конспект урока по русскому языку на тему "Правописание личных местоимений".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

урок русского языка в школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание личных местоимений.

Цель: Учить умению использовать местоимения третьего лица.

Задачи:

  1. Закрепить правописание личных местоимений с предлогами.
  2. Развивать связную устную и письменную речь.
  3. Воспитывать интерес  к поэзии М.Ю. Лермонтова.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над правописанием личных местоимений и одновременно вспомним творчество русского поэта М. Ю. Лермонтова. Лермонтов сын армейского капитана, рано потерял маму. После смерти матери его воспитанием занималась бабушка, устранив от воспитания отца. В её имении в селе Тарханы прошли детские годы Лермонтова. От деревенских мальчиков, с которыми он играл, из быта и жизни деревни, ютившейся близ барской усадьбы, он узнавал о крестьянской жизни. Симпатия к весёлому, доброму, умному, народу привела Лермонтова к участию в его нелёгкой судьбе.

«Родина» (отрывок).

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужиков.

2. Повторение пройденного.

Что значит личные местоимения?

(Личные местоимения – это слова, которые указывают на лица, предметы, но не называют их.)

Назовите местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Что значит склонение личных местоимений?

(Изменение личных местоимений по падежам и числам называется склонением.)

Как пишутся местоимения с предлогами?

(Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)

Как пишутся местоимения третьего лица  с предлогами?

(Если местоимение 3-го лица стоит после предлога, то к нему прибавляется буква н.)

3. Закрепление.

а) Подобрать к глаголам местоимения ед.ч. и мн.ч.:

приходят (к кому?) …     местоимение 1 лица;

повторяем (за кем?) …    местоимение 2 лица;

заступиться (за кого?) … местоимение 3 лица.

б) Вставить подходящие по смыслу предлоги.

Определить лицо, объяснить правописание предлогов с местоимениями.

Следил … мной, Смотрел … меня, строг … тебе, думал … вас, поспорил … нами, стоит … ними.

в) Словарная работа.

л . т . ратура                                П . т . рбург

ст . хотво . рение                        п . эт            

М . сква                                       ч . . ние

Уже в детстве определился острый интерес маленького Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Он много читает. В ранних стихах ещё есть следы подражания Пушкину, Байрону. Шестнадцатилетний Лермонтов считает Байрона особенно близким себе поэтом, изучая не только его творчество, но и его жизнь.

Известие о кончине великого русского поэта А.С. Пушкина потрясло Лермонтова.

Какое стихотворение написал Михаил Юрьевич в связи с этим событием?

Ученик читает стихотворение «Смерть поэта» (отрывок).

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

…Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

…Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

 

В этом стихотворении Лермонтов поднимает вопрос о роли поэта в современном обществе. Стихотворение посвящено не только личности Пушкина, но и анализу конкретной исторической ситуации, в которой поэт, являющийся символом нации, олицетворяющий достоинство и честь России, погиб от руки иноземца. Лермонтов требует отмщения – не только правового, но и высшего.

г) Вставить в текст подходящие по смыслу местоимения.

Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

М.Ю. Лермонтов пишет ст.х.творение «Смерть поэта», … стало расходит.ся по П.т.рбургу во множестве списков. Под … стояло имя, мало кому извес.ное до тех пор. … автор указывал на прямых убийц Пушкина.

Физминутка.

Карточки со строками из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Выстроиться у доски в порядке последовательности стихотворения и прочитать выразительно.

1. Белеет парус одинокой

    В тумане моря голубом!..

2. Что ищет он в стране далёкой?

    Что кинул он в краю родном?..

3. Играют волны – ветер свищет,

    И мачта гнётся и скрипит…

4. Увы, - он счастия не ищет

    И не от счастия бежит!

5. Под ним струя светлей лазури,

    Над ним луч солнца золотой…

6. А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой!        

д) Как пишется не с глаголами?

(Не пишется с глаголами раздельно.)

    Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

(Между однородными членами предложения ставится запятая, если они не соединены союзами или соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если союз и употребляется при однородных членах предложения один раз.)

  • Вставить в текст пропущенные предлоги. Обозначить падеж местоимений.
  • Раскрыть скобки.
  • Вставить пропущенные запятые между однородными членами предложения.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814г. в Москве. Очень рано … него (не) стало матери. Воспитывала мальчика бабушка. Она заботилась о внуке души не чаяла … нём. Бабушка (не) любила отца Лермонтова и (не) разрешала ему видеться с сыном. Мальчик тосковал об отце часто думал … нём.

Уже в детские годы будущий поэт узнал о тяжёлой доле крепостных, которыми владела бабушка. Он (не) знал, как помочь крестьянам, но уже тогда проникся … ним глубокой симпатией. Впечатления детства отразились позже в поэзии М.Ю. Лермонтова.

С кем провёл своё детство М.Ю. Лермонтов?

Объясните значение выражения «души не чаяла».

Разбор предложения из текста.

Мальчик тосковал об отце, часто думал о нём. (Повествовательное, распространённое, простое).

 

4. Итог урока.

Как пишутся местоимения с предлогами? Привести примеры.

О каком поэте сегодня говорили?

Чтение стихотворений.

Отрывок из поэмы «Сашка». В часы свободные от занятий, Лермонтов бродил по Московским улицам, знакомился с историческими памятниками. Свою любовь к древнему городу он выразил впоследствии в таких стихах.

                      ***

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя извергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришелец; ты вздрогнул – он упал!

Вселенная замолкла… Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

  • Кого называл поэт «чуждым властелином»?

                     ***

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

  • Какие слова подбирает поэт, чтобы подчеркнуть обособленность и сосны, и пальмы, чувство одиночества?
  • Какое впечатление оставляют картины природы: безлюдности, заброшенности, сказочности, красоты, величия?
  • Это стихотворение о природе.

М. Ю. Лермонтов вошёл в русскую литературу как приемник и продолжатель Пушкина и как художник, открывающий своим творчеством новые горизонты в развитии отечественной словесности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения"

Тема урока "Личные местоимения"  Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу "Коррекционная педагогика"Цель урока: Обобщить знания детей по теме: "Местоимение". Совершенствовать...

Разработка урока по русскому языку по теме "Личные местоимения" для 6-го класса.

Урок в 6-м классе по теме «Личные местоимения»с применением интерактивной доски.( по программе C. И. Львовой,В.В. Львова)Цели:Обучающая:- познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их...

Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения " 6 класс

Тема: Личные местоимения. Склонение личных местоимений Задачи урока:  Образовательные: расширить знания о личных местоимениях;  сформировать знания об особенностях их склонения.Развиваю...

Урок русского языка на тему: "Личные местоимения".

Урок по русскому языку для 8 класса на тему: "Личные местоимения"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения" для 7 класса

Урок на тему «Личные местоимения» разработан для учащихся 7 класса, изучающих «Русский язык и развитие речи» по основному учебному плану в соответствии с адаптированной ос...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...