Путешествие в Хохлому
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

интенгрированный урок русского языка и изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx81.36 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Сергокалинская СОШ№2»

Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства в 9 «Б» классе.

Тема: 

2192

Провела учительница русского языка и литературы  

Курбанова Фарида Абдуллаевна

Сергокала 2019г

Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства в 9 «Б» классе.            

Тема урока: «Путешествие в Хохлому»

Цель урока: закрепить знания о знаках препинания при прямой речи и при косвенной речи; развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности; воспитывать любовь к языку, чувство патриотизма, уважение к традициям.

Задачи:

а) знакомство с искусством хохломской росписи,

б) совершенствовать навыки пользования разными формами речи (диалог, прямая речь, косвенная речь),

в) написать рассказ, используя разные формы речи (диалог, прямая речь, косвенная речь) на тему: «Путешествие в хохлому».

                                    Оборудование:

  1. Изделия хохломы (ваза, ложки).
  2. ТСО, презентация
  3. Иллюстрации.
  4. Карточки со схемами прямой и косвенной речи

                                        [Д]

                                      План:

  1. Поездка в хохлому.

а) теплая встреча.

                 2. Рассказ гида

                      а) местонахождение Хохломы

                      б) техника окраски хохломских изделий

                3. Хохломская роспись.

Ход урока: «Чтобы понять что-нибудь, надо это сделать». (Софокл)

  1. Оргмомент. –« Здравствуйте, ребята, садитесь».  Учитель начинает урок с чтения стихотворения.
  2. Введение урока. Откуда начинается Россия? 

… Россия начинается с пристрастия

к труду,

к терпенью,

к правде,

к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

                                                    Россия

Не с гор берет начало, а с себя.                  

                                                              (В. Боков)

- На этом уроке вы узнаете, как изготавливают посуду с хохломской росписью. А затем опишите технологию выполнения изделий в своих творческих работах.

   В процессе урока вы будете заполнять «ментальную» карту, которая поможет вам понять что такое хохломская роспись.

  1. Работа над предложением ( один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях).

                                [д]

Русск… з…мля изд…вна слав…тся н…родными промыслами: весёл… матрешкой, дымковск… игрушкой, жостовск… подносом, син… гжелью.

          Задания:

  1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
  2. Расставьте знаки препинания.
  3. Объясните лексическое значение слова промысел.

4.Работа со словарем.

- В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова узнаем одно из значений слова промысел:

   Промысел – мелкое ремесленное производство обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.

Художественный промысел – изготовление народных художественных изделий.

- «Российский гуманитарный энциклопедический словарь» дает такое объяснение:

Народные художественные промыслы – форма народного творчества, включающая изготовление предметов быта, имеющих характер произведений декоративно – прикладного искусства: вышивка, керамика, ковроделие, обработка дерева, камня, металла, кости, кожи т.д.

- И сегодня вы познакомитесь с одним из народных промыслов.

- Посмотрите на картинку. Здесь разные изделия: ложки, сахарницы, супницы, сухарницы, солонки и многое другое. Это и есть хохломское прикладное искусство.

5. Продолжение знакомства с новыми словами (см. на доску).

      Заочная экскурсия в Хохлому.

   Сейчас вы увидите инсценировку.

Путешественники приехали в хохлому для знакомства с народным промыслом Хохломы.

   Итак, начинаем. Теплая встреча гостей.

Абдусаламова Зухра выходит в национальной одежде с хлебом и солью.

- Добро пожаловать в Хохлому, дорогие гости!

Омарова Халимат (гид).

- Здравствуйте, во время путешествия я буду сопровождать вас.

- Что вас больше всего интересует?

Магомедова Наида (1-й ученик).

- Скажите, пожалуйста, в каком веке зародился художественный промысел Хохломы? И в какой области нашей страны он используется?

                      (слайд 1, 2, 3).

- Спасибо.

Чупанова Оксана (2-й ученик).

- Вы не можете описать технику окраски хохломских изделий.

                      (слайд 4, 5, 6).

Ментальная карта. По этой карте будем ориентироваться.

   Учитель показывает изделия (вазу, ложки и картинки).

   Рассказ учителя о процессе фоновой росписи.

   Самым излюбленным орнаментом (узором) является так называемая «травка». Она изогнутая, кустиком или одной былинкой.

   Травка превращается в «кудрины» (завитки), похожие на перья жар-птицы. Курины всегда пишутся золотом.

  1. Сначала мастер наводит кистью контуры рисунка.
  2. Окрашивается фон вокруг намеченных контуров черной, коричневой или зеленой краской.
  3. На листьях рисуют прожилки, на цветах – тычинки.  Штрихами подчеркивают объемность растительных узоров.
  4. Между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые нанизывают ягодки, листочки».

  1. Работа по картинке «технология промысла». На створке таблицу закрываю.
  1. Задание. Исправьте ошибки в последовательности изготовления изделий. Роспись (6). Белье (1). Грунтовка (3). Пропитка льняным маслом (2). Сушка. Олифление (4). Лужение (5). Лачение (7).

    Ответ: Заготовка.

                 Минутка здоровья.

Представим, что мы хохломские художники. Давайте нарисуем «травку». Ученик (Магомедова Рашидат) рисует на заранее приготовленной чаще «травку».

   Отложите ручки в сторону и нарисуйте чашу в воздухе. А затем повторите все элементы, которые нарисует наш товарищ на чаще.

  1. Поворачивайте кисть налево и направо.
  2. Рисуем листочек, затем цветочек.
  3. Широкими мазками рисуем усики, изогнутые листочки.
  4. Нанизываем ягодки.

             Творческий практикум

    Попробуйте нарисовать хохломские узоры ручкой в тетради.

Читает стихотворение Аминат:

                                   Мастера, скорей за дело,

                                   Украшай посуду смело!

                                  Составляй такой узор,

                                  Чтобы радовал он взор.

                           (Рисунок  учащихся.)

Задание:

а)Опишите узоры изделий на конфетнице.

На конфетнице на темном фоне нарисован аморфный узор.. Золотом нарисованы цветочки. На черном фоне свободно раскинулись его листья. Они зеленого цвета. Узорная листва украшена мягкими завитками травы.

б) Работа над описанием действия.

- Теперь ваша задача – научиться описывать действия мастера по росписи.

- Что означает слово роспись?

    Роспись – изобразительное искусство  - создание художественных образов с помощью красок.

- Теперь ваша задача – научиться описывать действия мастера по росписи.

 – Итак, каков порядок хохломской росписи?

                                       [Д]

      После ………….мастер выполняет элементы росписи сразу кистью, без    предварительного рисунка карандашом.

    Расписанное и просушенное изделие ………и…………в печи при температуре 270-300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает желтый цвет.

                                 Слова для справок:

Лужение и сушка, покрывают пищевым масляным лаком, закливают.

Начать сочинение можно так.

Почему хохломские изделия всем нравятся? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились в заочное путешествие в Хохлому.

- Какая концовка подходит для сочинения?

Искусство Хохломы завоевало признание во всем мире.

                                        Подведение итогов .

- Понравилась ли вам экскурсия?

- Что же такое Хохлома?

                                     Работа с ментальной картой.

[Глина ] – Посуда, ложки, чашки, конфетницы

Хохлома (черный, зеленый, коричневый) – «травка», листья, цветы, птицы.

   Задание на дом: - Напишите сочинение с элементами описания действий «В мастерской хохломы».

                                В конце урока стихотворение хором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...