Педагогический проект по русскому языку и литературе
проект по русскому языку

Педагогический проект по русскому языку и литературе «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной  мотивации обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»

ОГБУ ДПО КИРО

ПРОЕКТ

«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации обучающихся»

Выполнила:

слушатель КПК по ДПП

«Совершенствование предметной и

методической компетенций

                                                                  учителя русского языка и литературы»,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Куйбышевская СОШ»

                                                                   Рыльского района Курской области

Худушина Елена Николаевна

Проверил (а)

Курск 2019

Введение……………………………………………………………………..3

Раздел 1. Общие положения………………………………………………..3

Раздел 2. Содержание проекта……………………………………………..4

Раздел 3. Этапы и контрольные точки………………………………….. 9

Раздел 4. Ключевые риски и возможности…………………………...…10

Введение

           В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, социальных компетентностей, активной жизненной позиции. Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения новых образовательных стандартов основного общего образования. Современному обществу нужна социально-активная, гармонично развитая, творческая личность. Задача школы заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Каждый учитель стремится создать оптимальные условия для организации деятельности обучающихся с целью повышения мотивации учения. Однако желаемых результатов динамики её развития не наблюдается.

          Таким образом, низкая мотивация к учению и низкое качество знаний привели к выбору темы проекта.

Раздел 1. Общие положения

          Наименование проекта: «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации обучающихся».

         Краткое наименование проекта: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы».

         Предпосылки реализации проекта: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования».

        Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 3 сентября 2018 №10).

         Главная цель ФГОС ООО второго поколения: создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Срок начала и окончания проекта: сентябрь 2018 г.– май 2019 г.

Раздел 2. Содержание проекта

      Цель проекта: повышение учебной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования проектно-исследовательской деятельности.

      Задачи:

  1. Внедрение проектно-исследовательской деятельности в процесс обучения с целью улучшения учебно-познавательной активности обучающихся;
  2. Создание условий для формирования навыков самостоятельного добывания знаний;
  3. Формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения заданий;
  4. Представление процесса и результатов своей деятельности.

Показатели проекта и их значения по годам:

      В начале учебного года была проведена диагностика по выявлению мотивации к учению у обучающихся 5-9 классов, в  ходе которой было определено следующее: высокий уровень мотивации у 35% обучающихся, низкий уровень у 65 %. Внедрение данного проекта предполагает повышение мотивации до 90%.

Результаты проекта:

  • Повышение качества образования.
  • Регулярное использование учителями-предметниками в процессе учебной деятельности краткосрочных проектов.
  • Создание базы социально и практически значимых продуктов проектно – исследовательской деятельности, активно используемой в учебной и внеклассной работе.
  • Ведение обучающимися исследовательской и практической работы, показываемой на уроках, конференциях, школьных мероприятиях.
  • Активное использование педагогами в своей деятельности компьютерных технологий при подготовке проектов в учебной и воспитательной работе.

            При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удастся значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно изменится. Дети не будут бояться совершать ошибки, станут более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому будут способствовать задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

 Еще одним важным результатом проектной деятельности станет активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно повлияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Идея проекта:

 Учащиеся приобретут следующие ключевые компетентности: 

- готовность к разрешению проблем, 
- технологическая компетентность, 
- готовность к  самообразованию, 
- готовность к использованию информационных ресурсов, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативная  компетентность.

Активизация познавательного интереса учащихся, повышение ЗУН;

Развитие представлений о межпредметных связях;

Развитие коммуникативной направленности, самостоятельности и личной ответственности;

Развитие творческого подхода к собственной деятельности;

Освоение новых информационных технологий;

Повышение социальной активности молодых людей, развитие сопричастности   их личностного роста.

Описание модели функционирования результатов проекта

        Темы и проблемы проектных работ подбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

        Проектная деятельность осуществляется в индивидуальной, парной или групповой форме. Наиболее предпочтительна проектная работа в мини-группах и группах из мальчиков и девочек. В этом случае проектная деятельность становится прообразом будущей реальной работы.

         Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. 

1. Исследовательский проект.

        Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

        «Сюжет о Спящей царевне в сказках народов мира» (групповой, краткосрочный).

        «Памятники литературным героям» (индивидуальный, долгосрочный).

        «Диалектные слова нашего края» (индивидуальный, долгосрочный).

2. Информационный проект.

        Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

        «М.В. Ломоносов – великий россиянин». 

        «Военная лексика в стихотворении «Бородино».

        «История одного фразеологизма».

3. Творческий проект.

         Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции).

         «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях русских художников» (презентация).

        «Хозяйка Медной горы» (выставка художественных работ).

         После изучения волшебных сказок дети могут написать свои волшебные сказки и в то же время оформить их как книжки, то есть будут не только авторами, но и художниками-оформителями, и, конечно же, издателями.

        «Лингвистические сказки».

        «Что в имени тебе моём?».

        «Происхождение фамилии».

4. Игровой проект.

          В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

      «Инсценирование басен Крылова».

5. Практико-ориентированный проект.

       Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

        Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Учебный проект может быть краткосрочным (разработанным в течение нескольких дней), среднесрочным (в пределах месяца), долгосрочным (от месяца до года). Для учителя важно, как можно раньше определиться со сроками, что позволит, с одной стороны, скорректировать план учебных занятий, а с другой, при необходимости, вовремя проявить свою компетентность, чтобы выступить эффективным консультантом ученического проекта.

Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Например, над мини-проектом «Составление рекламного модуля с использование максимального количества эпитетов» работа ведется в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку и по 2 минуты на презентацию каждой группы).

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. В рамках недельного проекта можно провести исследование по теме «Репертуар прецедентных феноменов в речи различных социальных групп».

    Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально.      Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты.

Реестр заинтересованных сторон:

п/п 

Орган или организация 

Представитель интересов
(ФИО, должность)
 

Ожидание от реализации проекта (программы) 

1.

Школа

Администрация

Повышение качества обученности, успешная сдача ОГЭ.

Учителя-предметники

Повышение качества обученности, заинтересованность детей в дальнейшем обучении  русскому языку и литературе.

2.

Родители

Родители

Повышение качества образования, успешная сдача ОГЭ, развитие личностных компетенций.

Раздел 3. Этапы и контрольные точки

№ п/п

Наименование

Тип

(завершение этапа / контрольная точка результата / контрольная точка показателя)

Срок

1

Создан и утвержден паспорт проекта

Сентябрь 2018 г.

3

Организована проектно-исследовательская работа

2018 г. – 2019 г.

4

Представлен готовый продукт

Май 2019 г.

Раздел 4. Ключевые риски и возможности

           При работе над проектами, поиске информации в Интернете, оформлении работ в виде презентаций и рефератов много времени приходится работать за компьютером. Поэтому возникает риск ослабления зрения и нарушения осанки. В связи с этим необходимо регулярно напоминать учащимся о правилах интернет-безопасности и безопасности здоровья при активном использовании ИКТ.

          Необходимо учитывать учебную нагрузку детей, их физическое и психоэмоциональное состояние.

                                                Список литературы.

Учебные проекты с использованием  Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.

Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.

Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Панорама инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горелышевой С.А.

Предложена панорама педагогического опыта Горелышевой С.А.  по теме "Развитие креативности школьников на уроках словесности"(обобщение)....

Педагогический проект учителя русского языка и литературы

Педагогический проект учителя русского языка и литературы Никитенко М.Г."Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка"....

Педагогический проект «Неделя русского языка и литературы, посвященная годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова»

Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать уч...

педагогический проект учителя русского языка и литературы "Развитие всех видов речевой деятельности для формирования функциональной грамотности"

Данный проект предназначен для учителей русского языка и литературы. Здесь педагоги смогут ознакомиться с системой работы по формированию функциональной грамотности учащихся, механизмами формирования ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...

Презентация "Педагогический проект по русскому языку и литературе"

Презентация к педагогическому проекту по русскому языку и литературе «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной...