Литературный калейдоскоп
методическая разработка по русскому языку

внеклассное мероприятие по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_kaleydoskop_7_klass.doc19.74 КБ

Предварительный просмотр:

"Литературный калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие  для 7 класса

Цели и задачи: 1. проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся по предмету; 
2. способствовать развитию интереса к получению новых знаний; 
3. помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности
учащихся; способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в ко- 
манде, нести ответственность перед всеми членами коллектива. 

Оборудование: 2 ватмана с изображением деревьев и листочки-вопросы для конкурса «Дерево мудрости»; карточки для капитанов; плакаты с высказываниями о литературе, 
о книгах, о чтении; музыкальное сопровождение классической музыки. 
Класс делится на две команды, каждая выбирает себе название и капитана. В конкурсах вопросы вытягивают сами игроки по очереди. Если участник отвечает сам, получает 2 очка; если помогает команда – 1 очко. Если ребята затрудняются ответить, вопрос передаётся другой команде. После чего вторая команда отвечает на свой вопрос. Жюри подсчитывает набранные очки и после каждого конкурса объявляет результаты.

Ход мероприятия.

I.«ПЕРЕВЕРТЫШИ». 
Задание: отгадать название и автора произведения (1б за название + 1 балл за автора)

1. «Ослиное имя» -----------------------------«Лошадиная фамилия», Антон павлович Чехов

2. «Барашек-прямоспинка»-----------------«Конек-горбунок», Петр Павлович Ершов
3. «Казахские мужчины» -------------------- «Русские женщины», Николай Алексеевич                    Некрасов
4. «Сказка о том, как 2 министра ---------- «Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов 
1 чиновника заморили»                                   прокормил», Михаил Евграфович  Салтыков-Щедрин
5. «Большой король» ------------------------- «Маленький принц» ,А. де Сент- Экзюпери. 
6. «День после Сурхарбана» -------------------- «Ночь перед Рождеством»,  Николай Васильевич  Гоголь 

7. «Колдун рубиновой деревни» --------------«Волшебник изумрудного города» Александр Мелентьевич Волков

8. «Знайка под землей»--------------------------«Незнайка на луне» Николай  Николаевич  Носов
9. «Гав-гав» ------------------------------------«Муму» И.С. Тургенева. 

II. «ИДЕНТИФИКАЦИЯ». 
Задание: прочитав имя героя, назвать произведение и его автора (1б за название + 1 балл за автора)

1. Кочубей ----------------------------------- «Полтава» А.С. Пушкина. 
2. Степан Парамонович ------------------- «Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. 
3. Андрий ------------------------------------ «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь. 
4. Карл XII ----------------------------------- «Полтава» А.С. Пушкина. . 
5. Пётр I – градостроитель ---------------- «Медный всадник» А.С. Пушкина. 
6. Данко ---------------------новелла «Старуха Изергиль» Максим Горький
7. Самсон Вырин ---------------------------- «Станционный смотритель». 
8. Алёна Дмитриевна -----------------------«Песня про царя....» М.Ю. Лермонтова. 

9. Алиса ---------------------------------«Алиса в стране чудес»,  Льюис Кэролл

10. Джон Сильвер …………………….. «Остров сокровищ», Роберт Льюис Стивенсон

11. Эсмеральда …………………. «Собор парижской Богоматери», Виктор Гюго

12. Ассоль …………………. «Алые паруса», Александр Сергеевич Грин


III. «УГАДАЙ-КА» (конкурс капитанов). 
Задание: капитанам задаётся 1 вопрос: «Какой русский поэт говорил: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»?» Кто отвечает первым (А.С. Пушкин), тот и выбирает задание.

С помощью пантомимы изобразить: 
☺ следующие жанры: детектив, трагедию, комедию, сказку. 
☺ профессию: художник, писатель, критик, композитор.

Пока капитаны готовятся, проводится следующий конкурс.

