоятельного написания изложений………………………..9

7.      Информация о текстах. Микротемы. ………………………………………..17

8.      Отметка о выполненных заданиях……………………………………………20

Литература…………………………………………………………………….

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhatoe_izlozhenie.docx444.1 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Рекомендации по подготовке к сжатому изложению…………………………3
  2. 3 способа сжатия текста………………………………………………………..4
  3. Как написать сжатое изложение? Советы и рекомендации (задание1)…..…5
  4. Упражнения на освоение приемов сжатия текста…………………………….6
  5. Критерии оценивания сжатого  изложения……………………………………9
  6. Тексты для самостоятельного написания изложений………………………..9
  7. Информация о текстах. Микротемы. ………………………………………..17
  8. Отметка о выполненных заданиях……………………………………………20
  9. Литература…………………………………………………………………….21

Задание

Какие вопросы возникли

Что делаю

1.Изучаю общую информацию

2. Изучаю требования к изложению

3. Составляю план работы

4. Определяю тему текста

  1. Выделяю абзацы

  1. Изучаю приемы сжатия текста

  1. Изучаю готовые изложения

  1. Рекомендации по подготовке к сжатому изложению

При выполнении данного задания возникает масса вопросов:

 «О чём текст вообще?» (если текст сложный, трудно уловить смысл).

 «А где абзац заканчивается?» (все знают, что в изложении 3 абзаца, но не могут понять, где заканчивается один, и начинается другой).

 «А какими словами писать?» (вроде бы и переписывать текст нельзя, а своими словами – не умеем…).

 «Как сжимать-то его?» (всё записали, теперь надо сделать «покороче», а как..?).

Как же сжимать текст изложения?

Нет одинаковых рекомендаций для всех. Каждый из нас по-своему воспринимает информацию. Значит, подготовка к изложению, да и вообще к ОГЭ должна быть индивидуальной. Итак, сначала определи тип своей личности.

1. «Всё запоминаю». Тебе легче сначала ничего не записывать, всё запоминаешь.

2. «Всё записываю». Тебе легче сразу записать почти весь текст, а потом его обдумать.

Определил?

Теперь работай по СВОЕМУ плану!

План №1.  («Все запоминаю»)

Первое чтение текста – только слушай, думай, о чём текст, отмечай количество абзацев.

Второе чтение текста – запиши главную мысль (идею) каждого абзаца - о чём он.

Потом напиши изложение на черновике. Всё, что вспомнишь. Здесь тебе не обязательно вспоминать приёмы сжатия, текст сожмётся сам!

Проверь ошибки.

Перепиши изложение на чистовик.

Когда тренируешься, попроси кого-то прочитать изложение, которое ты написал. На слух легче понять, где нужно сделать исправления.

План № 2. («Все записываю»)

Первое чтение текста - пиши всё, что успеваешь, оставляя пробелы. Отметь абзацы.

Второе чтение текста – допиши в пробелы нужные слова. Подумай, о чём каждый абзац.

Перепиши всё в черновик.

Получится почти дословный пересказ. Теперь…

Сократи текст, используя какой-то один приём сжатия.

Выбери для себя какой-то один приём, который даётся легче всего. Например, удаление. Можешь удалять однородные члены предложения.

В предложении есть перечисление? Оставь только одно слово. Или два (по смыслу): «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды».

Исправь ошибки.

Перепиши изложение на чистовик.

Ты уже понял хитрость?

Два самых простых приема сжатия текста в изложении:

1. Не делать ничего, если ты привык запоминать текст. В этом случае он «сожмётся» сам в процессе работы.

2. Удалить «лишние» слова (без которых текст и так понятен), если ты привык записывать текст. Иначе говоря, использовать тот приём сжатия текста, который кажется более простым.

Но сначала обязательно проведи «диагностику» собственной личности!

И помни, что ты можешь всё!

Просто у тебя свои особенности в учёбе, тебе нужно найти свой стиль подготовки.

  1. 3 способа сжатия текста.

