Урок русского языка в 6 классе на тему "Возвратное местоимение".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тишкина Мария Андреевна

Цель урока: формирование знаний о возвратном местоимении СЕБЯ.  

Тип урока. Урок «открытия» новых знаний.                                                                    

Задачи:

  • образовательные: совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания;
  • развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, уважительного отношения к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема «Возвратное местоимение».

Цель урока: формирование знаний о возвратном местоимении СЕБЯ.  

Тип урока. Урок «открытия» новых знаний.                                                                    

Задачи:

  • образовательные: совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания;
  • развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, уважительного отношения к русскому языку. 

Планируемые результаты:

* предметные: учащиеся научатся определять в тексте возвратное местоимение себя и использовать его в речи;

* метапредметные:

регулятивные УУД:

- учащиеся научатся определять последовательность промежуточных целей для достижения результата, корректировать свою работу и работу партнёра;                                                                                                            

познавательные УУД:

- учащиеся научатся отрабатывать умения давать полные ответы, высказываться, выделять главное, делать выводы и устанавливать закономерности;

коммуникативные УДД:

- учащиеся получат возможность активно сотрудничать с партнёром, в группе, развивать умение слушать и слышать других, связно высказывать свои мысли, следить за логикой рассуждения партнёра, аргументировать свои ответы, формировать собственное мнение и позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

* личностные: формировать   интерес к русскому языку.

Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности.  

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

Проверка домашнего задания (упр. 444, параграф 77). Фронтальный опрос:

- что называется местоимением?

- назовите личные местоимения;

- когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?

- как пишутся местоимения с предлогами?

- отгадайте, что это за местоимения.

1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) 2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Яма) 3) Сколько личных местоимений в слове семья? (семь я) 4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь) 5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква)

Учитель: какие трудности вы испытали при выполнении задания?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.                                                                                           

Раздаточный материал.

Учитель: прочитайте текст и подчеркните местоимения.

Я люблю спорт. Особенно мне нравится футбол. Им я занимаюсь с раннего детства. Становясь сильным, приобретаешь уверенность в себе.                                          

           Учитель: проверим, какие местоимения вы выписали.                                                                                                

           (Я, мне, им, ?себе?)                                                                                       

           Учитель: какие затруднения у вас возникли?                                                                                  

           Слово  себе.

           Учитель: попробуйте просклонять это слово как личное местоимение.                                                            

           Ученики приходят к выводу, что слово себе не похоже на личные местоимения: нельзя поставить его в форму именительного падежа.      

           III. Выявление места и причины затруднения.                                    

           Учитель: над какой темой мы работали на прошлом уроке?                                                    

           Ученик: мы работали над темой «Личное местоимение».                   

           Учитель: в чём же заключается проблема?                                                

           Ученик: мы не знаем, какой частью речи является слово себя.               

           IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).                                                                                                        

           Учитель: какова же цель нашего урока?        

           Получить информацию о слове себя.

           Учитель: какие методы мы использовали ранее для решения подобных проблем?                                                                                                                            

            Метод наблюдения, работали с учебником.        

            V. Реализация построения проекта.                                                       

            Учитель: я предлагаю вам обратиться к учебнику (стр.69). Прочитайте самостоятельно параграф 78 (работа с учебником).                                                                                                      

            Учитель: теперь мы можем ответить на вопрос, какой частью речи является   слово СЕБЯ?                                                                                                                            

            СЕБЯ - возвратное местоимение . В этом разряде только одно слово. У него есть падежные формы, но нет именительного падежа и формы множественного числа.    

            В грамматической тетради склоняем местоимение себя, выделяем окончание.                                                                                  

           Учитель: теперь мы можем  сформулировать тему урока и записать                                                                                                                                                                                                                                                        её в тетради.

           Учитель: обратимся к шутливому стихотворению (раздаточный материал), прочитаем его вместе и определим падеж местоимения себя, затем сверим с эталоном в грамматической тетради.      (Устно)                                                                                                  

          Р.п. Как люблю я себя,                                                                                                            

          Т.п. Как любуюсь собой,                                                                                                        

          П.п. О себе говорю день-деньской.                                                                        

          Д.п. И себе установку даю:                                                                                                                            

          В.п. Вижу только себя и люблю.                                                                      

           Учитель: были затруднения при выполнении задания? Какой вывод можно сделать?                                                                                                                              

           Работали над падежными формами местоимения себя и убедились, что у него нет именительного падежа и формы множественного числа.                 

