Цветок (интегрированный урок - подготовка к сочинению)
план-конспект урока по русскому языку

Калашникова Людмила Александровна

ИТЕНГРИРОВАННЫЙ  УРОК - ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ  « ЦВЕТОК» ( С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ  И  РАССУЖДЕНИЯ).

Цель  урока:

       Образовательные:

        закрепление знаний учащихся о разных приёмах

        рисования цветов и создания рассказа-впечатления по выполненной

        работе;

        Развивающая:

        развитие речи учащихся  через расширение объёма

        словарного запаса  в процессе выполнения творческой работы по теме

        «Цветы» и умения видеть и передать красоту окружающей природы;     

       Воспитательная:

        содействие в ходе урока формированию мировоззренческих понятий:

        познаваемость мира и природы, красота и необъятность , любовь и

        восхищение природой.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety._integrirovannyy_urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИТЕНГРИРОВАННЫЙ  УРОК - ПОДГОТОВКА

К СОЧИНЕНИЮ  « ЦВЕТОК» ( С ЭЛЕМЕНТАМИ

ОПИСАНИЯ  И  РАССУЖДЕНИЯ).

Цель  урока:

       Образовательные:

        закрепление знаний учащихся о разных приёмах

        рисования цветов и создания рассказа-впечатления по выполненной

        работе;

        Развивающая:

        развитие речи учащихся  через расширение объёма

        словарного запаса  в процессе выполнения творческой работы по теме

        «Цветы» и умения видеть и передать красоту окружающей природы;      

       Воспитательная:

        содействие в ходе урока формированию мировоззренческих понятий:

        познаваемость мира и природы, красота и необъятность , любовь и

        восхищение природой.  

       Задачи:

          - рефлексировать сознание детей на особенности описание цветов и

            разнообразие «цветочной лексики», закрепить учебные нывыки

            детей по выполнению  пейзажных  (цветочных) изображений, испол-

            зуя приёмы рисования и поделочных работ;

         -  способствовать выработке у учащихся умение определять эмоцио-

            нальное содержание живописных произведений  с сопутствующим

            овладением лексики;                  

        Метапредметные результаты:

              *Регулятивные: умение осуществлять целеполагание, включая

                постановку новых целей, преобразование практической задачи

                в познавательную; умение самостоятельно контролировать своё

                время и управлять им.

              *Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться

                к  координации различных позиций в сотрудничестве; приходить

                 к общему решению в совместной деятельности.

               *Познавательные: проводить наблюдения под руководством учителя,

                 давать определение понятиям, стимулировать креативность

                учащихся .                            

             Предметные результаты: понимание определяющей роли языка

                 в развитии ителлектуальных и творческих способностей личности

                 и самообразования; обогащение активного и потенциального

                 словарного запаса, расширение объёма грамматических средств для

                 свободного выражения мыслей и чувств.        

         Оборудование: листы формата А4,гуашь, кисти , клей, пластилин.

            А.П. Чайковский «Вальс цветов». Репродукции цветов.

                                     Ход урока.

     Памятка  « Как  работать  в  группе».

  1. Будь уважителен  и  добр к  каждому  члену  группы.

Выслушивай  каждого. Говори  по  существу.

  1. Внимательно  прочитайте, прослушайте  задание.

Уточните, все  ли  каждому  понятно  в  нём.

  1. Обсудите  поставленный  вопрос  в  группе.

Сформулируйте  ответ  точно, грамотно  и  красиво.

  1. Запишите  ответ  каждый  в  своём  черновике.
  2. При  необходимости  обратитесь  за  разъяснением  к  учителю,

словарям.

Вдохновения, терпения, удачи.

-Здравствуйте. Мы  рады  приветствовать  вас,  дорогие  ребята и

уважаемые взрослые, в нашей  мастерской. Творческого  вдохновения  всем  нам!

1. Ты  входишь  в мир, как в двери мастерской. Ты можешь  сделать его лучше, красивее, потому  что в каждом  человеке заложена

способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся  его  творению. Потом её почувствуют те, кто будет на

это творение смотреть- или читать, слушать.

  Выходит, что творчество- это передача  по цепочке радости того,

что мир рядом с тобой прекрасен.

2.  Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле - цветке, постараемся сделать это вдохновенно,

учась у великих  мастеров, по отношению к которым все мы

подмастерья или ученики.

Наш сегодняшний  урок - мастерская, где  вы можете  рисовать,

лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя  свои

возможности. Учителя-помощники (или ученики).

