«Буква ь на конце наречий после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Юркевич Ирина Владимировна

Обощенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок. Русский язык.         7 класс. Учитель: Юркевич Ирина Владимировна

Тема: «Буква ь на конце наречий после шипящих». Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных  частей речи.

Цель: научиться писать мягкий знак на конце слов после шипящих.

Задачи:

  • создать условия для формирования умения определять, каким правилом регулируется написание мягкого знака на конце слов после шипящих; формирования умения применять правило и осуществлять самоконтроль;
  • организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида: регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;
  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • развивать навыки сотрудничества в парах.

Регулятивные:

  • развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение аргументировать, доказывать.

Познавательные:

  • использовать предметные знания в модельной ситуации;
  • формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Предметные УУД:

  • обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.

Технологическая карта урока

Тема урока: «Буква ь на конце наречий после шипящих». Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных  частей речи.

Тип урока: изучение нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

Форма урока: работа в парах

Технология: диалоговой взаимопомощи

Ход урока:

Этапы урока

Организация этапа,

доска и оборудование

Основное содержание этапа (деятельность)

УУД

 учителя

учащихся

Карточка № 1.___________________________________________________________________-

Тема  

1 вариант

Тема 

2 вариант

бегаеш

бережёш

зверёныш

матч

береч

бестолоч

колюч

сокровищ

проч

жеч

вираж

брош

отреж

вскач

клещ

пахуч

передач

намаж

Продолжите предложение.

1.Сегодня на уроке мне понравилось _________________________________________________

2.Понять материал урока мне помогло________________________________________________

3.Осталось непонятным____________________________________________________________

3.Я оцениваю свою работу на ___________баллов (исходя из 5 баллов)

Карточка № 2____________________________________________________________________

Алгоритм

Части речи

 

1.

2.

Кроме:

1.

2.

3.

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

                             

        

Инструкция для выполнения задания на карточке № 2.

1.Возьмите из файла лист с теоретическим материалом.

2.Прочитайте все правила.

3.С помощью теоретического материала(в файле)  заполните все пустые графы алгоритма.

4.Если вы затрудняетесь, обратитесь за помощью к соседу по парте. На работу вам отводится примерно 3 минуты.

5.Если вы в паре не сумели разобраться, обратитесь за помощью к учителю.

6.Заполнив алгоритм, дайте знак (поднятая рука) учителю, что вы готовы.

7.По сигналу учителя пересядьте по схеме «ручейка» (по часовой стрелке) со своей карточкой №2.

7.Пересев, задайте один вопрос товарищу по теории, выслушайте ответ. Проконтролируйте правильность ответа.

8.Выслушайте вопрос товарища и ответьте на него.

9.Повторите все действия, начиная с пункта 7.

Инструкция для выполнения задания на карточке № 3.

1.Прочитайте задание на своей карточке.

2.В рабочей тетради запишите:

3.Выполните задания, пользуясь алгоритмом.

4.На работу отводится примерно 3 минуты.

5.Выполнив задание, возьмите в файле ответы и проверьте себя.

6. По сигналу учителя пересядьте по схеме «ручейка» (по часовой стрелке) со своей рабочей тетрадью.

7.Поменяйтесь карточками с соседом. Выполните задания товарища у себя в тетради, обозначая номер карточки. На работу отводится примерно 3 минуты.

8. Проверьте работу друг друга.

9.Запишите количество ошибок.

10.Обсудите ошибки с товарищем.

11. Повторите все действия, начиная с пункта 6. Пока не выполните шесть карточек.

12.Вернитесь к карточке № 1.

13. Проверьте себя самостоятельно.

14.Выполните задания второго варианта.

15.Допишите предложения под таблицей.

16.Возьмите карточку с домашним заданием.

Карточка № 3______________________________________________________________________

Задание № 1

Спишите словосочетания, объясняя орфограмму вслух. Подчеркните орфограмму «Ь после шипящих». Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.

