Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Царёва Людмила Александровна

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 класс

Цель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умения находить данную орфограмму в слове и правильно писать её; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; отработать алгоритм определения орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_znak_v_narechiyah.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак в конце наречий после шипящих.

Цель урока:

  1. дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умения находить данную орфограмму в слове и правильно писать ее; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; отработать алгоритм определения орфограммы;
  2. развивать внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, классифицировать, обобщать;
  3. вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать доброжелательные отношения к людям.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Вл. Солоухина:

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

- «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в доброжелательной атмосфере.

II. Оформление тетрадей.

- Ребята, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Тему и цель нашего урока мы определим чуть позже.

III. Повторение

 – Итак, начнем. Давайте вспомним, какую часть речи  мы сейчас  изучаем?

- Точнее, заканчиваем изучать, ведь сегодня последняя тема, связанная с  этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.

 

IV.Объяснение нового материала

На экране загадка:

На лугу живет скрипач(?),

Носит фрак и ходит вскач(?).

( Один ученик читает вслух.)

- Отгадайте загадку. (Кузнечик)

-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).

- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»).

- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими.  ( Ж, Ш, Щ, Ч). Назовите эти буквы правильно.

- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?

- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ?

(Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное «скрипач»? Сделайте вывод.)

- Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик – у доски)

- А как писать «вскач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите. (Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?)

- Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы ещё только учимся.

- Мнения разделились.

- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих).

- Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается и на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно…  (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание…    (Ь после шипящих в других частях речи).

(Показываю на экране)

1) – Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» на с. 122 учебника. Только уговор: в правило не подглядывать, а лучше вообще закрыть его рукой!

(Читают сначала про себя, затем один - вслух).

- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

- Найдите  ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).

Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).

- Есть ли из этого правила исключения?  (Уж, замуж, невтерпёж).

2) -Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:

 Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

3) -Исправьте (у кого есть) ошибку в тетради (написать Ь в слове вскачь), обозначьте орфограмму. (Один ученик – у доски.)

4) - Объясните постановку запятой в загадке.

V. Физкультминутка (МИКС- ФРИЗ- ГРУП)

1.Сколько степеней сравнения у наречий?(2)

2.Сколько звуков в слове вскачь?(5)

3.Сколько слов- исключений в правиле на правописание ь на конце наречий после шипящих? (3)

4.На сколько разрядов можно разделить наречия? (2)

VI. Закрепление знаний.

1) – Теперь приступим к реализации второй цели: потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 263 выполним на доске и в тетрадях в виде  соревнования «Кто грамотнее?»: по одному человеку с каждого ряда выходят к доске, пишут словосочетание, обозначают изучаемую орфограмму. Все остальные – в тетрадях.

( Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.)

2) Словарная работа.

– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?

(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,

выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

4) Составьте с двумя любыми словосочетаниями из упражнения № 263 предложения и запишите их в тетрадь (работа выполняется самостоятельно, потом – устная выборочная проверка).

5)Теперь обратимся к третьей цели нашего урока и внесём недостающую запись в «Справочные материалы»  Куда мы отнесём наречия: в колонку «Ь пишется» или «Ь не пишется»? (Записываем: в) в наречиях (искл.: уж, замуж, невтерпёж) ( Правило звучит второй раз).

6) – А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки каждому ученику).

День был хорош(?) и погож(?), а Митя был пригож(?). Вышел он из дома и побежал вскач(?) мимо дач(?), есть калач(?). А бабушка уж и печ(?) топила. Для дорогого гостя и ворота настеж(?)! Невтерпёж(?) Мите. Горяч(?) и жгуч(?) калач(?). ,,Спешиш(?), обожжеш(?)ся,- предостереч(?) его бабушка хочет,- намаж(?) хоть вареньем”. Но ведь калач(?)-то, тем и хорош(?), что горяч(?)! ,,Еш(?), еш(?),- приговаривает она,- матушка- рож(?) кормит всех сплош(?)”.

Съел Митя весь калач(?), лишь один кусочек оставил.  Пока он ел, много туч(?) на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёш(?)ся! Береч(?)ся надо: гром трескуч(?), лес дремуч(?). Примерь хоть  плащ(?), врач(?) оставил, когда на пустош(?)  уходил”,- хочет бабушка ему помоч(?). Подумал Митя и решил леч(?) на печ(?), пока солнца луч(?) ноч(?) не сменит.  

7) Поиграем в игру «Третий лишний»:

а) Увидиш(?), молодёж(?), уж(?).

б) Мяч(?), вскач(?), моч(?).

- Спишите в тетрадь эти слова, решив предварительно, как писать: с Ь или без. Потом без труда найдёте «Третье лишнее» и подчеркнёте его.

VII. Домашнее задание.

упр. № 265 или диктовка, с. 123 – вопросы (устно).         

-Упражнение вы можете выполнить по-разному: можно списать слова со (?) подряд, обозначая орфограммы, а можно, предварительно распределив их на группы в зависимости от части речи и тоже обозначить орфограммы. А может, кто-то выберет задание составить диктовку не менее, чем из 15-20 слов с Ь после шипящих в разных частях речи. Выбирайте, кому как проще и интереснее!

VIII. Подведение итогов урока.

1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:

Знать: правило…                         узнали? (Третий раз звучит правило)

Уметь: правильно…                   научились?

Повторить: правописание…     повторили?

IХ. Оценка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

урок русского языка в 7 классе...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»

На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Презентация и конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. поможет обучающимся наглядно уви...