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.
Основных способов сжатия текста три:
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

1. Исключение.
При исключении необходимо сначала
выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
Исключить можно:
- вводные слова,
- однородные члены предложения,
- повторы,
- риторические вопросы и восклицания,
- однотипные примеры,
- цитаты,
- рассуждения,
- описания,
- детали, не влияющие на ход авторской мысли,
- другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

2. Обобщение.
При обобщении необходимо
выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
Обобщению подлежат:
- ряды предложений, связанных одной мыслью;
- части сложного предложения;
- парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
!!! *Пример парцелляции:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
(А. Блок)
- другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
До: С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

3. Замена.
Заменить можно:
- однородные члены обобщающим словом,
- сложное предложение простым,
- несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
- прямую речь косвенной,
- часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример:
До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим
пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал - жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)


Итак, еще раз напомню, что трансформации
не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

  1. Как написать сжатое изложение? Советы и рекомендации (задание1)

Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.
1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст.
Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.
2. Делая записи,
не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.
3.
Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.
4. Как правило, при чтении текста аудитор делает
паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).
5. Текст прочитан.
Прочитайте то, что записали, соедините записанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.
6. Определите
тему текста (задайте себе вопрос: "О чем этот текст?"). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.
7. Определите
основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: "Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?"). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.
!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.
8. Определите
тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.
9. Составьте
план текста. Краткий, развернутый - на ваше усмотрение. Главная функция плана - помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.
10. В плане отметьте
существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.
11. Выберите способ сокращения текста.
Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.
12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:
- лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);
- лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).
           Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац - 1 микротема.
          Объем сжатого изложения - не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.
         Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ ТЕКСТА
  1. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

1.Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. Ценность времени – в его быстротечности.

  1. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. У делового человека дефицит времени увеличивается.
  2. Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Цейтнот становится всеобщим.
  3. Самое дорогое, что есть у человека,- это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут. Самое дорогое - это Время, составляющее нашу жизнь.
  1. Сократите сложное предложение за счет менее существенной части.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране.

  1. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
  1.  Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести. Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.
  2. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.
  1. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания. Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».(37 слов) Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший русскую природу, а потому ему нет равных в этой области.(20 слов)
  2. Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания. 

На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни. Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах. На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни. Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.

  1. Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний.
  1. Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова. В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив. В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу. В странах мира к кошке относились по-разному: в Египте она считалась священным животным из-за своих охотничьих качеств, в Китае-символом материнства, а в Японии – признаком материальной обеспеченности.

  1. Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причем непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! (38 слов) Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! (17 слов)

Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательнее для других, чувствуем, что нас ценят. (33 слова) Мы становимся доброжелательнее, здоровее, свободнее, щедрее, привлекательнее, нас ценят окружающие. (10 слов)

Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми, начинаем нравиться людям. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление - гораздо яснее, чётче, намного быстрее. Люди так называемой любящей доброты более склонны к принятию себя и позитивным отношениям с другими. Почему? Потому что доброта усиливает положительные эмоции (любовь, радость, благодарность, надежду, гордость), восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью. (85 слов) Посылая в мир любовь и добро, мы положительно влияем на него, сами делаемся радостнее и счастливее, начинаем нравиться людям. Внешне мы становимся красивее и мыслим гораздо лучше. Добрые люди  любят себя и окружающих: доброта усиливает положительные эмоции, восстанавливает здоровье и помогает радоваться жизни.(43 слова)

Внимание!

При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:

1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте;

3) точность передачи информации в каждой из микротем.

Желаю успеха!

  1. Критерии оценивания сжатого  изложения

  1. Тексты для самостоятельного написания изложений.

Напоминаю ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к изложению:

  • экзаменуемый должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  • количество микротем после сжатия текста не должно меняться (их должно быть 3);
  • количество абзацев - 3;
  • во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике;
  • можно пользоваться орфографическим словарём на протяжении всего экзамена;
  • максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, равняется 7.

17 текстов для написания сжатого изложения

ТЕКСТ №1 «Мир детства»


                Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.
                 Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.
               Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому -всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.

(По В.И.Белову) 184 слова

ТЕКСТ №2 «Дерево»

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни– ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков –точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.

(По А.Камкину) 198 слов

ТЕКСТ №3 «Леса»

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы ,охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

(По К.Паустовскому) 187 слов

ТЕКСТ №4

Читатель, друг! Ты подумай: если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние.

…Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем,«незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.

(Г.Троепольский) 183 слова

ТЕКСТ №5 «Доблесть»

А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть. А победа – дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.

А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством – безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве – тщеславие, показуха, а в доблести –подлинная сила духа.

Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространоство исторической Руси.

(По Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) 198 слов

ТЕКСТ №6 «Добрые чувства»

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
         Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. (По В.Сухомлинскому) 182 слова.