IV. «ОНИ ГОВОРЯТ…» 
Задание: узнать по фразе произведение и автора.

1. «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут» («Полтава», А.С. Пушкин). 
2. «На берегу пустынных волн  Стоял он, дум великих полн...» («Медный всадник», А.С. Пушкин). 
3. «Над Москвой великой, златоглавою...» («Песня о царе...», А.С. Пушкин). 
4. «Музыку я разъял, как труп..» («Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин). 
5. «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!» («Песня о царе...», А.С. Пушкин). 
6. «Люблю тебя, Петра творенье...» («Медный всадник», А.С. Пушкин). 
7. «... гений и злодейство – две вещи несовместные» («Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин). 
8. «Мы в ответе за тех, кого приручили» («Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери). 
9. «Я тебя породил – я тебя и убью» («Тарас Бульба», Н.В. Гоголь). 
10. «Сам верёвочку свил и дал себя связать» («Повесть о том, как 1 мужик...» М.Е. С.-Щедрин). 

V. «ДЕРЕВО МУДРОСТИ». 
Задание: взять игроку со стола листок с вопросом. Если отвечает верно, то прикрепляет лист на дерево. Правильный ответ – 1 балл. 
Список вопросов.

1. Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П. Чехов). 
2. Как звали бабушку М.Горького? (Акулина Ивановна). 
3. Кто автор поэмы «Полтава»? (А.С. Пушкин). 
4. Назовите сына-предателя Тараса Бульбы (Андрий). 
5. Настоящая фамилия М. Горького? (Пешков). 
6. Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»). 
7. С кем воевали русские в Полтавском сражении? (Со шведами). 
8. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный...»). 
9. Кто спас генералов, которые оказались на необитаемом острове? (Мужик). 
10. Местность на реке Днепр, куда Т. Бульба решил отправиться со своими сыновьями? (Запорожье). 
11. Фамилия Хамелеона? (Очумелов). 
12. Из чего сделал мужик силки, чтобы накормить генералов? (Из волос). 
13. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»? (Мальчики-пастухи). 
14. Автор «Песни о купце Калашникова»? (М.Ю. Лермонтов). 
15.  Какой жанр народного творчества широко использовал Салтыков-Щедрин? (Сказку). 
17. Кто возглавил русские полки во время Полтавского сражения? (Пётр I). 
18. Какими строками начинается стихотворение Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя...»). 
19. На чём генералы вернулись домой? (На корабле). 
20. Название духовного училища, где учились сыновья Т. Бульбы? (Бурса). 
21. Кого укусила собака в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Хрюкина). 
22. Как генералы отблагодарили мужика? (Рюмкой водки да пятаком серебром). 
23. Какие элементы сюжетной композиции вы знаете? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка; могут быть пролог и эпилог). 
24. Как первоначально хотел назвать А.С. Пушкин поэму «Полтава»? (Мазепа). 
25. Что скрыл Кирибеевич от царя на пиру? (Алёна Дмитриевна – замужняя женщина). 
26. Виды художественного мира? (Жизнеподобный, исторический, комический, трагический, фантастический, сказочный и трагикомический). 
27. О какой библейской притче упоминается в повести Пушкина «Станционный смотритель»? (Притче о блудном сыне). 
28. Какие черновые названия трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» вы знаете? («Зависть», «Сальери»). 
29. Какие 3 легенды использовал Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери»? (Сальери отравил Моцарта, Бомарше отравил 2 своих жён, Микеланджело убил натурщика). 
30. В каких ролях Пётр I выступает в поэмах «Полтава» и «Медный всадник»? (1 – полководца, 2 – строителя). 
VI. «
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ».