Разжеч... костер, допустил фальш..., открыл настеж..., мороз трескуч..., с...еш…те пирога

Карточка № 3______________________________________________________________________

Задание № 2

Восстановите текст, используя слова для справок. Запишите полученный  текст в тетрадь. Подчеркните орфограмму «Ь после шипящих». Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.

После удара …………..стало бедняге ……………и …………..., решил он, что ему не удастся закончить дело миром. …......... ранила лошадь, и та упала ……… .

Слова для справок: наотмашь, невтерпеж, навзничь, невмочь, картечь

Наотмашь - сильно размахнувшись 

Навзничь - опрокинувшись на спину, вверх лицом 

Невмочь (нареч.) невтерпеж,  не в силу, не под силу.

Невтерпеж - не хватает терпения

Картечь - крупная дробь для охотничьего ружья. 

Карточка № 3______________________________________________________________________

Задание № 3

Устно вставьте в слова пропущенные буквы, объясняя орфограмму. Используя данные слова( сколько сможете), составьте предложение и запишите его в тетрадь. Подчеркните орфограмму «Ь после шипящих». Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.

Отреж…, горяч..., не объеш…ся, сплош..., калач…

Калач - 1. Хлебное изделие из пшеничной муки, выпеченное в форме замка с дужкой или с двумя согнутыми рожками. 2. Пшеничный хлеб любой формы. 

Карточка № 3______________________________________________________________________

Задание № 4

Отгадайте загадки. Ответы запишите через запятую. Подчеркните орфограмму «Ь после шипящих». Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной. Запишите ещё пять слов других частей речи с этой же орфограммой.

1)Маленькое, сдобное, 
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем, 
Разделю ребятам всем.

2)Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки.  

3)Чёрный Ивашка — 
Деревянная рубашка, 
Где носом проведёт, 
Там заметку кладёт.

Ответы: 1 – калач, 2 – мышь, 3 – карандаш

Задание № 5

Прочитайте слова в транскрипции, запишите их в соответствии с орфографическими правилами. Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.

[б и р э ч]   [у ш]   [ч и т а й и ш]   [ф с к а ч]   [р о ш]   [а т р э ш]

Задание № 6

Выполните тест.

1. Укажите слово, в котором на месте пропуска не пишется Ь.

1) гнусная лож... 
2) прилеч... отдохнуть 
3) лес дремуч...
4) береч...ся от простуды

2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь.

1) надеть плащ...
2) суп горяч... 
3) невтерпёж... сидеть 
4) увлеч...ся спортом 

3. Укажите слово, в котором на месте пропуска не пишется Ь. 

1) ветер свеж...
2) упасть навзнич... 
3) красивая брош... 
4) попасть в глуш...

4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь. 

1) много груш... 
2) пять дач...
3) нет телепередач...
4) озимая рож... 

Ответ: 1-3, 2-4, 3-1, 4-4

Задание № 7

Соотнеси ряд слов с правилом. Запиши только пару цифр.

Слова:

1.линюч, свеж, хорош

2.дач, туч, крыш

3.назначь, умножь, намажь

4.стричь, жечь, уберечься

5.муж, камыш, мяч

6.мелочь, брошь, рожь

7.решаешь, учишься, думаешь

8.замуж, наотмашь, настежь

1.Сущ. в Р.п., мн.ч. пишутся без ь после шипящих

2.Наречия пишутся  с ь после шипящих, кроме трех слов-исключений

3.Глаголы во 2л, ед.ч. пишутся с  ь после шипящих

4.Прилагательные в краткой форме пишутся без ь после шипящих

5.Инфинитив пишется с  ь после шипящих

6.Сущ. 3-го склонения пишутся с ь после шипящих

7.Сущ. 2-го склонения пишутся  без ь после шипящих

8.Глаголы в повелительном наклонении пишутся с ь после шипящих

        

Ответы: 1-4, 2-1, 3-8, 4-5, 5-7, 6-6, 7-3, 8-3

Теоретический материал.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих пишется лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I склонения в форме Р.п., мн.ч. с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, МНОГО КРЫШ). Также мягкий знак не пишется в существительных II склонения, оканчивающихся на шипящий (КЛЮЧ, ПЛАЩ, МЕЧ)

 Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.

