Урок «Буквы о-е на конце наречий после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Жукова Валентина Валентиновна

  Урок построен на основе следующих принципов:

а) личностно-ориентированные: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;

б) культурно-ориентированные: принцип целостности содержания, принцип систематичности;

в) деятельностно-ориентированные: принцип переходя от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся.

 Технологии деятельностного подхода, дифференцированного обучения, интеграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-e_na_kontse_narechiy_posle_shipyashchih.docx331.69 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова В.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты

                            7 класс Учебник Рыбченковой Л.М.

                        Тема: «Буквы о-е на конце наречий после шипящих»

   Технологии деятельностного подхода, дифференцированного обучения, интеграции

Цель: дать представление об условиях выбора букв О-Е после шипящих на конце наречий.

Задачи:

1. Работать над развитием языковых компетенций:

 - Повторить правописание букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

2. Работать над развитием лингвистических компетенций:

 - Формировать умение находить знания, сравнивая языковые явления.

3. Работать над развитием коммуникативных компетенций:

 - Учить адекватно воспринимать устную и письменную речь;

 - Учить овладевать культурой устной и письменной речи;

 - Воспитывать сознательное отношение к русскому слову;

 - Формировать умение определять цели коммуникации и быть готовыми к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

4. Работать над развитием культуроведческих компетенций:

 - Работать над освоением норм речевого этикета;

 - Воспитывать чувство прекрасного, способствовать формированию духовной культуры;

 - Учить восприятию произведения изобразительного искусства.

Отрабатывать универсальные учебные действия:

а) познавательные:

 - формулировать проблему;

 - выдвигать аргументы;

 - систематизировать информацию;

б) регулятивные:

 - формулировать цель деятельности;

 -  планировать последовательность действий;

 - осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Урок построен на основе следующих принципов:

а) личностно-ориентированные: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;

б) культурно-ориентированные: принцип целостности содержания, принцип систематичности;

в) деятельностно-ориентированные: принцип переходя от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся.

 

Этапы урока.

1. Мотивация. Самоопределение учебной деятельности (хочу – могу - повторение)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (формулирование целей, подготовка к деятельности).

3. Выявление места и причины затруднения (проблемный вопрос).

4. Построение проекта выхода из затруднения (план достижения цели).

5.  Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия, оценивание, домашнее задание.

1. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

На партах у вас лежит раздаточный материал. Посмотрите, пожалуйста, в самом начале листа дана таблица. Предлагаю вам рассмотреть её и ответить на вопрос: что в ней отражено?

врачом                        тучей                                              

большой                   свежего

камышовый          плюшевый

снежок                   реченька                                                                            

Что мы подчёркиваем одной и двумя чертами?

2. Сейчас мы поработаем над словами (на доске):

Внуч…к, задач…й, вещ…вой, больш…го, горяч…, певуч… .                      

(ничего в тетрадь на записываем, дети называют часть речи, морфему, ставят ударение и выбирают букву)

Знаем ли мы, какую букву надо ставить в суффиксе наречий?

Попробуйте сформулировать тему урока. О чём мы будем говорить? О буквах О-Е на конце наречий после шипящих.

Запишите тему  «Буквы о-е на конце наречий после шипящих». (записываю на доске)

3. Откройте учебник на странице 204 и рассмотрите орфограмму.

Какие буквы будем писать в наречиях горячо и певуче? Почему? (записываю)

Сформулируйте правило.

Есть ли исключения? (ещё)

Почему возникают трудности в написании таких слов?

3. Давайте с вами составим Алгоритм (инструкция, порядок действий) орфограммы «Буквы о-е после шипящих в различных частях речи» (совещаемся в парах)

1. Определяем часть речи.

2.       Определяем морфему (часть слова).

3.       Ставим ударение.

4.       Выбираем нужную букву.

Упражнение 1.

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя выбор. Объясните значение выделенных слов.

Посмотреть испытующ…, говорить общ…,  горяч… затронула, шёл (не)уклюж…, услышать ещ…, звучать чарующ…, петь волнующ… .