( Заранее определяется группа  ребят-ваятелей и приступает  к лепке).

                    ( На фоне  музыки.)

   

         Светлеет  грусть, когда  цветут цветы

          Когда  брожу я многоцветным лугом

          Один  или с хорошим давним  другом,

          Который  сам  не  терпит  суеты.

 

     За  нами  шум  и пыльные  хвосты-

     Всё  улеглось! Одно  осталось ясно-

     Что мир  устроен  грозно  и  прекрасно.

     Что  легче  там, где  поле  и  цветы.

Что   для  вас  связано  со  словом  цветок?

Запишите   слово  цветок  в  левом  углу   своего  листка, а  под

ним  те слова, которые  возникают  у  вас  в  памяти  в  связи  со

словом   цветок;  а  в  правый   столбик  запишите  слова,

созвучные  слову  цветок,  рифмующиеся  с ними. На выполнение

задания  даётся  одна  минута.

  Вот  неполный  перечень  слов  из  работ:

левый  столбик : лето, радость, природа, пышность, красота, сад, аллея, раздолье, счастье, любовь, улыбка, тепло, солнце, бабочка,

май, неожиданность, волшебный, запах, нежность, ласка, гордость,

прелесть, дружба, радуга, чудесный;

правый  столбик: садок, кулачок, лепесток, колобок, денёк, звонок,

кружок, росток, василёк, узелок, поток, белок, пирожок, комок,

снежок, редок.

После  чтения  некоторыми своих  работ и их обсуждения  продолжаем:

-Цветок?

-Цветок. ( Демонстрирует  макет  цветок). Цветок… Что  может быть проще? Стебелёчек, лепесточек…

- Но в каждом  слове  загадка. Вы только  вслушайтесь: лепесток,

  тычинка, пестик…

- Давайте  попытаемся  проникнуть  в  тайну  названий.

  ( Группам  раздаются  карточки  с  заданиями. Для  работы

   каждой  группе  дано  одно  слово.)

                            Карточка.

  1. Разберите  слово  по составу  ( при необходимости  обратитесь

 к  словообразовательному  словарю).

2. Вдумайтесь  в  значение, сосредоточенное  в  корне (при необ-

ходимости  обратитесь  к  словарям).

3.Подберите  однокоренные  слова.

4. Объясните  значение  слова.

   

- Послушайте  небольшой  этюд  о  слове  безуханный:

   

  При  чтении  стихотворения  А.С. Пушкина «Цветок»:

                Цветок  засохший, безуханный,

              Забытый  в  книге  вижу  я…-

Может  вызвать  недоумение  слово  безуханный..

Тут  надо  вспомнить  хорошо  известный  нам  синоним  слова  аромат-

благоухание, где «ухание»  означает «запах» ,а «благо» указывает  на  то,

что  запах  приятный. Таким  образом, безуханный  означает  

«без  запаха».

 

Нелегко  познать  цветок. Чтобы  понять  его, попробуем  на

минуту  сами  превратимся  в  цветы.

   

Звучит  мелодия  Скрябина  « Этюд. Маргаритки».

 

Начинается  игра-этюд «Из  семени  в  цветок».

Я предлагаю  вам  превратиться  в маленькое  сморщенное  семечко

( сжаться в комочек  на  полу, спрятать  голову  в колени  и  закрыть

её  руками).

 Садовник  очень  бережно  относится  к  семенам, поливает их (гладит

 по  голове  и  телу), ухаживает  за  ними

.

С  тёплым  весенним  солнышком  семечко  начинает  медленно  расти.

(дети  поднимаются).

У него  раскрываются  листочки ( руки  тянутся  кверху),  растёт  стебелёк

(вытягивается  тело), появляются  цветоносы  с  бутонами  ( руки  в стороны, пальцы  сжаты).

Наступает  радостный  момент, и  бутоны  лопаются ( резко  разжимаются

кулачки),  и  росток  превращается  в  красивый  сильный  цветок.

 Наступает  лето, цветок  хорошеет,  любуется  собой ( осмотреть  себя),

Улыбается  цвета- соседям ( улыбки  соседям), кланяется  им, слегка

Дотрагивается  до  них  своими  лепестками ( кончиками  пальцев  дотянуться  до  соседей)

.

    Но  вот  подул  ветер,  наступает  осень. Цветок  качается  в  разные  стороны,  борется  с  непогодой ( раскачивание  руками, головой,  телом).

Ветер  срывает  лепестки  и   листья ( опускаются  руки, голова), цветок  сгибается,  клонится  к  земле  и   ложится  на  неё. Ему  грустно

     Но  вот  пошёл   зимний  снежок. Цветок  опять  превратился  в  

маленькое   семечко  (  свернуться  на  полу). Снег  укутал  семечко, ему

тепло  и  спокойно.

      Скоро  опять   наступит  весна  и  оно  оживёт!

Давайте  же  пристальнее  всмотримся  в  этих  знакомых  незнакомцев,  вместе  с   мастерами  слова  приоткроем   завесу

над   тайнами   цветов  и  облечём  их  в  слова.  А  вы, ребята,

во  время  выступления  групп  запишите  наиболее  яркие, понравившиеся  вам  слова  и  словосочетания, характеризующие  цветок.

( На  фоне  музыки  группы  представляют  заранее  подготовленные  литературные   композиции).

  1. Попробуем  теперь  сами  подобрать  наиболее  точные  и образные  слова  для  описания  цветов.

Каждая  группа  получает  художественную  фотографию  с изобра-

жением  цветка  и  заданием  подобрать  за  две  минуты  пять  сравнений. Идёт  проверка  выполнения  задания, пополняются  материалы  к  сочинениям.

    Вот  такие  сравнения  предложили  ребята:

Цветок

- огонь, солнце, оранжево-желтая карусель;

- бабочка, чаша, пышное платье, роскошный бант;

- колобок, кольцо, чаша;

- леденец, печенье с начинкой, причёска  королевы;

- бутон- драгоценный  камень  в  зелёной  оправе;

- раскалённый  металл, красный  шёлк.

____  За  короткое  время  вы  успели   выполнить  несколько  заданий  и, наверное, почувствовали  и  радость  и  удовольствие.

Попробуем  выполнить  ещё  одно  задание, призвав  в  помощники  свой  опыт, фантазию  и  умение.

        Игра « Продолжи  строчку».

-Бутонов  круглые  бубенчики…

-Слуги  весны  в  гости  пришли…

-Я  верил  в  чудеса…

-Однажды  весной  в  долине  лесной…

-Я  коснулся   лепестка…

-Кругом  царила  жизнь  и  радость…

-У  меня  секрет  свой  есть…

   (Ребята  зачитывают  четверостишия).

-Хорошо  быть  цветком, тебя фотографируют, посвящают  тебе  стихи  и  песни, пишут  картины, бережно  заботятся, ты  центре

любого  праздника.

- Хорошо… Если  к  тебе  не  тянутся  жадные  руки, чтобы сорвать, смять и выбросить  или засунуть  в  тесную  вазу, залить  холодной  водой и забыть на  неделю  на  сквозняке  или  у  жаркой  батареи.

Хорошо…

                        Игра  аромата и  цвета,

                        Но ты  на расчёты  взгляни.

                        Что  было  бы  с  нашей  планетой,

                         Когда  бы  исчезли  они?

Инсценировка  по рассказу  Ю. Яковлева «Неизвестный  цветок».

 

  1. Хорошо, что  нас  ещё  радуют  голые  озёра  незабудок, золотые  луга  одуванчиков, белые россыпи, ромашек по

угорам.  И  прекрасно, что  остаются  они  на  полотнах художников, в  мелодиях музыкантов, в плавных  линиях

скульптуры. Давайте  посмотрим, что  получилось  у наших

ваятелей.

   (Выставка  поделок  из  пластилина. Авторы рассказывают

о  своих  замыслах  и  их  воплощении).

2. Посмотри  на  цветы…Помечтайте...

Есть  у  моря  прекрасный  сад. В нём- ароматы  и  туманы.

Море  шумит. Его  шуму  вторит  жужжание  пчёл и шмелей.

Живыми  лепестками  вспархивают  бабочки. И среди алых,

белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов  есть  один, твой,

самый  любимый…

Расскажите  о  нём. Итак, тема  сочинения :« Мой  любимый  цветок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...

Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок"

Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок"  Цели: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению...

Презентация к уроку "Подготовка к сочинению "Мой любимый цветок"

Презентация к уроку "Подготовка к сочинению "Мой любимый цветок"...

Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"

Сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности.  ...

Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"

Сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности.  ...

Интегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»

Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»...

Конспект уроков "Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения".

Конспект уроков "Подготовка к сочинению  по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения"....