ТЕКСТ №7 «Война»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты — правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней –красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества. (По В.Быкову) 213 слов

ТЕКСТ №8 «Музыка»

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись, и чей образ и подобие утратили.    (В.Астафьев) 190 слов

ТЕКСТ №9 «Слова»

«Я – обыкновенный смертный, как и все люди, и отличаюсь от других только тем, что сижу за столом и копаю слова», - сказал о себе как-то Евгений Носов. Кажется со стороны: невеликий это труд – «копать слова». Но оглянитесь, прислушайтесь. Да, слов вокруг нас много, как на ярмарке. Они сыплются из телевизоров и радио, бросаются в глаза с рекламных афиш, глянцево лоснятся на обложках журналов… Но слова эти по большей части подержанные, да ещё будто измельчённые, высушенные городским обиходом. Они лишь раздражают наш слух, но души не касаются.

И вот попробуй тут найти слово живое, родниковое, то единственное, что ляжет на сердце читателя! Это никому не видимый, почти шахтёрский по изнурительности труд. Здесь даже Интернет не поможет со всеми своими миллионами сайтов. Лишь редкому художнику открываются чистые, будто промытые в небесной лазури, слова. Они не поучают, а согревают и утешают, как тёплая, чуть грубоватая от натуженности бабушкина ладонь.

Книги Носова полны не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки, и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. Всё живое, всё с душой, с тихой думою о чём-то своём. И как бы ни был одинок человек, он всегда в соседстве с природой. Научись понимать её, жалеть, побереги всякое малое создание – и ты не будешь одинок.

 (По Д.Шеварову) 235 слов

ТЕКСТ №10 «Совесть»

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть – это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

ТЕКСТ № 11


               Известный психолог доктор Курпатов предлагает соблюдать следующие правила в своей жизни для того, чтобы чувствовать себя счастливым и успешным человеком и гармонично вписываться в окружающий нас мир. Он пишет о том, что нельзя перекладывать на чужие плечи ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Только в тот момент, когда мы решим: "я автор своих неудач и творец своих успехов", мы обретём силу.

Избавьтесь от иллюзии, что вы можете изменить других людей. Людей меняют только обстоятельства. Позвольте им быть другими, и в какой-то момент вы даже начнёте получать от этого удовольствие. И помните, что мы нужны другим сильными. И никогда не тратьте своё время и силы на тех, кому вы безразличны, или даже хуже того - на тех, кто вас не любит. В этом мире огромное множество людей, с которыми проживать жизнь в радость. Просто не надо быть закрытым и подозрительным. Поверьте, будучи открытым и добрым, вы ничего не теряете.

Все наши действия имеют определённые последствия. Поэтому прежде чем сделать какую-нибудь глупость, хорошенько подумайте, и тогда глупостей в вашей жизни будет значительно меньше. Делайте то, что считаете важным. И не гонитесь за успехом. Если вы просто делаете то, что чувствуете важным, успех догонит вас сам.
                                                                                                   195 слов (По А.Курпатову)

ТЕКСТ №12


            Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных ("кажущихся") образов. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход. Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко - в мире виртуальных образов. Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.

В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз "техногонизм". Эти несчастные, сделав "Интернет" своей второй жизнью, потеряли интерес ко всему остальному. Обычно они проводят за компьютером целые ночи, погружаясь в неведомые глубины и посылая через модемы сообщения своим виртуальным приятелям. Утром эти люди вялые, мрачные и практически весь день не могут работать. Аналогичная ситуация и со школьниками, которые до глубокой ночи просматривают боевики и другие видеофильмы и не отдохнувшие не в состоянии воспринимать школьные программы.

Очень важно и содержание компьютерных игр. Недаром в Японии и США некоторые сюжетные линии запрещены и, судя по данным печати, последние 5-6 лет идёт всё более жёсткое ограничение сюжетов (так же поступают и в Германии), потому сознание игрока управляемо, его возможно закодировать на определённые действия, внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота.

 206 слов (По Гун Г.Е.)

ТЕКСТ №13


          Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.

Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнёру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче, иди навстречу людям (или хотя бы делай вид, этого достаточно) - и люди к тебе потянутся.

Все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если же он хочет относиться к людям "по-человечески", то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причём совершенно искренне и бескорыстно. (172 слова)

ТЕКСТ №14


           Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных "жизненных сценариев", которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение. Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый "жизненный сценарий".
          Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа "жизненного сценария" написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.
           Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть "родовые" проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей.

