Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Описание зимнего пейзажа по личным наблюдениям"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Шигина Светлана Александровна

Представлен конспект урока по развитию речи. Обозначена цель урока и задачи. Тип урока: адаптивный. Используется личный опыт учащихся вести собственные наблюдения за природой и уметь описывать увиденное. На уроке применяются инновационные технологии:ТРКМ, игровая и др. Ученики работают в парах, в группах, индивидуально. Также представлен самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx97.87 КБ

Предварительный просмотр:

  20.12.2018 г. Развитие речи(2 урока)

Описание пейзажа по личным наблюдениям

(устно и письменно)
Тип урока: адаптивный

Цель урока: обучение описанию природы

Задачи:

Образовательные:

формировать умение подбирать материалы к сочинению-описанию, совершен-

ствовать навыки редакторской и корректорской правки текста, углубить знания о средствах художественной выразительности, желание и умение использовать разнообразные тропы для создания текста в художественном стиле речи.

Развивающие:

 развивать творческое мышление, активность учащихся;

 совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

 привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;

 воспитывать бережное отношение к родному языку;

Оборудование: учебник,

репродукции картин и фотоматериалы (зимний пейзаж),

мультимедийоное оборудование, аудиозаписи

 Формирование УУД:

Личностные: 

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: 

  • умение определять и сохранять учебную задачу урока;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем;
  • оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, устранять возникшие сложности при выполнении;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: 

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
  •  помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
  • свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: 

  • умение оформлять свои мысли в устной форме; 
  • участвовать в диалоге;
  •  слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;  
  • парная;
  • групповая
  • индивидуальная.

Ход  урока

 

1.Организационный момент

    момент

2.Мотивации учебной деятельности

   слово учителя

  1 этап урока

Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельностьУчитель: Если бы вас спросили, кто вы, ребята, такие. Что бы вы ответили?Мальчики и девочки, ученики 6 класса, чьи-то сыновья, дочки, братья, сестры, внуки, просто хорошие друзья.

А ещё есть спортсмены, певцы, начинающие актёры.

А сегодня вы все станете писателями!

Слайд 1

2 этап урока

3. Актуализация опорных знаний. Проблемная ситуация

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о типах и стилях речи, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.

Педагогические приемы: фронтальная беседа.

- Назовите известные вам типы речи.

Слайд 2
- Что такое описание?

Слайд 3
- Чем отличается художественное описание от научного?
- Назовите литературные произведения, в которых встречается описание пейзажа.

  Какую роль играют такие описания?

Слайд 4 («Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба»),
-  Напомните известные вам средства художественной выразительности.

 Что такое эпитет, олицетворение, метафора, сравнение?

3 этап

Постановка учебной задачи

(формулирование цели темы урока)

Цель: формирование умения обозначить цель и тему урока,

прогнозировать результат.

Писать, то есть сочинять это  — трудно, но интересно!  Поиграем в игру «Я – писатель»

 Сегодня перед нами стоит вопрос:

         Легко ли быть писателем? (на слайде)

Формулируем тему урока

Что такое описание мы выяснили. А что можно описывать?

Ответы детей: людей, животных и т.д.

Слайд .  Картины природы

Учитель:

- Как можно назвать описание природы одним словом?

Ответы детей: Это пейзаж!

Учитель:

- Пейзаж – это словесное описание природы (гор, морей, лесов, степей, полей, неба, зари, грозы, вьюги, снегопада и т.д.) или местности(сельской, городской), на фоне которой происходят изображаемые события.

- Чтобы убедиться в правильности нашего предположения, откроем учебник и прочитаем (Стр.8 ).

А теперь за работу!
Сформулируем тему урока:

«Описание природы»

- А какая у нас сегодня цель?

- Научиться описывать природу( пейзаж)

Открываем тетради и записываем число и тему урока

4. Основная часть

4 этап урока

Открытие новых  знаний.

 Построение проекта выхода из затруднения.

Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом;

 зафиксировать новое знание в речи и знаках;

 организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Педагогические приемы: создание проблемной ситуации.

Слайд   .  Зимний пейзаж

1) Поучимся у разных художников слова описывать зиму.

 Мини-викторина. Учитель читает стихи о зиме русских  поэтов - классиков

назвать художественные средства, использованные автором (эпитеты)

Слайды 7, 8

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

    А.С.Пушкин

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей
пушистые снега,

Словно пух
лябяжий.

