открытый урок по русскому языку на тему "Различение з-с"
план-конспект урока по русскому языку

Фролова Людмила Анатольевна

Конспект открытого урока по русскому языку. ФГОС. Специальная коррекционная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_frolova_l.a.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа – интернат с. Ериловка»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема. Различение З-С.

2 класс

2018г.

Ф.И.О. учителя: Фролова Людмила Анатольевна
Предмет: русский язык
Класс: 2

Тема. Различение  З – С.

Цель: различать  З - С; формирование навыка произношения и различения на слух звуков [З] - [С] в речи.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить акустические характеристики согласных звуков [З] - [С];

- формировать правильное произношение этих звуков в словах и в предложениях.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие мышления и фонематического восприятия на основе специальных упражнений  на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;

-  коррекция и развитие  внимания  путём физкультминутки;

- коррекция и развитие связной устной речи через выполнение сравнительной характеристики согласных парных звуков;

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при выполнении пальчиковой гимнастики,  минутки чистописания и заданий в тетради;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности при выполнении заданий на определение парных  согласных звуков и букв;

- коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки.

Воспитательные:

- воспитывать мотивацию к учению, интерес к русскому языку;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность написания в тетрадях.

БУД:

Личностные:

- осознание себя как ученика, заинтересованного в получении знаний,

- самостоятельность в выполнении учебных заданий,

- развитие интеллектуальных способностей.

Коммуникативные:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс),

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем,

- обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.),

 - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному  плану и работать в общем темпе,

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные:

- читать, писать, наблюдать,

-  работать с информацией (понимать текст, устное высказывание).

Тип: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснение, наблюдение, практическая работа, самостоятельная работа, игра.

Оборудование: презентация к уроку; учебники, тетради, карточки, таблица парных звонких и глухих согласных.

Этапы урока

Содержание урока.

Деятельность
учителя

Деятельность

 учеников


I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок

   К нам пришёл урок.

На меня все посмотрели.

Улыбнулись, тихо сели,

Сели правильно,

Спинки выпрямили

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, потом говорю.

Помню, что в классе я не один, умею слушать мнения других.

- Ребята, какой у нас сейчас урок?

- А какой он по счету?

- Кто мне скажет какое время года  сейчас?

- Посмотрите в окно, что мы  там  видим? Идет?

- А как вы думаете, чем эти слова различаются?  

 

Русский язык

2 урок

Зима

Снег

В слове зима – звук [З]. В слове снег - звук [С].

 

II.Актуализация

опорных  знаний.

а) Повторение изученного материала.

– Давайте вспомним:

- Что такое звук? Прошу вас отвечать полными ответами.

- Что мы знаем о букве?

- Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки, которые вы научились различать? (таблица на доске)

звук мы слышим и произносим

буквы мы видим и пишем

Мы научились различать звонкий согласный звук [Б] и глухой согласный звук [П] и т.д.

 б) Пальчиковая гимнастика

«Наши пальчики» под музыку

в)  Запись числа в тетради

г) Минутка чистописания:

- На доске слова          зима    снег

- Назови слова по буквам.

- Назовите 1 букву в слове           зима       снег

- А сейчас мы с вами пропишем красиво эти две буквы, столько раз, сколько снежинок на доске

- Послушайте, пожалуйста, два слова: ко-за, ко-са

- Какой второй слог мы слышим в этих словах?

- Давайте запишем эти слоги:

- Напишите  слоги за-са столько раз сколько учеников в нашем классе.

зи-ма, си-ла  

 - Напишите  слоги зи-си столько раз сколько девочек  в нашем классе.

*самопроверка: обведи самый красивый слог.

з  и  м  а       с  н  е  г

з            с

за - са

зи – си

III. Сообщение темы и цели.

Постановка проблемы:

- С какими согласными мы сегодня будем работать?

- Какая тема сегодняшнего урока?

- При выполнении заданий будем учиться различать звуки [З], [С] и буквы Зэ и Эс, чтобы не путать их на письме.

Сравнительная характеристика звуков

Интерактивная доска – определение звуков

- Как  определить согласный звук: глухой   или звонкий?

- Ребята положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли голос при произнесении звука [З]: З-З-З-З

Значит  звук …..

- А при звуке [С]: С-С-С

Значит звук…

- Прошу дать характеристику звукам [З] - [С]

- Какой буквой определяется звук [З] на письме и при чтении. Поднимите карточку с соответствующей буквой.

- Как будете подчёркивать букву З?

Аналогично [С].

Различение З – С.

Мы прикладываем ладонь к горлу, произносим звук и слушаем, дрожит горло или нет. Если горло дрожит, то звук звонкий, если не дрожит – звук глухой.

Да

Звонкий

Нет

Глухой

Перетягивают нужные данные

На письме и при чтении звук [З] определяется буквой З.

Букву З будем подчёркивать двумя чертами.

Физминутка  для глаз «Белые снежинки».

IV. Закрепление изученного материала.

а) Игра на интерактивной доске.

-На доске картинки, нам нужно их распределить в столбики:

звонкие                                  глухие

- А теперь самостоятельно запишите

- В первый столбик  записать слова в которых есть буква с.

- Во второй столбик слова с буквой з.

- Подчеркните звонкие и глухие парные согласные.

б) Упражнение в различении парных согласных звуков:

Игра «Найди меня» - работа  на отпечатанных листах, самопроверка.

Замок   бусы   осень   зонт  лиса

в) Работа с учебником.

-Прошу открыть учебники на странице 48 и выполнить упражнение 3.

- Прочтите чистоговорку.

-  Выберите нужную букву.

- При чтении чётко произносите слова

Несут Лиза и Зина сосиски из магазина.

- Запишем это предложение.

 - С какой буквы запишем начало чистоговорки?

 - Что ставим в конце чистоговорки?

- Найдите  буквы, которые мы сегодня изучаем. Выделите их.

Работа у доски

Самостоятельная работа в тетради

Работа с карточками

Учащиеся открывают учебники на странице 48, смотрят упражнение 3.

Учащиеся читают чистоговорку.

Начало чистоговорки запишем с заглавной буквы Н.

В конце чистоговорки ставим точку.

Работа с деформированным предложением  – коллективная работа, составить предложение, найти парные согласные З-С.

узоры.на  Мороз  окне рисует

Составляют предложение

V.Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Вспомните тему нашего урока.

- С какими звуками мы сегодня работали? (З-С)

- Какие это звуки? (парные согласные)

- Какие задания вызывали трудность?

Ответы детей

VI. Домашнее задание.

Стр. 48  упр. № 2…

VII. Оценивание.

- Сегодня на уроке вы все хорошо работали.

Оценку «5» - звёздочку получает … (называет учащихся). 

Оценку «4»- снежинку получают … (называет учащихся).

-Если вам было все понятно, вы справились со всеми заданиями, то тогда приклейте  на доску белую снежинку, если вам было трудно и вам не понравился урок, то синюю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...