 (По Позднякову В.А.) 177 слов

ТЕКСТ №15

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.
          В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменение в костно-мышечной системе. (По Филипповой О.В.) 135 слов

ТЕКСТ №16


               Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги на самом деле открыт задолго до него и многократно повторен на все лады мыслителями прошлых веков. В доходчивом изложении Карнеги, подкреплённом живыми примерами, всё становится на свои места. Оказывается, главная беда человека - в неумении жить сегодняшним днём.
               Слишком много душевных сил уходит у нас на воспоминания о прошлом, которое безвозвратно минуло, и на мысли о будущем, которое ещё не наступило. Давние обиды и огорчения расстраивают нас и сегодня, хотя оснований на то давно нет. Да и приятные воспоминания пусты и бесплодны, ибо вращаются вокруг ушедшего. А уж мечты о будущем и вовсе бесполезны, они только распаляют воображение, но не насыщают. Опасения грядущих невзгод портят нам кровь ещё до наступления неприятностей.
              Вывод прост: надо отбросить все эти ненужные переживания и радоваться тому, что есть сейчас. Даже если радоваться особо нечему, надо вести себя так, будто всё прекрасно. Ещё Джемс на сей счёт говорил: "Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию, но всегда в нашей власти изменить своё отношение к ней".  ( 165 слов)

ТЕКСТ №17

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно Выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

(По Михаилу Литвиновичу Литваку)

  1. Информация о текстах. Микротемы.

ТЕКСТ 1

Детская душа одинаково жадно впитывает добро и зло. Плохие и хорошие впечатления запоминаются на всю жизнь. Однако А.С.Пушкин считал лучшей школой жизни всё-таки счастье.

Детские впечатления всегда определённы и образны, но каждому запоминается что-то своё.

В детстве больше всего волнуют переходы из одного состояния в другое: картошка на грани сырого и испечённого, последние секунды перед прыжком, миг перед падением в воду – всё это рождает восторг счастья и жизненной полноты.

ТЕКСТ 2

Нашим предкам дерево напоминало человека. Как и человек, оно жило и умирало, обладало силой, крепостью, твёрдостью.

Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое символизирует веру и её дары, второе – выбор между добром и злом.

В русском искусстве много живописных и словесных образов деревьев. В лирических песнях дерево становится собеседником, другом.

ТЕКСТ 3

Леса учат человека понимать прекрасное. В них с наибольшей выразительностью предстают величавая красота и могущество природы, в них были созданы подлинные жемчужина нашей поэзии.

Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья.

В лесах человек дышит чистейшим воздухом, который наполняет удивительным состоянием как бы безотчётной радости и силы.

ТЕКСТ 4

Нельзя писать в книгах только о счастье, потому что люди перестанут замечать несчастных, и только о печальном, потому что люди перестанут смеяться. Писатель должен писать правду обо всём. Он пишет для детей и взрослых, которые помнят, что были детьми.

Наверное, поэтому автор пишет о судьбе верной и преданной собаки, хотя собаки не считают свою преданность необычной. Люди превозносят преданность собаки как её подвиг потому, что сами не обладают этим чувством: благородство души не для всех людей является естественным состоянием.

Есть скромные незаметные люди с огромной душой, которые вмещают в себя лучшие качества человечества – доброту, простоту, доверие.

ТЕКСТ 5

Доблесть – это способность добывать победу. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Без сильного духане будет никакой доблести.

Не каждый смелый человек обладает сильным духом. Бывают совершенно безрассудные люди, в которых нет ни доблести, ни силы духа, а только ухарство. Достичь же ухарством победу не удавалось никому. Подлинная сила духа только в доблести.

Александр Невский был человеком доблести, поэтому казаки избрали его своим покровителем и нарекли его именем войсковой храм.

ТЕКСТ 6

Мальчишки хотят стать сильными, храбрыми, мужественными. Почему доброта не ставится в этот ряд? Без доброты невозможна душевная красота.

Добрые чувства уходят корнями в детство и рождаются в труде и заботах об окружающем мире; их можно воспитать только в детстве, потому что они утверждаются одновременно с познанием родной речи.

Самое трудное в воспитании – учить чувствовать. Школа сердечности – это дружба, товарищество, братство. Подлинная любовь рождается в сердце ребёнка, заботящемся о судьбе другого человека.

ТЕКСТ 7

Значение Великой Отечественной войны для истории трудно переоценить, потому что всё настоящее и будущее стоит на её фундаменте. Вспоминая уроки войны, мы утверждаемся в своей правоте дела мира.

Народность Великой Отечественной войны – одна из многих её замечательных черт. Следы войны и сейчас ещё остаются в душах людей.

Наши жертвы были не напрасны, потому что они приближали победу, значение которой непреходяще для человечества.

ТЕКСТ 8

Музыка – вечная загадка и услада человека. Люди плачут, слушая музыку, потому что сожалеют об утраченной чистоте, погубленной самим же человеком.

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть на земле. Музыка по отношению к слову первична.