С.Я.Маршак

Белая береза 
​​Под моим окном 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром.

На пушистых ветках 
Снежною каймой 
Распустились Кисти 
Белой бахромой.

И стоит береза 
​​В сонной тишине, 
И горят Снежинки 
В золотом огне.

С.А.Есенин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит.

                  А.С.Пушкин

Оценивание работы учащихся.

2). Письмо по памяти (с последующей проверкой)

В..юга
снежная, пурга,

Напр..ди нам пряжи,

Взбей
пушистые снега,

Словно пух
л..бяжий.

С.Я.Маршак

Слайд 9

- Какие изобразительно-выразительные средства вы обнаружили в этой строфе?

- Выписать имена существительные с эпитетами,  найти примеры олицетворения и метафоры

Оценивание работы учащимися

Физкультминутка(прогулка по зимнему лесу).

Музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Работа в парах


3) Составьте пять словосочетаний (или нераспространенных предложений) со

словами

 снежинки, ветер, вьюга, небо, мороз, иней с использованием  художественных  средств

(например, веселые снежинки, вьюга плачет) и

запишите их.

Слайд 6
Оценивание работы учащихся.

2) Работа с раздаточным материалом (в группах)  

- Прочитайте текст.

- Почему это текст. Назовите признаки текста.

(Есть заглавие, предложения связаны по смыслу и интонацией. Можно определить тему и основную мысль, можно выделить ключевые слова. Есть начальное предложение и конечное)

- А ещё писатель должен быть грамотным!

-  Вставьте пропущенные буквы, пропущенные знаки препинания.

                                                                   Зима в лесу
Наступила зима. Вся з…мля покрылась к…вром. На нём  в…дны  сл…ды разных птиц и зверей  волка, лисы, зайца, и вороны. 

И п…трескивают в л…су сосны и ели будто старики кр…хтят от м…роза. А стоит чуть подуть в…терку,  начинает осыпа(тся- ;-ться) с их   шапок снег.


Текст для проверки.

                                                                   Зима в лесу
Наступила зима. Вся земля покрылась ковром. На нём  видны  следы разных птиц и зверей:  волка, лисы, зайца  и вороны. 

И потрескивают в лесу сосны и ели,  будто старики кряхтят от мороза. А стоит чуть подуть ветерку,  начинает осыпаться с их шапок снег.
- Кому понравился весь текст?

- А кому весь не понравился? Почему?(он неяркий, сухой, скучный)

- А чего не хватает?(художественности).

- А что нужно использовать для того, чтобы текст стал художественным?

- Нужно использовать выразительные средства языка.

- Какие?(эпитеты, метафоры, сравнения)

- Какая часть речи на может помочь при выборе эпитетов и метафор?(прилагательное).

- А сравнений?(существительное). Олицетворений (глаголы)


Работаем в группах и представляем свой вариант

КАРТОЧКА 2

Творческое задание:

1.Определите тему и основную мысль текста.

2.Подберите подходящие по смыслу эпитеты  к выделенным словам и вставьте их на месте пропусков.

                                                         Зима в лесу
      Наступила ,,,,,,,,,,,,,,,,,,.. зима. Вся земля покрылась ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ковром. На нём  видны  следы разных птиц и зверей: волка, лисы, зайца, и вороны. 

     Потрескивают в ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, лесу сосны и ели, будто старики кряхтят от ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, мороза. А стоит чуть подуть ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ветерку,  начинает осыпается с их ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,  шапок ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,снег.

Тема:_____________________________________________________

Основная мысль:__________________________________________________


                                                               Зима в лесу
Наступила (снежная ) зима. Вся з…мля покрылась (белым) к…вром. На к…вре  в…дны  сл…ды разных птиц и зверей: волка, лисы, зайца, и вороны. 

И п…трескивают в (зимнем) л…су сосны и ели будто старики кр…хтят от (злого) м…роза. А стоит чуть подуть (лёгкому) в…терку,  начинет осыпа(тся- ;-ться) с их (пушистых)  шапок (серебристая) пыль.

Запись усовершенствованного текста.

Оценивание работы учащихся.

 5 этап

Первичное закрепление.

Цель: отрабатывать умение правильно писать текст .

Педагогические приемы: работа с учебником:

работа с текстом.

Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности,

самостоятельно работать,  применяя новые правила.

- А вот как изобразили зиму русские художники, используя разнообразную цветовую палитру


C:\Users\User\Desktop\i.jpg



Оценивание работы учащихся.


6 этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (в группах)

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы

над новым заданием; 

организовать самопроверку по эталону, самооценку; 

организовать выявление места и причины затруднений, работу над

ошибками.

6) Обсудим, какими могут быть темы для сочинения.

Учитель;

- Ребята! Мы живём в чудесном месте. Нас со всех сторон окружает лес.

 Как красив он зимой! Стоит внимательнее присмотреться к этой сказочной красоте!

 И…

попробовать описать зимний пейзаж. Мы уже посмотрели иллюстрации и фотографии различных зимних пейзажей, вдохновились прекрасными   строчками литературных шедевров, а теперь и сами попробуем описать зимний пейзаж.

- Какие зимние моменты вы можете выбрать для описания (солнечный день,

холодный морозный вечер, метель, тихий снегопад, оттепель)?

- Какие места можно описать (лес, школьный сад, сквер, площадь)?

- Предложите интересные названия для своих сочинений.

7) Письменная самостоятельная работа.

Примечание: учитель предлагает ученикам работать с музыкальным сопровожде

нием  (Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Времена года», Г.Свиридов

«Романс»)


8) Прослушивание 1-2 работ учеников и их предварительная оценка

7 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

Цель: осмысление полученных знаний, формулирование трудностей,

возникших на уроке и путей их решения.

Закончить строчку:

На уроке мне понравилось……………

Я научился…………………….

Мне было интересно……………….

Умение дать оценку учебной деятельности


Ответ на проблемный вопрос учителя:

     - Трудно или легко быть писателем? Почему?

- Чему нужно научиться в школе, чтобы выражать свои мысли полно, ярко,

 образно?

- Зачем уметь описывать пейзаж?

7. Оценивание работы учащихся на протяжении всего урока.

Учитель:

- На этот вопрос мы окончательно сможем ответить когда напишем сочинение по предложенным темам, используя личные впечатления.

Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие на уроке и желаю дальнейших успехов. Спасибо за урок.

 2 урок по теме «Описание природы»

8 этап  Письменная самостоятельная работа.

Примечание: учитель предлагает ученикам работать с музыкальным сопровожде

нием  (Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Времена года», Г.Свиридов

«Романс»)


8) Прослушивание 1-2 работ учеников и их предварительная оценка

Оценивание работ, выставление оценок

Аспектный самоанализ урока

Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»

Цель анализа:  проследить, каким образом формируются  общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Шигина Светлана Александровна

Класс: 6

Дата посещения: 20.12.2018 г.

 Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ на всех этапах урока

Форма проведения: Урок-игра

Межпредметные связи: литература, музыка, ИЗО

Цели урока

  • формировать умение подбирать материалы к сочинению-описанию природы, совершенствовать навыки редакторской и корректорской правки текста, углубить знания о средствах художественной выразительности, желание и умение использовать разнообразные тропы для создания текста в художественном стиле речи.
  • развивать творческое мышление, активность учащихся;
  • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
  • привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;
  • воспитывать бережное отношение к родному языку;
  • воспитать умение видеть прекрасное в природе и в искусстве

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
  2. Обсуждаемые задания выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути заданий, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

 

1. Организационный момент.

+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный результат

2. Введение в тему

+ с помощью поставленного вопроса на экране учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.Работа по группам

( поэтапное выполнение заданий)                            

+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                    

+реализация межпредметных связей                                             

Чтение и маркировка текста

+развитие оперативной памяти                                                   

+ умение работать в паре                                                  

+развитие зрительной памяти

Работа с тестом

+закрепление полученных ранее знаний

Дом. задание                      

+быстрота выполнения   заданий                                                               + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к выводу, как важно иметь прочные знания

Рефлексия урока: отзыв об уроке

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%

   

Вывод: В ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о достижении поставленной цели урока и выполнении задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема:"Повторение. Личные окончания глаголов"

урок посвящен повторению глагола в начале года в 5 классе: "Личные окончания глаголов" учителю необходимо выявить глубину знаний темы, выработать навык определения спряжений глагола, быстрого нахожден...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа"

Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"

Конспект урока содержит материал по проведению урока в 6 классе по теме "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"...

Конспект урока 9 класс письмо: "Развитие речи. Сочинение на основе личных наблюдений"

Конспект урока 9 класс письмо и развитие речи спеуиальной (коррекционной) школы: "Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений"...