Технологическая карта урока.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока: Капризные приставки (Буквы З и С на конце приставок. )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -ouno123_zhiltsova_n.a._tehkarta_uroka_-_kopiya.docx77.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема урока: Капризные приставки (Буквы З и С на конце приставок. )

Дата проведения урока:

Класс: 5

ОУ: ГБОУ школа №123  Санкт-Петербург

Учитель-предметник: Жильцова  Н.А.

УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ./М.М. Разумовская, С.И .Львова, В.И .Капинос и др. – М.: Дрофа, 2015.

Цели для ученика

Обучающие:

  • усвоение правила написания з и с на конце приставок:
  • формирование практического умения графически обозначать условия выбора правильных написаний, правильно вычленять приставки;
  • совершенствование орфографических навыков и навыков морфемного разбора слова;
  • формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

развитие критического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

Воспитывающие:

воспитание уважительного отношения к другим, положительного отношения к знаниям.

Цели для учителя

Образовательные:

  • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой темой;
  • формировать умение определять условия выбора букв  з , с на конце приставок.

Развивающие:

  • создать условия для развития познавательной активности и критического мышления детей;
  • способствовать развитию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;
  • создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Форма урока

урок-практикум с элементами технологии развития критического мышления

Опорные понятия, термины

приставка

звонкие и глухие согласные

морфемы

беглые гласные

лексическое значение слова

Новые понятия

Буквы з- с на конце приставок

Формы контроля:

Фронтальный опрос

тест

Домашнее задание свое
   1. §44, упр.356.

   2. §44, составить словарный диктант по изученному материалу (15 словосочетаний).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Организационный

этап

1 минута

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, надеюсь, что у всех  хорошее настроение, вы готовы потрудиться , а  я желаю вам удачи!

.

Подготовка класса к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу,  записывают число.

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Самопроверка.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Включение учащихся в деловой ритм.

II. Мотивация учебной деятельности

 

2 минуты

Игра с приставками.

-Представьте, что вы сидите перед телевизором. .Взяли пульты?

-Я скажу:» В». Что вы сделаете?

-Включим телевизор.

-А я  скажу:  » Пере»?

-Переключим на другую  программу.

-А если я скажу: «Вы»?

   - Значит, выключим телевизор.

Вы сидите на стульях на расстоянии друг от друга.         Я говорю: «Подо».

-Мы пододвинемся.

-А если «Ото?»

-Тогда мы отодвинемся.

Какой вывод можно сделать из этой игры?

Каждая приставка имеет свой смысл и свои секреты написания.

 Хотите узнать секреты еще одной группы приставок, кстати, очень капризных? Эти приставки оканчиваются на букву  З или С.

  Прочитайте ключевые слова урока: приставка, орфограмма-буква, глухой согласный, звонкий согласный. На основе ключевых слов спрогнозируйте цель урока:

  узнать новое правило о правописании приставок, научиться писать слова с новой орфограммой в приставке.

Ученики под руководством учителя начинают формулировать проблему: есть приставки, правило написания которых пока неизвестно.

Участвуют в беседе, вступают в диалог, высказывают своё мнение, приводят аргументы

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Игровой приём.

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний. Постановка целей и задач

8 минут

Давайте вспомним

Прочитайте ключевые слова урока: приставка, орфограмма-буква, глухой согласный, звонкий согласный)

(Приложение 1) 

  1. Назовите гласные и согласные в словах.

  1. Выделите в словах приставки, объясните их написание.

  1. Запишите слова и выделите приставки.

Что необычного заметили в написании приставок? (Создаёт проблемную ситуацию.)

Почему эти слова так пишутся?

Что нам предстоит узнать сегодня?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Работают в парах

Дети читают первое задание, уточняют, какие согласные звонкие, какие – глухие.

Называют в словах звонкие и глухие согласные, обращают внимание на пары звонких и глухих согласных.

Выделяют приставки, которые пишутся всегда одинаково.

Обращают внимание на то, что на конце приставок встречаются буквы З и С.

Это противоречит правилу написания приставок, которое дети знают.

Дети  затрудняются  ответить..

Формулируют тему и задачи   урока..

Групповая и индивидуальная форма.

Практический метод.

Распределительное письмо .

Личностные:

самопроверка, оценивание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Повторение правописания приставок первой группы.

IV. Первичное усвоение новых знаний

6 минут

Попробуем сделать маленькое открытие.

Прочитайте слова.

 (Приложение 2)

-Сравните слова первого и второго столбика.

-Подумайте, почему приставки оканчиваются разными согласными?

-Сделайте вывод и сравните с правилом в учебнике.

-Назовите основное условие   выбора букв на З или С на конце приставок.

Учитель сообщает детям, что они сделали маленькое открытие, но очень важное.

 А для этого был нужен  определенный багаж теоретических знаний.

Какие знания приблизили вас  сегодня  к открытию?

 Что было трудным?

 Что удалось?

Как бы вы оценили работу группы и собственную?

Составьте алгоритм рассуждения.

(Приложение 3)

Работа в группах

Учащиеся проводят наблюдения и делают вывод, что перед звонкими согласным и гласными пишется з, а перед глухими –с.

Учащиеся читают правило в учебнике и сопоставляют свои выводы с правилом.

.

Дети составляют алгоритм изученного правила.

1. Найти приставку.

2. Посмотреть, с какого согласного начинается корень.

3. Перед звонкими согласными и гласными –З, перед глухими-С

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы.

Исследовательский метод.

Составление графической схемы  правила.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила.

V. Первичная проверка понимания

4 минуты

Проверим себя!

Выполняют упражнение 352.

(Приложение 4)

Работа с учебником. Ученики выполняют самостоятельную работу (с учетом собственных знаний о правописании приставок), вставляя пропущенные буквы и выделяя приставку.

Проверяют самостоятельную работу, сверяя с доской. Оценивают свою работу.

Фронтальная форма.

Словесно-исследовательский метод.

Решение орфографической задачи.

Регулятивные:

саморегуляция , контроль, оценка

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила.

VI. Предметная пауза

2 минуты

Объясняет задание, следит за правильностью его выполнения.

(Приложение 5)

Выполняют задания, объясняют свои ошибки.

Фронтальная форма.

Здоровьесберегающая технология.

Игровой приём.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся.

VII.  Первичное закрепление

  1. Формирование алгоритма различения слов  с приставками на З-С.

6 минут

Чем отличается   написание приставок в парах слов?

Раздать-сдать

Разжечь-сжечь

Разбить-сбить

Выполним упражнение 355. (Приложение 6)

.

Ученики указывают, что приставка С- является неизменяемой и   пишется всегда одинаково .

Работа с учебником.

Выполняют упражнения 355 (по образцу)

Взаимопроверка (ответы на экране).

Фронтальная форма. Практический, исследовательский методы. Решение орфографической задачи.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания,   анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка умения различать приставки на З- С.

2) Самостоятельная  практическая работа с последующей самопроверкой

 

10 минут

 -Продолжим нашу работу.

 На карточках вам предложены  три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно   сделайте выбор: какое задание будете выполнять. Не забудьте обозначить орфограмму.

(Приложение 7)

Выполняют разноуровневые  задания, производят самопроверку.

Индивидуальная форма.

Практический метод.

Решение орфографических задач, творческая работа.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка умения правильно писать  буквы З-С на конце приставок.

3) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой

3 минуты

Выполняют тест.

(Приложение 8)

Выполняют задание учителя ,  производят взаимопроверку..

Фронтальная форма.

Практический метод.

Самостоятельная работа.

Личностные:

оценивание.

Регулятивные:

контроль, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с

целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками.

Самопроверка усвоения темы, коррекция.

VIII. Домашнее задание

2 минуты

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

Фронтальная форма.

Словесный метод.

Слово учителя.

Регулятивные: саморегуляция, планирование.

Понимание учащимися содержания работы и способов её выполнения.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

3 минуты

-Что нового и важного вы узнали сегодня на уроке?

-Удалось ли вам достичь   поставленных целей?

-Что было самым интересным? Самым трудным? Понравилось ли вам на уроке?

Поднимите цветные карточки-смайлики.

Ученики отвечают на вопросы, высказывая свое мнение.

Определяют  свое  эмоциональное состояние на уроке( показывают смайлики).

Индивидуальная форма.

Творческий метод.

Приём «Акрослово».

Личностные: смыслообразование.

Познавательные:

рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самооценка результатов учебной деятельности.

Приложение 1

Задание

Давайте вспомним.

  1. Назовите гласные и согласные в словах (морозы, бочка, избушка, вода).
  2. Выделите   в словах приставки, объясните написание приставок.

(оборвать. обсудить, подтягивать , надстроить ,  добраться , поехать, отбежать)  

  1. Запишите слова и выделите приставки.

(изрезать, испугать, бесплатно, безрадостно, распилить   ,  разрезать)

 

.Приложение  2

Задание    (работа по группам)

Прочитайте слова:

Изрезать              испугать

Возложить          воспеть

Разбег                  рассказ

Безоблачный      бесплатный

Сравните слова первого и второго столбика. Подумайте, почему приставки оканчиваются разными согласными?

.

(Песенка приставок.  )       Живут на свете, людям помогая

                                             Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-

                                             Но звук глухой согласный их встречает,

                                             И мы их пишем только с буквой С.

                                            Глухие звуки-это непоседы,

                                            Они спокойно не желают жить,

                                            Они мечтают звонкого соседа

                                            Во что бы то ни стало оглушить.  

Приложение  3.

Задание

1.Работа с алгоритмом.

Перед вами алгоритм   рассуждения. Расставьте его шаги в нужном порядке.

 1.  Выдели в слове приставку.

        2.Посмотри на букву согласного звука   после   приставки.

        3.Если оканчивается на глухой согласный-С.

        4.Если оканчивается на звонкий согласный-З.

 

Проверим себя?

 Вставьте пропущенные буквы, графически выделите   условия выбора орфограммы.

 и…полнить   и…дать

бе…порядок   бе…брежный.

 

Приложение 4.

Упражнение 352.

Образуйте новые слова от данных, употребляя приставки на з-с.

Образец записи: порядок-распорядок, дрогнуть-вздрогнуть. Обозначить изученную   орфограмму.

Водить, хвалить, ценный ,   грабить, кинуть, ходить, полезный ,варить, гонять, бедный.

  Приложение 5.

Предметная пауза.

Задание

Каждому слову соответствует определенное движение.

Движения:

Слова с приставкой на –С -   ножками потопали.

Слова с приставкой на –З -    ручками похлопали.

Без приставки в словах ( в этих словах з входит в корень)- поднять руки вверх .

           Слова: бескрайний ,безвкусный, исцарапать ,бесхарактерный ,здание ,здоровье, расписаться, здесь , истратить ,бесплатный.

Приложение 6.

Упражнение355

.

Запишите  слова с приставками на З-С   в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.

Бе…шумный,бе…численный,(с,з)давать,ра…чертить,ра…щедриться,бе…чувственный,ра…шевелить,(с,з)имать,ра…жимать,бе…жизненный,ра…щелина.

 Приложение 7.  

 

Самостоятельная работа

Задание  .

 

1.Выпишите из текста слова с приставкой   ,  оканчивающейся на-З-С .

Обозначьте графически орфограмму.

Друзья   , мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли-лесом .

Вам бесконечно долго жить   на  этой  прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!

2.От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний.

 Обозначьте графически орфограмму.

Без заботы-

Без края-

Без цели-

3.Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на З-С.

Обозначьте графически орфограмму.

Неисчерпаемый, происшествие,     водоразборный.

Приложение 8.

Задание

Решить тест.

Тест по теме «  Буквы З - С на конце приставок»

.

  1. В каком слове пропущена буква З?

       1 .   и ….бавиться

              2.   .и…справить

              3 … .ведения

              4  .в…крикнуть

2 . В каком слове пропущена буква С ?

            1.  ра…давить

            2 .ра…пилить

            3.ра…бить

            4.ра…винтить

3.В каком слове пропущена буква З?

          1.ра…жечь

          2.в…крик

          3.ра…чистить

          4.в…хлипнуть

4.В каком слове пропущена буква С?

        1.ра…грести

        2.ра…делать

        3.и…зябнуть

       4.ра…таять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...