Окончательно одичать человеку не позволяют природа и музыка, если только это настоящая музыка. Они самое верное, святое и неизменное в жизни.

ТЕКСТ 9

Вокруг нас очень много слов – на радио, телевидении, афишах, в журналах. Но эти слова лишь раздражают слух и не касаются души, потому что они подержанные и высушенные городским обиходом.

Найти живое родниковое слово – шахтёрский по изнурительности труд. Такие слова открываются лишь редкому художнику. Они согревают и утешают.

Книги Носова о природе и земле нашей. Нужно учиться понимать её, жалеть, беречь всякое создание – и тогда человек не будет одинок.

ТЕКСТ 10

Совесть – это тонкое врождённое нравственное чувство, духовный инстинкт, который быстрее, чем ум, отличает добро от зла. Следуя голосу совести, ты не будешь сожалеть о своих поступках.

Совесть находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания.

Совесть, по определению психолога Добсона, - это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. Когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил, возникает чувство вины.

ТЕКСТ 11

1 абзац (микротема №1) - Доктор Курпатов считает, что нельзя перекладывать ответственность на чужие плечи за то, что происходит в нашей жизни, потому что мы сами творцы своих неудач и успехов.

2 абзац (микротема №2) - Не следует тратить время на тех людей, кому вы безразличны; лучше тратить свои душевные силы на тех, с кем жизнь проживать в радость.

3 абзац (микротема №3) - Чтобы не допустить глупых поступков, больше обдумывайте свои действия и делайте то, что считаете важным, тогда вам обеспечен успех.

ТЕКСТ 12

1 абзац (микротема №1) - Увлечение компьютерными играми приводит к тому, что ребёнок душой и мыслями всё больше пребывает в виртуальном мире, что уводит его от реальгой действительности.

2 абзац (микротема №2) - Во многих странах мира подросткам ставят новый диагноз "техногонизм": проводя все ночи за компьютером, они утрачивают работоспособность днём и становятся вялыми и мрачными.

3 абзац (микротема №3) - Некоторые сюжеты компьютерных игр запрещены, так как они кодируют подсознание подростков на негативные поступки, превращая человека в робота.

ТЕКСТ 13

1 абзац (микротема №1) - По мнению Карнеги, не следует быть излишне эгоцентричными и прямолинейно добиваться желаемого от других людей.

2 абзац (микротема №2) - Чтобы расположить к себе других людей, следует при общении демонстрировать интерес к их личности.

3 абзац (микротема №3) - Если человек будет злоупотреблять советами Карнеги, то он может превратиться в манипулятора; если к людям относиться по-человечески, то советы Карнеги вообще не нужны.

ТЕКСТ 14

1 абзац (микротема №1) - Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.

2 абзац (микротема №2) - Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) - Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от "родовых" проблем.

ТЕКСТ 15

1 абзац (микротема №1) - Просиживая у компьютера или телевизора долгое время, дети лишают себя возможности развития.

2 абзац (микротема №2) - Виртуальная действительность не позволяет ребёнку пережить обычных человеческих эмоций.

3 абзац (микротема №3) - Электромагнитное излучение компьютеров негативно влияет на психическое и физическое здоровье ребёнка.

ТЕКСТ 16

1 абзац (микротема №1) - Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги - умение жить сегодняшним днём.

2 абзац (микротема №2) - Воспоминания о прошлом и опасения грядущих невзгод мешают человеку радоваться жизни.

3 абзац (микротема №3) - Надо уметь радоваться тому, что есть сейчас; не имея возможности изменить жизненную ситуацию, мы можем поменять своё отношение к ней.

ТЕКСТ 17

1. Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.

2. Люди, которые любят командовать везде ти всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.

3. Командовать и управлять - это разные понятия: управлять людьми - значит брать ответственность за поступки на себя.

Отметь здесь выполненные задания.  +

Задание

Готово!

1.Изучаю общую информацию

2. Изучаю требования к изложению

3. Составляю план работы

4. Определяю тему текста

  1. Выделяю абзацы

  1. Изучаю приемы сжатия текста

  1. Изучаю готовые изложения

         

Литература:

  1. Тексты для написания сжатого изложения взяты из пособия для подготовки к ГИА-2018 (9 класс) под ред. Н.А.Сениной. - М., Легион 2018.
  2. Русский язык 2018. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Москва "Интеллект-Центр" 201
  3. Егораева Г.Т. Упражнения на освоение приемов сжатия текста. - М., 2018.
  4. Сумина О.Г. Методика подготовки к ОГЭ. -2018. https://vk.com/gia 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...