дополнительные задания:

1) В каком городе родился А.С.Пушкин? (Москва)
2) Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
3) Каков жанр произведения «Полтава»? (Поэма)
4) Как называется двусложный размер стиха с ударением на первом слоге? (Хорей)
5) Назовите автора и название стихотворения?
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна. ( А.С.Пушкина «Бесы»)
6)В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? (Царскосельский лицей)
7) «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила , которая бы пересилила бы русскую силу». Назовите произведение. (Повесть «Тарас Бульба»)
8. Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня. Назовите автора. (М.Ю.Лермонтов)
9) Кто автор произведения «Человек на часах? (Лесков)
10) Узнайте произведение , назовите его жанр, автора.
Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву –реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную. («Песня про купца Калашникова»,поэма, М.Ю.Лермонтов)

ВИДЕОВОПРОС   Внимательно посмотрите на экран и постарайтесь узнать писателей и поэтов на портретах, записывайте их имена.

СОБЕРИ СЛОВО  Перед вами буквы. Постарайтесь угадать, какое слово в них спрятано. Составьте свои слова из этих букв. Буквы на слайде КОМОРЕЛУЬ (лукоморье)

ДА НЕТ   На прозвучавшие вопросы отвечают капитаны. Ответить нужно словами «да» и «нет». Никаких других слов не употребляем.
Капитан первой команды отвечает на вопросы.
1.Стихотворение «Весенние воды» написал Тютчев. Да
2.У Тараса Бульбы было двое сыновей. Да.
3.Младшего Дубровского звали Алексей. Нет.
4. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге называется хорей. Нет.
5. А.С.Пушкин родился в 1799 году. Да.
6.Стихотворение Н.Некрасова «Железная дорога» посвящается детям. Да.
7. Генералы из сказки Салтыкова –Щедрина жили в Москве. Нет.
8.Француза –учителя звали Дефорж. Да.
9.В «Песне про купца Калашникова» одним из героев является образ Ивана Грозного. Да.
10.Метафора – употребление слов в переносном значении . Да.

Капитан второй команды отвечает на вопросы.
1.Стихотворение «Парус» написал А.С.Пушкин. Нет.
2.Кистеневка – деревня Дубровского. Да.
3. Андрий предал Родину. Да.
4.Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» относится к пейзажной лирике. Нет.
5.В сказке Салтыкова–Щедрина два генерала прокормили одного мужика. Нет.
6.Фамилия главного героя рассказа «Человек на часах» – Постников. Да.
7. Эпитет- художественное определение, называющее не конкретный признак , а признак предмета через восприятие автора. Да.
8.Алёна Дмитриевна – героиня романа «Дубровский». Нет.
9.Действие «Песни про купца Калашникова» происходит в Москве. Нет.
10.М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году. Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия кружка "Литературный калейдоскоп" в 5 классе по ФГОС

Данная разработка поможет провести увлекательное занятие литературного кружка с учениками 5 класса, а также материалы помогут провести обобщающий урок литературы, посвященный сказкам....

Игра "Литературный калейдоскоп"

Данная презентация может быть использована в 8-9 классах при проведении предметной декады (недели) по литературе с целью развития интереса к предмету....

Игра "Литературный калейдоскоп"

Данная интеллектуальная игра позволяет учащимся расширить свой кругозор, обобщить свои знания....

Литературная викторина для 6 класса "Литературный калейдоскоп"

Литерататурная викторина для 6 класса "Дитературный калейдоскоп" состоит из 17 вопросов по произведениям, включенным в учебники В.Я. Коровиной для 5-6 классов....

Викторина "Литературный калейдоскоп"

Урок-игра для студентов 1 курса СПО по литературе....

Литературный калейдоскоп

Дискуссия -игра для учащихся, изучающих немецкий, английский и испанский языки, с целью знакомства с биографией и творчеством писателя Владимира Владимировича Набокова....

Внеклассное мероприятие "Литературный калейдоскоп" (7 классы)

Цели внеклассного мероприятия:- расширить познавательный интерес учеников к литературе;- развить речь, мышление, внимание, память;- выявить уровень знания художественной литературы;- выявить общую эру...