2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).

3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком.

Например: СМОТРИШЬ, ДУМАЕШЬ(в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени),

РЕЖЬ, НАМАЖЬ (в повелительном наклонении),

ЖЕЧЬ, БЕРЕЧЬ (в неопределенной форме).

Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.

4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.

Ф.И._____________________________________________________________________________

Домашнее задание. Вставить пропущенные буквы, комментируя орфограмму вслух.

Помощ...ник пил...щика вынул охотнич...ий нож..., и думал, как около дач.., разжеч... костер, чтобы сжеч... старые ветки и испеч... в золе картошку. Но налетел смерч..., и наш силач.., пошел проч... к охотнич…ей избушке по заяч…им следам.

Старик-процент...щик затопит печ... и воз...мет коробку с мыш...яком. Извоз...чик помчался вскач... по дороге, сплош... заставленной рядами карет, через которые не пробереш…ся. «В этой пес...не солист допустил фальш...», — вскол...з… заметил лес...ничий, послушав пес...нь соловья.

Болез...нь портила ему жиз...нь. Он открыл настеж... окно. Отреж…те, пожалуйста, кусочек сыра. Хлеб горяч... . Ельник пахуч..., мороз трескуч..., кактус колюч... . Трудно нян...чить малышей. Он был директором двух училищ…. .

После удара наотмаш... стало бедняге невмоч... и невтерпеж..., решил он, что ему не удас...тся закончить дело миром. Картеч... ранила лошадь, и та упала навзнич... .

Не плач…те, утеш...тесь — с...еш…те пирога! Не стес...няйтесь, назнач…те другое время.

Найдите в словаре значение приведенных ниже слов. Выпишите значение каждого слова на этом же листе.

смерч

процентщик

мышьяк

фальшь

настежь

удар наотмашь

невмочь

картечь

упала навзничь

Карточка № 3.

Задание № 1. Ответы.

Спишите словосочетания, объясняя орфограмму вслух.

Разжечь (инф.) костер, допустил фальшь (сущ.3 скл), открыл настежь (наречие), мороз трескуч (кр.ф. прил.), съешьте пирога(повел. накл.глагола)

Задание № 2. Ответы.

Восстановите текст, используя слова для справок. Запишите полученный  текст в тетрадь.

После удара  наотмашь  стало бедняге невмочь  и  невтерпеж, решил он, что ему не удастся закончить дело миром. Картечь  ранила лошадь, и та упала навзничь.

Задание № 3. Ответы.

Устно вставьте в слова пропущенные буквы, объясняя орфограмму. Используя данные слова( сколько сможете), составьте предложение и запишите его в тетрадь.

Отрежь (пов.накл.глаг.), горяч (кр.ф.прил.), не объешься (гл. 2л,ед.ч), сплошь (наречие), калач (сущ. 2 скл)

Калач был горяч, отрежь себе кусочек, да смотри, не объешься!

Задание № 4

Отгадайте загадки. Ответы запишите через запятую. Запишите ещё пять слов других частей речи с этой же орфограммой.

.Ответы: 1 – калач, 2 – мышь, 3 – карандаш

Задание № 5. Ответы.

Прочитайте слова в транскрипции, запишите их в соответствии с орфографическими правилами. Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.

[б и р э ч] берёшь,  [у ш]  уж,  [ч и т а й и ш] читаешь,  [ф с к а ч] вскачь,  [р о ш] рожь,

 [а т р э ш] отрежь.

Задание № 6.Ответы.

Выполните тест.

Ответ: 1-3, 2-4, 3-1, 4-4

Задание № 7

Соотнеси ряд слов с правилом. Запиши только пару цифр.

Ответы: 1-4, 2-1, 3-8, 4-5, 5-7, 6-6, 7-3, 8-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 классЦель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформироват...

Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»

Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику  под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...

Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....

Урок «Буквы о-е на конце наречий после шипящих»

Урок построен на основе следующих принципов:а) личностно-ориентированные: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;б) культурно-ориентированные: принцип целостности сод...