Г И А. Обучение написанию сочинению-рассуждению
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Экзамен в новой форме - важный этап в жизни выпускников. Не все дети обладают хорошей и качественной речью. Есть немало материалов, способных помочь в выполнении задания С-15 ( сочинения- рассуждения). Могу предложить то, к чему мы шли вместе с детьми

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности выполнения заданий С 15.1, 15.2, 15.3 Сочинение – рассуждение на ОГЭ

Слайд 2

1) Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С 15.1, С 15.2, С 15.3 в формате ГИА-2016) 2) Как сформулированы задания С15.1 ? О сочинении

Слайд 3

Аргументируя свой ответ, приведите по 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение можно словами ... (если С 15.1). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение следует писать аккуратно, разборчивым почерком. Инструкция к заданию С 15.1

Слайд 4

2. Как должно быть построено сочинение? Поскольку задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод Композиция

Слайд 5

3. Как начинать сочинение? Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста ... Но это не принципиально. Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 3 -5 предложений для тезиса будет достаточно ( помните , что вступление должно быть значительно меньше основной части). Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления. Вступление

Слайд 6

Вариант 1 . Известный лингвист Зеленецкий утверждал: «Придание образности словам совершенствуется…посредством эпитетов». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Вариант 2 . Я согласна с высказыванием известного психолога Граник о том, что «в устной речи чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание речи. В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит восклицательный знак». Вариант 3 . «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов . Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это. Примеры вступления

Слайд 7

Попробуем доказать это на конкретных примерах . Работа с предложенным текстом Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише: 1) лингвист, учёный, языковед , автор высказывания , филолог 2) утверждал, считал, писал, рассуждал 3) высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение 4) справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно Синонимы

Слайд 8

Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я хочу согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Автор убеждён, что... , и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно мнение автора о том, что... Докажем ,покажем , продемонстрируем , подтвердим , проиллюстрируем, разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма Я думаю, … Я считаю, … По моему мнению, … На мой взгляд, … Мне кажется, … Безусловно , … Разумеется , … Конечно , … Речевые клише для вступления

Слайд 9

Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Варианты

Слайд 10

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис. Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой Варианты

Слайд 11

4. Как писать основную часть? Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны: 1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, 2. привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка. Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ: 1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова . 2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова . 3. Взаимосвязь лексики и грамматики. Следующие материалы будут полезны для написания основной части. 1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова . Речевые клише

Слайд 12

М ожно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста. Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... . Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... . В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … . Речевые клише для основной части

Слайд 13

5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое ; каждый пример должен соответствовать указанному явлению; Введение аргументов

Слайд 14

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Морфемы 1 . корень 2 . приставка 3 . суффикс Универсальные лексические категории 1 . омонимы 2 . синонимы 3 . антонимы 4 . паронимы Лексика активного и пассивного запаса 1 . общеупотребительная лексика 2 . диалектизмы 3 . профессионализмы 4 . жаргонизмы 5 . арго 6 . эмоционально окрашенные слова 7 . архаизмы 8 . историзмы 9 . неологизмы 10 . заимствованные слова 11 . старославянизмы 12 . традиционно-поэтические слова 13 . народно-поэтические слова 14 . разговорная лексика 15 . просторечные слова 16 . книжная лексика 17 . термины 18 . фразеологизмы 19 . крылатые слова 20 . эмоционально-экспрессивная лексика Что такое лексические и грамматические явления?

Слайд 15

ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельные б) служебные в) междометия (ой, ах и т.д.) Грамматические явления

Слайд 16

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний. Синтаксические понятия: · способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание) · повествовательные, побудительные, вопросительные предложения · восклицательные и невосклицательные предложения · простые предложения · двусоставные и односоставные предложения · типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) · неполные предложения · распространённые и нераспространённые предложения · обращения · однородные члены · обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) · уточняющие и поясняющие члены · вставные конструкции · вводные слова и предложения · прямая речь · косвенная речь · диалог · сложносочинённые предложения · сложноподчинённые предложения · бессоюзные предложения Синтаксис- раздел грамматики

Слайд 17

7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления? Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012. Образец 1 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.

Слайд 18

Образец 2 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев , рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души». Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Слайд 19

Образец 4 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Слайд 20

8. О чём писать в заключении? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: Итак, ... Следовательно, ... Значит, ... Таким образом, ... Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д. Помните, что они выделяются запятой! Заключение

Слайд 21

Рассмотрим несколько образцов заключения: Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов . Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед Г.Степанов . Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают". Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь Вывод

Слайд 22

9. Сколько абзацев должно быть в сочинении? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3): • 1 абзац - тезис, • 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления, • 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления, • 4 абзац - вывод. Количество абзацев

Слайд 23

Я согласна(сен) с высказыванием известного лингвиста …о том, что «…». Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматики (раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений) невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Например, используя в предложении….сюда вставить номер предложения, где есть разговорное слово – оно дано в задании В) разговорное слово «…..»сюда вставить слово из задания В1, автор эмоционально воздействует на читателя. А в предложении….. (сюда вставить номер предложения, где есть вводное слово – оно дано в задании В5) автор использует вводное слово «……»сюда вставить вводное слово – оно дано в задании В5 , чтобы выразить отношение говорящего к высказываемой мысли. Итак, справедливым является утверждение … : "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают". Образец сочинения

Слайд 24

Рефлексия Теперь я знаю… Мне легко научить… Я запомнила… Я не совсем представляю … Мне трудно … Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.

В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:1. Общая характеристика темы и проблематик...

Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)

Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).Расширить представления детей о таком...

Обучение написанию сочинения-рассуждения

Занятие в рамках элективного курса по подготовке к ЕГЭ...

"Обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе" (подготовка к ЕГЭ)

Урок проводится  с использованием  материала сборника Н.А.Сениной, А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» («Легион»,2013 г.). Данный урок проводится после изучения структуры сочине...

Презентация "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...