          VI. Первичное закрепление во внешней речи.                                                      

          Учитель: необходимо закрепить знание правила и умение применять его на практике.                                                                                                                    Сейчас на экране появятся рисунки. К ним надо составить предложения, обязательно включив возвратное местоимение СЕБЯ, записать предложения в рабочую тетрадь. Эту работу выполняем в парах, вы можете совещаться. После каждого рисунка проверка по эталону составленных предложений.                                                                                                                                

          1. Мальчик забивал в стену гвоздь и ударил себя по пальцу.                                              

          2. Девочка любуется собой в зеркале.                                                                      

          3. Ветеран рассказывает про себя ученикам.                                                                          

          4. Малыш уронил на себя тарелку с супом.                                                                            

          5. Старшая сестра несёт на себе младшую сестрёнку.          

          Учитель: испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?    

          VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.                                         

          Учитель: а теперь побудем в роли учителя и исправим ошибки в предложениях, составленных иностранцами (раздаточный материал). Исправьте, проговорите друг другу исправленный вариант предложения и запишите в тетрадь.                                                                        

          Надо быть уверенным собой.                                                                                            

          Будь внимательным с собой.                                                                                                

          Сам надо строже относиться.                                                                     

          Учитель: объясните, какие допущены ошибки.                                                                                                        

         Везде вместо слов собой и сам надо употреблять местоимение СЕБЯ в разных падежах.                        

            VIII. Включение в систему знаний и повторение.                                         

            Учитель: теперь вы можете самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Работаем в группах.  В конвертиках вам будут даны слова, чтобы составить предложения, обязательно добавляете в каждое возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже. Затем нужно расположить предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст. К данным в конвертике словам можно добавить свои.                                                                                                                          

             Первое предложение: Мы с ребятами решили сделать скворечник (на доске).                                                          

             Слова в конвертиках:                                                                                                                

             1 предл. -  пригласил, одноклассники;                                                                                              

             2 предл. -  уверены, способности;                                                                                                        

             3 предл. -  выбрать, часть, работа;                                                                                                        

          4 предл. - контролировать, действия, не ссориться;                                                                          

          5 предл. -  гордиться, замечательный, потому что, получиться.            

         Учитель: прочитайте ваш текст. Проверим его по эталону (на экране).                                                                                                                            

         1) Мы с ребятами решили сделать скворечник (на доске).                                                          

         2) Я пригласил одноклассников к себе домой.                                                                   

         3) Ребята были уверены в себе и в своих способностях.                                                     

         4) Каждый выбрал для себя часть работы.                                                                             

         5) Мы контролировали себя, свои действия и не ссорились.                                                     

         6) Потом мы гордились собой, потому что скворечник получился замечательный.                                                                                                            

         Учитель: теперь в данных предложениях определим падеж возвратного местоимения и его синтаксическую функцию. Кто допустил ошибки?

        Учитель: молодцы, ребята. Теперь немного передохнем. Проведем физкультминутку. 

        Учитель: проверим, все ли усвоили тему. Проведём «Выборочный диктант».  Я читаю текст. Вам нужно выписать личные местоимения в первый столбик, а возвратные во второй.                                                              

         Нам поручили ответственную работу. Я полагаюсь на себя в любой работе. Друг пригласил меня к себе в гости. Ребята долго трудились, и потому они заслужили хороший отдых. Недостатки ищи прежде всего в себе и не хвались собой.  Ему долго пришлось вспоминать события. Я написал в анкете о себе. Свои ошибки я не найду в твоём тексте.        

        Учитель: обратимся к эталону проверки выборочного диктанта.                                                                                                                          

        1. Личные местоимения: я, нам, меня, они, ему.                                                   

        2. Возвратное местоимение в разных падежных формах: о себе, на себя, к себе, в себе.                                                                                              

        Учитель. Какие затруднения у вас возникли? Были ли ошибки?                        

        Куда определить слова свои, твоем? Предположите, какая это часть речи?                                                                     Значит, у местоимений больше двух разрядов и нам есть над чем ещё работать.

        IХ.  Рефлексия учебной деятельности.    

         Учитель. Чему был посвящен урок? Что вы узнали? Чему научились? Какие трудности возникали во время работы?        

        Выставление оценок за урок                                                                                            

        Домашнее задание: упр.449 (поработать с фразеологическим словарём)

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка ( 6 класс) "Отрицательные местоимения"

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.Чтобы учащиеся не...