Физкультминутка.        

Повернёмся мы налево, повернёмся мы направо

Руки вверх поднимем дружно и помашем влево – вправо

Головы поднимем выше, поморгаем мы глазами,

Чтобы веселее стало, и работать будем снова.

Упражнение 2.

Мини-тест (подготовка к ГИА). Пользуясь алгоритмом, вставьте нужную букву, объясните графически написание этой буквы, подчеркните лишнее слово.

А) убаюкивающ… , ужасающ… , горяч…

Б) хорош… ,  волнующ…, общ…

В) ещ… , зловещ… , певуч…

Проверьте себя:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 ошибки и более – будь внимателен, работай над собой.

Кто не допустил ни одной ошибки?

Упражнение 3.

Предлагаю вашему вниманию репродукцию с картины Чарльза Пирке «Мальчик-пастушок». http://muzruk.net/wp-content/uploads/2011/10/ad6277a5137d.jpg

Рассмотрите её. И послушайте музыку. Знакомая мелодия?

Это мелодия называется «Одинокий пастух» композитор Джеймс Ласт (играет флейта).

Музыка по характеру близка картине?

Какое настроение передаёт музыка?

Чем?

Опишите картину.

Какой взгляд у мальчика? Какие глаза? Опишите, во что он одет.

А теперь послушайте, какое выбудете выполнять домашнее задание.

Для работы выберите только одно из предложенных заданий.

Задание I. (Повышенный уровень).

Составьте небольшой текст (4-5 предложений), используя словосочетания из упражнения №1, выделите в словах орфограмму «О-Е после шипящих». Графически выделите условия выбора орфограммы.

Задание II. (Основной уровень). 

Спишите текст. Вместо пропусков вставьте слова из упражнения №1 с орфограммой «О-Е после шипящих». Графически выделите условия выбора орфограммы.

Рано утром я услышал, как играет пастуший ….. . Вскоре показался маленький ….. . Мелодия рожка звучала ….. . Мальчик дошёл до конца улицы и спустился в …… . Его уже не было слышно. А на душе у меня было очень …… , и хотелось ….. раз услышать мелодию, которая так …… затронула моё сердце.

Задание III. (Базовый уровень).

Спишите текст, изменяя данные в скобках слова так, чтобы в них появилась орфограмма «О-Е после шипящих». Графически выделите условия выбора орфограммы.

Однажды, гуляя по полю, увидел я, как маленький (пастух) играл на рожке. Раздувалась от ветра его лёгкая (рубаха), (башмак) был явно не по размеру. А (рог) его так (как? волнующий) пел. Эта мелодия (как? горячий) затронула меня. Я шёл домой, а на душе у меня было так (как? хороший)!

Итог урока. Рефлексия.

Учитель:  Что узнали нового? От какого условия зависит выбор буквы на конце наречия? Какая буква пишется под ударением? А без ударения? Повторите ещё раз правило. Что понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке?

Комментирование оценок учащихся.

Урок окончен. Всем спасибо.

Домашнее заданиеhttp://s61.radikal.ru/i173/0905/85/1611241b372e.jpg

Упражнение 4.

Прочитайте текст. Определите тип речи.

Недалеко от моего дома есть небольшое болотце. Летом там можно послушать замечательные лягушачьи песни. Однажды я взял с собой своего кота Василия и пошёл прогуляться к болотцу. Сижу, наслаждаюсь тишиной лета. Вдруг слышу где-то рядом злобное мяуканье. Раздвигаю камышовые заросли и вижу: сидит маленький лягушонок, а к нему крадётся мой кот и зловеще сверкает глазами. Наверное, Васька принял его за мышонка. Кот уже вплотную подобрался к лягушонку, как тот развернулся и сделал такой прыжок, что обрызгал Василия. Я ещё долго потом смеялся над своим котом.

Выпишите из текста слова с орфограммой «О-Е после шипящих». Графически обозначьте выбор буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 классЦель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформироват...

Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»

Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику  под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...

«Буква ь на конце наречий после шипящих»

Обощенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи...

Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....