Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 класс
Цель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умения находить данную орфограмму в слове и правильно писать её; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; отработать алгоритм определения орфограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_znak_v_narechiyah.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак в конце наречий после шипящих.
Цель урока:
- дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умения находить данную орфограмму в слове и правильно писать ее; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; отработать алгоритм определения орфограммы;
- развивать внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, классифицировать, обобщать;
- вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать доброжелательные отношения к людям.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Вл. Солоухина:
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше
ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
- «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в доброжелательной атмосфере.
II. Оформление тетрадей.
- Ребята, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Тему и цель нашего урока мы определим чуть позже.
III. Повторение
– Итак, начнем. Давайте вспомним, какую часть речи мы сейчас изучаем?
- Точнее, заканчиваем изучать, ведь сегодня последняя тема, связанная с этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.
IV.Объяснение нового материала
На экране загадка:
На лугу живет скрипач(?),
Носит фрак и ходит вскач(?).
( Один ученик читает вслух.)
- Отгадайте загадку. (Кузнечик)
-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).
- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»).
- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. ( Ж, Ш, Щ, Ч). Назовите эти буквы правильно.
- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?
- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ?
(Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное «скрипач»? Сделайте вывод.)
- Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик – у доски)
- А как писать «вскач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите. (Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?)
- Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы ещё только учимся.
- Мнения разделились.
- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих).
- Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается и на доске.)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:
Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)
Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)
Повторить: правописание… (Ь после шипящих в других частях речи).
(Показываю на экране)
1) – Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» на с. 122 учебника. Только уговор: в правило не подглядывать, а лучше вообще закрыть его рукой!
(Читают сначала про себя, затем один - вслух).
- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.
- Найдите ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).
- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).
- Есть ли из этого правила исключения? (Уж, замуж, невтерпёж).
2) -Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:
Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ…
3) -Исправьте (у кого есть) ошибку в тетради (написать Ь в слове вскачь), обозначьте орфограмму. (Один ученик – у доски.)
4) - Объясните постановку запятой в загадке.
V. Физкультминутка (МИКС- ФРИЗ- ГРУП)
1.Сколько степеней сравнения у наречий?(2)
2.Сколько звуков в слове вскачь?(5)
3.Сколько слов- исключений в правиле на правописание ь на конце наречий после шипящих? (3)
4.На сколько разрядов можно разделить наречия? (2)
VI. Закрепление знаний.
1) – Теперь приступим к реализации второй цели: потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 263 выполним на доске и в тетрадях в виде соревнования «Кто грамотнее?»: по одному человеку с каждого ряда выходят к доске, пишут словосочетание, обозначают изучаемую орфограмму. Все остальные – в тетрадях.
( Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.)
2) Словарная работа.
– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?
(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,
выясняем значения непонятных слов:
Настежь – распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)
4) Составьте с двумя любыми словосочетаниями из упражнения № 263 предложения и запишите их в тетрадь (работа выполняется самостоятельно, потом – устная выборочная проверка).
5)Теперь обратимся к третьей цели нашего урока и внесём недостающую запись в «Справочные материалы» Куда мы отнесём наречия: в колонку «Ь пишется» или «Ь не пишется»? (Записываем: в) в наречиях (искл.: уж, замуж, невтерпёж) ( Правило звучит второй раз).
6) – А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки каждому ученику).
День был хорош(?) и погож(?), а Митя был пригож(?). Вышел он из дома и побежал вскач(?) мимо дач(?), есть калач(?). А бабушка уж и печ(?) топила. Для дорогого гостя и ворота настеж(?)! Невтерпёж(?) Мите. Горяч(?) и жгуч(?) калач(?). ,,Спешиш(?), обожжеш(?)ся,- предостереч(?) его бабушка хочет,- намаж(?) хоть вареньем”. Но ведь калач(?)-то, тем и хорош(?), что горяч(?)! ,,Еш(?), еш(?),- приговаривает она,- матушка- рож(?) кормит всех сплош(?)”.
Съел Митя весь калач(?), лишь один кусочек оставил. Пока он ел, много туч(?) на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёш(?)ся! Береч(?)ся надо: гром трескуч(?), лес дремуч(?). Примерь хоть плащ(?), врач(?) оставил, когда на пустош(?) уходил”,- хочет бабушка ему помоч(?). Подумал Митя и решил леч(?) на печ(?), пока солнца луч(?) ноч(?) не сменит.
7) Поиграем в игру «Третий лишний»:
а) Увидиш(?), молодёж(?), уж(?).
б) Мяч(?), вскач(?), моч(?).
- Спишите в тетрадь эти слова, решив предварительно, как писать: с Ь или без. Потом без труда найдёте «Третье лишнее» и подчеркнёте его.
VII. Домашнее задание.
упр. № 265 или диктовка, с. 123 – вопросы (устно).
-Упражнение вы можете выполнить по-разному: можно списать слова со (?) подряд, обозначая орфограммы, а можно, предварительно распределив их на группы в зависимости от части речи и тоже обозначить орфограммы. А может, кто-то выберет задание составить диктовку не менее, чем из 15-20 слов с Ь после шипящих в разных частях речи. Выбирайте, кому как проще и интереснее!
VIII. Подведение итогов урока.
1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:
Знать: правило… узнали? (Третий раз звучит правило)
Уметь: правильно… научились?
Повторить: правописание… повторили?
IХ. Оценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Мягкий знак на конце наречий после шипящих
урок русского языка в 7 классе...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»
На русского языка на тему: «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....
Мягкий знак на конце наречий после шипящих
Презентация и конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. поможет обучающимся наглядно уви...